эстетика и искусство в советский период. В данной статье рассказывается о распространении эстетики в советский период
Скачать 14.96 Kb.
|
В данной статье рассказывается о распространении эстетики в советский период. Махлина акцентирует внимание читателя на том, что в советский период во время «оттепели» наблюдался духовный подъем, и в жизни советских людей открылись новые горизонты. Практически во всех учебных заведениях – начиная со школы, в средних учебных заведениях и во всех вузах без исключения изучалась эстетика. Правда, это была марксистко-ленинская эстетика. И все же она во многом способствовала эстетическому воспитанию общества. Однако во многом дидактизм, начетничество стали вымывать эту науку из учебного процесса. Если преподаватель стремился соответствовать всем нормативам, диктуемым идеологическим давлением, наука эта оказывалась скучной и неудобоваримой. Сами представители эстетики во многом дискредитировали эту науку. Часто незнание и непонимание основ языка того или иного вида искусства приводили к нелепым утверждениям, вызывавшим у специалистов неприятие, что вполне понятно, так как человек не может разбираться профессионально во всех видах искусства. Люди искусства с пренебрежением относились к работам эстетиков, если видный ученый мог написать в книге о том, что в музыке не может быть полноценного претворения комического. Как раз в это время Леонард Бернстайн проводил занятия с молодыми слушателями в Нью-Йорке, показывая широкие возможности юмора в музыке. Тогда мы об этом не догадывались, но теперь канал «Культура» передает эти яркие выступления, и можно с уверенностью понять, что не только американские музыканты это понимали, но и наши, отечественные. В эстетику приходили разные люди: те, кто окончил философский факультет, те, кто был искусствоведом, филологом, музыкантом. Все они не имели профессиональной подготовки в разных видах искусства. И большинство «ляпало» ошибки, вызывая неодобрение профессионалов, работающих в разных видах искусства. Публицист говорит о том, что постепенно эйфория от увлечения эстетикой проходила. И сокращались часы, отведенные для изучения эстетики. Сегодня уже не встретить такого широкого изучения эстетики, как это было в середине прошлого века, и виноваты в этом зачастую сами представители эстетики. А жаль. Именно эстетика – это та наука, которая может во многом помочь как художникам, так и тем, кто стремится постичь художественный мир. А это так необходимо сегодня, когда гуманистические начала подавляются разного рода негативными проявлениями в жизни людей мирового сообщества. Именно в наше время эстетика становится весьма востребованной наукой. Связано это с тем, что положение в мире все больше становится мрачным и прогнозы на будущее все более трагическими. Растущее неприятие людей разных регионов, стремящихся захватить более благоприятные страны, посеять там свои традиции, зачастую по культурному уровню ниже, чем те пространства, в которые они стремятся, делают эти прогнозы вполне убедительными и правдоподобными. В заключение публицист рассказывает о том, что эстетика требует полноценного понимания и проникновения в тот вид искусства, о котором идет речь. Выход из создавшегося положения может быть только один. Каждый ученый должен твердо знать, что просто переходить на неизвестные тебе формы художественного осмысления действительности можно лишь в том случае, если ты все проверил у специалистов и уверен в правильности высказываемых утверждений. Это сложно, но вполне достижимо. Лишь в этом случае эстетика может стать снова важной и необходимой дисциплиной, ибо в наше время она оказывается весьма востребованной и актуальной. |