Главная страница
Навигация по странице:

  • Различия

  • Композиция

  • Завязка

  • Кульминация

  • Литература. Анализ. В. А. Жуковского Спящая царевна иА. С. Пушкина Сказка


    Скачать 16.98 Kb.
    НазваниеВ. А. Жуковского Спящая царевна иА. С. Пушкина Сказка
    АнкорЛитература
    Дата10.04.2023
    Размер16.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнализ.docx
    ТипСказка
    #1051254

    Сравнительный анализ сказок В. А.Жуковского «Спящая царевна» и А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм.

    Сюжет

    В основу сказок положен сюжет народной сказки. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник - волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А указывает на западно - европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа. Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.

    Совпадения

    • Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле

    • С царевен снимается проклятие

    • Царевны обе красавицы

    • Царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек - 7 богатырей

    • Царевны пробуждаются - оживают

    • Женитьба спасителей на царевнах

    Различия

    • Царевна Жуковского подвергается колдовству обиженной злой феи, а у Пушкина царевна стала жертвой происков завидущей мачехи

    • Пушкинская героиня спит три дня, в то время как героиня Жуковского засыпает на триста лет.

    • Царевна Жуковского спит в замке, а царевну Пушкина отнесли в грот, где она возлежит в хрустальном гробу.

    • Главный колдовской предмет в пушкинской сказке - яблоко, а у Жуковского царевна засыпает, уколовшись о веретено.

    • Царевна Жуковского возвращается в реальность благодаря поцелую принца, а пушкинская героиня - в результате удара принца о хрустальный гроб

    Композиция

    Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин. У Жуковского: Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей. Он в согласье много лет; А детей все нет, как нет. У Пушкина: Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.

    Завязка

    У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери. У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи. Развитие действия: у Жуковского: пир - взросление царевны - укололась веретеном и уснула, все уснули - охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца. У Пушкина: Сватание царевны - девичник - гнев и зависть мачехи - Чернавка уводит царевну в лес - жизнь царевны в доме 7 богатырей - отравление царевны яблоком - погребение ее в горе - поиски невесты королевичем Елисеем - спасение царевны - смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

    Кульминация

    У Жуковского: На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал.

    У Пушкина: Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг ожила. Сказочная концовка - свадьба, пир. У Жуковского: Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот ни капли не попало. У Пушкина: И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.


    написать администратору сайта