Эпикурейская школа. В эпикурействе можно различать учение о бытии, или физику, теорию познания и этику
Скачать 15.55 Kb.
|
Основателем еще одной философской школы — (эпикурейской) был Эпик ур.Родился он на острове Самос, в возрасте 35 лет переселился в Афины и основал свою школу на окраине Афин. Назвал ее «Сад». Школа просуществовала более восьми столетий.На воротах в Сад была надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие — высшее благо». Эпикур полагал, что действительным благом для человека являются удовольствия не для тела, а для души; учение Эпик ура ориентирует человека не на добро, а на удовольствие, а если и на добро, то ради опять же удовольствия. Но что понимается под понятием удовольствие? Благородные, спокойные, уравновешенные состояния души, а вовсе не временные (мимолетные) наслаждения; предел наслаждения и блаженства, по Эпик уру — это избавление от страданий. А для этого нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно! По Эпикуру, философия — это размышления, обеспечивающие счастливую, безмятежную жизнь, свободную от страданий. То есть философия понимается как некий конкретный способ достичь атараксии. Но нашей безмятежности мешает страх смерти. Этот страх можно уничтожить следующими рассуждениями. Смерть есть отсутствие ощущений. Поэтому смерть невозможно ощутить, и, следовательно, невозможно встретиться со смертью. Поэтому смерть не имеет к нам отношения. Фраза Эпикура: «Когда мы существуем, смерти еще нет, а когда она есть, тогда мы уже не существуем». В эпикурействе можно различать учение о бытии, или физику, теорию познания и этику. Итак, по Эпикуру, мир состоит из атомов и пустоты, как учил Демокрит. Атомы неизменны, различаются видом, величиной и весом. Двигаясь вихреобразно, атомы сталкиваются и сочетаются в различные комбинации, образуя миры и отдельные вещи. Однако есть отличительная черта: Эпикур приходит к выводу, что столкновения атомов должны вести к выравниванию их движения. В конце концов, они будут двигаться параллельно друг другу в одном направлении и... перестанут соединяться в вещи и миры! А так как мир существует вечно, то в мире давно уже ничего не должно было бы происходить, однако в действительности в мире происходят события и, следовательно, во взглядах о мире Демокрита что-то надо менять. Эпикур решает эту проблему — он вводит понятие «клинемен» — самопроизвольное отклонение атома от прямой траектории в случайном месте и в случайное время. Это отклонение приводит снова к столкновению атомов, и поэтому в мире происходят и происходят различные события. Тем самым Эпикур вводит в мир случайность в отличие от Демокрита, согласно которому в мире господствует строгая, однозначная необходимость, а всякая случайность — мнимая. Понятие «клинемен» позволяет Эпикуру не только разобраться с физикой, но и перенести его в этику для обоснования человеческой свободы как возможности ухода от неизбежности рока, или судьбы. Можно уклониться от неизбежного, утверждает Эпикур. Поэтому в этике Эпикур и стоики противоположны. У Эпикура мудр тот, кто сумел уклониться от судьбы, воспользовавшись «кли- неменом». Теперь о его теории познания. Сам процесс познания Эпикур объясняет через теорию истечения. От предметов отделяются, истекают непрерывно и постоянно тончайшие образы, копирующие сами предметы. Он их называет идейками. Эти идейки достигают наших органов чувств — зрения, обоняния, слуха и т.д. и порождают в них восприятие предметов, совпадающие с предметами. Поэтому мы воспринимаем вещи такими, каковы они есть в действительности. Этика Эпикура есть путь к счастливой жизни. А счастье состоит в удовлетворении желаний. Сами же желания можно подразделить на два вида — естественные и надуманные, или вздорные. Идеал состоит в удовлетворении естественных желаний, среди которых нужно удовлетворять в первую очередь самые необходимые. Удовлетворение желаний приводит к удовольствию, которое Эпикур определяет как отсутствие страданий. Следует отметить, что философские концепции эпикурейцев осуществляют очень масштабный (на века) разворот философии на утверждение приоритета жизни отдельного человека. Принципиально-социальные этики Платона и Аристотеля уступили место этике индивидуальной — именно этике стоиков и эпикурейцев. Этот поворот к эгоизму и индивидуализму до сих пор не преодолен и привел человечество к гигантским кризисам и проблемам во всех человеческих практиках — в политике, экономике, социальной сфере и т.д. |