нравы гжельцев. Условия формирования нравов и характера гжельцев
Скачать 52.92 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно-эстетического цикла Научно-исследовательская работа «Условия формирования нравов и характера гжельцев» Автор: Дементьев А.О. Учитель истории и обществознания 2022 Содержание: Список литературы и интернет-ресурсы 13 Введение Мы живем и учимся в селе Гжель. Гжельская земля– это место, где жили наши предки, а теперь живут наши родители и мы, наши друзья и соседи. Это сказочный край, который мы называем своей малой Родиной. Сегодня ГЖЕЛЬ - на весь мир известный народный промысел. Славу ему принесли люди. И мы поставили перед собой задачу рассмотреть и понять, что это были за люди, какие черты характера позволили им стать одними из лидерами в фарфоровом производстве России. Какие нравы царили в Гжели и как они помогали, а может быть мешали мастерам. Нра́вы — обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы. Нравы поддерживаются в обществе путём моральных отношений или же, наоборот, представляют собой отступления от требований нравственности, присущих окружающему обществу. Нравы отражают моральные ценности общества. Цели 1. Рассказать какими были наши предки, проживающие в селе Гжель. 2. Показать какими чертами характера они обладали и как это проявляется сегодня. 3.Применить полученные знания на уроках и внеклассных мероприятиях Гипотеза. Нравы ,характер гжельцев формировались в очень не простых условиях, связанными с историей нашей страны и края, а так же с особенностями природно-географического положения Гжели. Много положительных черт сохраняются и сегодня. Задачи Изучить интернет-ресурсы и книги по данной теме. Ознакомиться с материалами музеев по данной теме. Посетить музей ГГУ и Историко-краеведческий музей города Раменское. Сделать выводы на основе изученных материалов. Этапы Подготовительный Исследовательский Деятельностный Оценочный Актуальность Сегодня как никогда высок интерес к народным промыслам и особенно к нашему гжельскому. Работая над этим проектом, мы надеялись, что внесём свою небольшую частичку в возрождение нашего промысла, повысим интерес к его истории. Немного из истории Гжели… Своё название промысел получил от слова “жгель” ,т.е. “жечь” или “обжечь”. Гжель - это 22 деревни, 5 сел и 7 поселков. Гжель- и старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. До 14 сортов глины известны в Гжели. Стоит отметить, что Гжель не всегда была сине- белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Её делают и сейчас. Трудолюбие гжельцев. Слухи о бесплодии гжельской земли преувеличены, хотя она действительно во многих местах небогата и не везде пригодна для земледелия. Тем не менее, распахивали её немало. Засаживали разнообразно: гречихой, рожью, просом, льном, коноплёй, ячменём, овсом, картофелем и другими культурами. Упрёки в низкой культуре земледелия так же сомнительны: севооборот и органические удобрения присутствовали в обязательном порядке. Механизации, естественно, было не больше чем вообще по России. По статистическим данным 1878 года, на отхожие промыслы из пределов Гжельской волости ежегодно уходило 952 мужчины и 177 женщин. К 1899 году в Гжели насчитывалось 177 заведений, где работало более трёх тысяч рабочих. Ежегодно добывалось около 500 тысяч пудов гжельской глины. Рабочий день был очень длинен. Он продолжался с 6.30 часов утра до 8 часов вечера, с тремя перерывами – на обед и чай. Большинство гжельских рабочих имели небольшие земельные наделы и скот. На время сенокоса и уборки урожая они уходили на полевые работы. Однако это не оказывало большого влияния на производственную и коммерческую деятельность местных заводчиков, так как предприятия наиболее интенсивно работали зимой, когда можно было пользоваться удобным и более дешёвым санным путём. Поэтому здесь терпимо относились к таким отлучкам рабочих. Большая часть гжельских предприятий, не только мелких, но и сравнительно крупных, не была огорожена заборами, а производственные цехи никогда не запирались. На многих заводах долго не было правил внутреннего распорядка, обуславливающих начало и конец рабочего дня. Сдельная оплата труда подавляющего большинства рабочих исключала такие формальности. На заводах Гжели не было подсобных рабочих. Мастера сами, своим инструментом устанавливали себе гончарные круги. Приносили за сотни метров на руках глину из массозаготовительного цеха. Сами её разувлажняли, тщательно переминали, перебивали руками, стоя на коленях на полу. Отформованные изделия на доске, положив её на плечо, относили в горновой отдел. Не было здесь никаких механизмов или простейших приспособлений, которые хотя бы в какой-то мере облегчали тяжёлый труд рабочих точильщиков. В расходы заводчиков не входило ни отопление, ни освещение мастерских. Рабочие приносили из дома немудрёный инструмент, свечи, а позднее – керосин и лампы. Люди часто задыхались не столько от 30-градусной жары, сколько от облаков вредной пыли. Десятки гжельцев умирали от отравления свинцом и силикоза. Ещё хуже стало, когда во второй половине прошлого века для улучшения внешнего вида фарфоровой посуды в состав глазури стали добавлять мышьяк. Двенадцати-тринадцати часовой рабочий день в жарком, пыльном и душном помещении совершенно выматывал. А рабочим ещё предстояло по осенней грязи или зимой в метель идти домой и там управляться со своими домашними делами. Мы делаем вывод-гжельцы очень трудолюбивый народ. Самобытность и восприимчивость ко всему новому. Если в середине 19 века о Гжели говорили как о «русском Стаффордшире», то в начале 20 века конкуренция нарождающейся фабрично-заводской промышленности затягивает промыслы всё более мёртвой хваткой. Что повлияло: Мировой экономический кризис 1900-1903 и русско-японская война 1904-1905.В это время гжельцы переходят на выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности. Заказчиками были фирмы» Ферейн» и «Динамо». Ассортимент составляют аптекарская посуда, баночная(Фенино),изоляционные ролики, розетки ,штепсели… Выпускали в глиняную игрушку, которая моментально сметалась с прилавков. Делали солдатиков, всадников, коников, зверюшек, кукол-голышей и ванночки для них, зеленые и розовые вазы украшенные рельефными изображениями девочек и мальчиков в матроске под деревом(как на кузнецовских заводах раннее).Выпускали и наборы из семи слоников. Мастер Строгановского училища полуграмотный гжелец Георгий Васильевич Монахов создаёт разнообразные глазури, которые принесли училищу мировую славу. «Ассортимент» гжельской майолики дополняли изумительные изразцы для печей и каминов, которых только в коллекции Эрмитажа сегодня свыше 500 образцов. Читая книгу «Гжель. Истоки творчества и мастерства» Б.В. Илькевич и В.В. Семёнова мы узнаем, что гжельцы могли освоить производство майолики на фабрике Афанасия Гребенщикова. Ведь ещё со времени её открытия в 1724 году многие из них работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, гжельские мастера быстро улавливали секреты нового производства и, возвращаясь в родные места, строили собственные небольшие горны, открывали производства керамики. При этом использовали не только обычные красные глины , но и другие, по фабричным рецептам, с примесями минеральных добавок. В чем-то гжельцы пошли даже дальше мастеров Гребенщикова. Сумели, например, получить бесцековый полив, тогда как на заводе Гребенщикова выпускали керамику, покрытую цеком – сеткой тонких трещин по поверхности эмали. Самобытные гжельские творения пользовались неизменным спросом. Каждый мастер «имел свою манеру», привносил в изделие собственное видение окружающего мира. Особенно искусны гжельцы были в изготовлении кумганов и квасников – крупных кувшинов, формой напоминающих старинные походные фляги. Известно, что первый фарфоровый завод был основан в деревне Володино в 1802 году крестьянином Павлом Куличковым (Куликовым или Куликом – разных источниках фамилия значится по-разному). По преданию, Куличков сначала работал на фарфоровом заводе Гребенщикова, где изучил технологию производства фарфора. Вернувшись домой, он построил в своей деревне маленький горн. Взял себе в помощники племянников, мужика со стороны по прозвищу Сологай и начал всем на удивление невиданную посуду делать. Сегодня предприятия Гжели выпускают пользующиеся большим спросом «Ждуна»и «Машеньку» из популярного мультфильма. Гжельцы всегда шли в ногу со временем и быстро приспосабливались к запросам покупателей. На всё готовы, ради секретов производства: Так по преданию, тот же Куличков, семь лет процесс хранил в тайне. Его помощник Сологай выболтал секрет, когда его подпоили мужики. По другой версии крестьянин Иван Копейкин проник ночью в мастерскую, подсмотрел устройство горна ,по третьей ненастной ночью кузяевцы Храпунов и Гусятников через трубу проникли и срисовали устройство горна. Ради фарфорового дела гжельцы готовы были на многое. Милосердие и благотворительность У предпринимателя Афанасия Киселёва было детище, составляющее, быть может, главный смысл его жизни – строительство церкви для односельчан. Известно, что объединив земляков вокруг строительства храма, он сам вложил в этот проект немалые средства. В 1860 году православная церковь в Речицах была построена. Со дня основания храма особое внимание уделялось благотворительности и просвещению. Собирались средства в пользу бедных, пожертвования на открытие школы. Судя по документам, вклад в открытие санатория в Коняшино внесли многие состоятельные люди. Возможно, что благодаря именно авторитету и личному примеру «фарфорового короля», М.С. Кузнецова, который поддерживал благотворительные проекты Пушкина А.А.. В 1900 году коняшинский заводчик А.Г. Марков пожертвовал земству 130 тысяч рублей на строительство лечебного учреждения для больных туберкулёзом кустарей и рабочих фарфорово-фаянсовых предприятий гжельского района. Но его инициатива не встретила активной поддержки со стороны бездеятельных, тупых чиновников уездной земской управы. Семь лет потребовалось им на составление, уточнение планов и смет для постройки. Окончательное решение о строительстве санатория для лёгочных больных было принято только в 1907 году. Два года длилось строительство на участке в сосновом бору около деревни Коняшино. И только в 1909 году был, наконец, открыт этот санаторий – тогда чуть ли не единственное лечебное учереждение такого типа в России. В деревне Ново-Харитоново была построена кузнецовская богадельня. Это большое двухэтажное деревянное здание было построено королём фарфора И.Е. Кузнецовым как раз на том месте, где сто лет назад его прадед заложил первый завод. Рядом с богадельней была воздвигнута небольшая старообрядческая церковь. Сегодня человеком года в Гжели признан Василий Панин.Он постоянно безвозмездно оказывает помощь детским домам и погорельцам, людям попавшим в беду .Мы делаем вывод, что благотворительность и милосердие-отличительная черта гжельцев. Религиозность Огромную роль в жизни гжельцев играла и религия, которая влияла и на творчество и на весь уклад жизни. Главной церковью была Успенская церковь села Гжель, первое упоминание о которой относится к первой половине XVII века. К началу XX века в границах прихода было ещё и пять часовен. Служба не прекращалась до 30 годов 20 века. Особой красотой обладают глиняные иконостасы ,которые можно увидеть по всей России. В конце 19 века заказы на керамические иконостасы Товарищества М.С.Кузнецова размещались на 11 фабриках. Все они получили мировую известность и экспонировались на зарубежных выставках как образцы национальной культуры. Что интересно-список прихожан Успенской церкви в 1926 году составлял более 300 имен, в то время как отношение к церкви уже было враждебным! Что бы поставить подпись добровольно о перерегистрации общины требовалось определенное мужество. И такое МУЖЕСТВО у наших гжельцев - мастеров было! Сегодня в гжели восстанавливаются старые храмы и строятся новые часовни. Многие гжельцы активно участвуют во всех церковных мероприятиях. В продукции гжельцев тоже присутствует религиозная тематика. Набожность и религиозность ещё одна черта гжельцев. Тяга к знаниям. Образование играло огромную роль в жизни народа. Гжельская начальная школа(училище), основана удельным ведомством в 1839 г. и является самой старой школой в Московской области. В училище ходили из с. Гжель, д. Обухово, Трошково, Кошерово, Григорово, Минино, Коняшино, Глебово и Фенино, имевших 850 дворов и состоявших в одном церковном приходе. Кроме Гжельской школы, в нашей местности было ещё несколько начальных училищ. В 1897 г. открылась Григоровская земская школа. Её учительница Н.А. Колобова получила Дмитровскую премию в 1904 году. Эта награда была установлена Бронницкой управой в 1882 году в честь директора Раменской прядильной фабрики и давалась одному учителю в год! Фенинская церковно-приходская школа была открыта в 1899 г. Коняшинская земская школа была открыта в 1910 г. в наемном здании при попечительстве купца А.В. Голованова. В начале века самый большой стаж работы в школах уезда был у учительницы Гжельской школы Веры Алексеевны Смирновой-27 лет, работавшей в ней с 1882 года. Причём если во всех школах на одного учителя приходилось 45 человек, то в Гжельской школе-68 человек. Можно сделать вывод, что наши мастера гжельцы в начале века к образованию относились очень серьёзно что безусловно сказывалось и на производстве. Сегодня в Гжели действует несколько школ и все они занимают не последнее место в рейтинге школ района и области. Активно участвуют в олимпиадах и конкурсах разных уровней и занимают призовые места. Действует так же колледж и Университет. Все учащиеся, за редким исключением, продолжают своё обучение после школы. ЮМОР Мастера промысла производили и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки сельской жизни в наполненных юмором композициях, героями которых были солдаты, крестьяне, модницы и франты. Продукция пользовалась неизменным спросом. Гжельского мастера характеризует и такая история. Как-то, зная не понаслышке касту чиновников, Афанасий Киселёв решил создать несколько скульптурных портретов. Ему так тонко удалось подметить и перенести в изделия суть характеров своих персонажей, что это вызвало скандал. Власти посчитали начинание «глубоко безнравственным», и статуэтки было предписано уничтожить. Негативные качества характера гжельцев. Нами выявлено, что гжельцы обладали и вредными привычками, ведь не зря в каждой деревне было питейное заведение, даже в церкви Успения Богородицы, в советские годы, было кафе, которое местные называли «Шалман». По переписи 1871 года, в 16 деревнях Гжели было 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений . Не любили гжельцы и чужаков ,которые могли, что называется ,отнять у них их хлеб. Так по легенде дом знаменитого мастера по прозвищу «Глина», который переехал в Гжель из Москвы сожгли. Был и ещё один дикий с нашей точки зрения обычай «прописки» нового работника- Каждый принятый на завод рабочий, в том числе и подросток, должен был отдать свою первую получку на так называемый магарыч – пропой соседям по работе. Был ещё более дикий обычай первого трудового «крещения» подростков, называемый в Гжели «лохматкой». Несколько взрослых рабочих неожиданно хватали новичка, клали его на грязный пол, заворачивали ему на голову рубаху, стаскивали с него штаны, затем, обильно поливая оголённый живот парнишки грязной водой, оттягивали на животе кожу и как бы отрубали её ребром ладони. Испуганные крики и слёзы подростка заглушались громким смехом его мучителей. Но никто из взрослых, даже присутствующие при этом отцы, не пытались встать на защиту ребят и осудить нелепые обычаи, порождённые невежеством. Почти полное отсутствие медицинской помощи населению способствовало деятельности множества невежественных лекарей, всяких бабок, знахарей, наговорщиков которые «лечили» от всех болезней. Но от их знахарства количество болезней не сокращалось, а ещё больше увеличивалось. Однако уездные власти и хозяев это мало трогало. Заключение : Сметка, хватка, предприимчивость-это с одной стороны. С другой-стремление вести дела честно, работать качественно. Вот что отличало гжельцев. На гжельской земле остались следы многолетнего изнурительного труда наших предков. Вооружившись ломами и лопатами, они упорно искали своё мужицкое счастье не на земле, а под землёй, добывая знаменитую гжельскую глину. Гжельские мастера- всегда были и остаются великими тружениками и новаторами, творцами и настоящими патриотами. Мы гордимся своими предками и тем, что мы живём и учимся в таком сказочном крае как ГЖЕЛЬ! Выводы: Целью нашего исследования были нравы гжельцев. Целью нашего исследования были нравы гжельцев. Полностью подтвердилась наша гипотеза о том,что гжельский характер формировался в очень не простых условиях и многие положительные качества гжельцев проявляются и сегодня. Мы смогли увидеть ,что гжельцы обладали очень многими положительными чертами, которые позволили им их промысел, их изделия поднять до всемирной известности и поставлять их изделия не только заграницу ,но и к царскому столу. Конечно не все нравы мы раскрыли и изучили мы сумели только показать трудолюбие, юмор, новаторство ,религиозность ,стремление к знаниям. Оставляем для следующих исследователей не изученный нами материал. Список литературы и интернет-ресурсыИнтернет-ресурсы. https://www.facebook.com/photo.php?fbid=646275795556661&set=gm.1852385151716212&type=3 Социальные проблемы Гжели, Возрождение промысла с начала ХХ века по настоящее время - Гжельская керамика. studbooks.net За Христа потерпевшие.Никонов В.В. Т.2 ,ГГУ. 2017 г. Край Раменский .Народное образование. Аверьянова М.Г.2000 г. Эта звонкая сказка Гжель .Логинов В.,Скальский Ю. 1994г. Гжель.Истоки творчества и мастерства.ГГУ. 2017 Бронницкий уезд.храмы Раменского района. Олег Пэнэжко.2012 г. Край Раменский ХХ век. Аверьянова М. Г.1995 г. Гжель-российская жемчужина.Энциклопедия русских деревень. Аверьянова М.Г. 1993 г. |