пётр 1 театр. В начале 18 века
Скачать 12.74 Kb.
|
В начале 18 века в России происходили значительные изменения в культурной жизни страны. Театральные зрелища к этому времени не были диковинкой в России. В 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича существовал театр, в котором под руководством пастора Грегори ставились пьесы преимущественно религиозного содержания. Театр был придворным; на представлениях бывал ограниченный. НО ЭТО НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ ТЕАТРОМ ! Поэтому Именно в петровский период были созданы первые театры в России. Также до этого были фольклорные выступления сумароков на площадях и самодельных сценах, но это считалось «бесовскими игрищами», а сумароков постоянно преследовали люди, считая негодниками и бесстыдниками. В 1697 году в Западную Европу отправилось "великое посольство", имевшее целый ряд ответственных политических поручений. В составе посольства инкогнито был сам царь (под именем Петра Михайлова), задавшийся целью изучить на месте новейшие достижения европейской науки и техники. Это путешествие ближайшим образом знакомит Петра с различными формами западной театральной жизни. В Амстердаме он видит балет "Купидон", в Лондоне — трагедию "Королевы-соперницы, или Смерть Александра Великого" с участием знаменитого Томаса Беттертона, в Вене посещает оперу и лично принимает участие в маскараде. Под впечатлением от увиденных театрализованных увеселений ,петр первый вводит затем маскарады, костюмированные шествия и прочие подобные развлечения в России. На практике европейского театра Пётр I убеждается в особенной художественной силе воздействия этого вида искусства, в его исключительном значении. Большую роль в этом смысле сыграли 2 месяца, проведённые Петром в Англии, где в условиях политической Реставрации бурно возрождался театр, ранее преследовавшийся пуританами. Пётр I не то, что бы страстно полюбил театр, будучи за границей, но лондонские впечатления подтолкнули его к мысли о пользе этого явления.( он оценил театр как превосходное средство пропаганды и воспитания зрителей,поэтому ему требовалось не устройство вновь закрытых придворных спектаклей, а создание публичного театра, доступного широким слоям населения, с репертуаром, в котором бы нашли свое отражение его любимые идеи.) В 1698 году происходит стрелецкий бунт, и Пётр срочно возвращается в Москву, чтобы чинить суд и расправу над участниками. Тогда же в Москву прибывает венгерец Ян Сплавский, чтобы, как сам он указывает в прошении о жалованье, "служить комедиантом". Однако следствие по делу стрельцов, стремительно развивавшиеся военные события, ряд гражданских реформ — всё это на некоторое время отвлекло внимание царя от театра. Сплавский был направлен с кукольными спектаклями в провинцию, но потом, уже в начале 1701 года, опять за границу, чтобы набрать и пригласить иностранную труппу. Летом 1702 года в Москву прибыл Иоганн Кунст, актёр и антрепренёр одной из странствующих англо-немецких трупп, в сопровождении 8-ми человек, подписавших контракт. Свои спектакли труппа открыла в бывшем доме адмирала Лефорта, так как никакого другого подходящего помещения не было. Играла труппа Кунста по-немецки, но так как целью Петра было организовать общедоступный театр, понятный широкому кругу зрителей, то незамедлительно в учение к Кунсту было приказано отдать "десять человек из русских робят, каких чинов сыщутся, к тому делу удобных". Одновременно для публичного театра была начата постройка специального здания в центре Москвы. Первоначально место для театра было выбрано в Кремле, "въехав в Никольские ворота, и по левой стороне". Однако консервативные дьяки Посольского приказа пришли в ужас от того, что "бесовские игрища" будут происходить в Кремле, и под всякими благовидными предлогами старались помешать этому делу. Тогда было решено "комедиальную храмину" построить на Красной площади. Комедиальная храмина — первый театр в России для всех! Так назывался платный общедоступный театр петровского периода, возведённый в 1702 году прямо на Красной площади. Театр вмещал 400 зрителей. Внутри здание было расписано червленой краской, убрано сукнами и освещалось люстрами. Открытие состоялось на святках 1702 года. Но самому Кунсту недолго пришлось пользоваться "комедиальной храминой", так как в начале 1703-го года он умер. Согласно контракту, его труппа была отпущена на родину; на некоторое время задержались в Москве лишь его вдова и один актёр, которым было предложено заниматься с русскими учениками. Но и они скоро покинули Россию. Во главе театрального дела, преемником Кунста с 1704 года становится Отто Фюрст. Сцена находилась на возвышении и отделялась от публики брусом с перилами и занавесом. Впереди помещались хор и музыканты. Темы представлений носили, как бы сейчас сказали, «политический характер». Их положительными героями были короли, полководцы, придворные вельможи. Актеры выступали в кафтанах, шитых мишурой и стеклярусом, в кружевных епанчах, в шляпах с перьями или в блестящих латах и жестяных коронах. Трагические монологи и любовные сцены перемежались фарсом, который никогда не обходился без шута. Более всего публике нравились в сценических постановках драки с щедрыми и звонкими ударами, переходящие за грань пристойности шутки и нежные мелодраматические монологи влюбленных. Публику на таких разнузданных зрелищах, конечно, представляли не вельможи, а ремесленники, дворовые, солдаты, подьячие... (Вострышев М. И. "Москва и Россия в эпоху Петра Первого") С 1705 года спектакли идут уже только по-русски. Из жалоб русских актёров видно, что обучение Фюрсту не давалось, "иноземец нашего русского поведения не понимает". Им вскоре надоело однообразие сюжетов и невразумительные слова, своим «высоким штилем» резко отличавшиеся от речи простолюдинов. Дела быстро пришли в упадок, спектакли перестают собирать публику. И сам Пётр I был разочарован. В мае 1706 года театр закрывается. Не только провал Фюрста заставил царя так быстро ликвидировать им же самим вдохновлённое театральное дело. Организуя театр, Пётр преследовал две важные государственные цели: массовую пропаганду своей политической деятельности и содействие ознакомлению русского общества с европейской культурой, новинками драматургии (достаточно бегло взглянуть на репертуар театра Кунста-Фюрста, чтобы заметить отсутствие пьес на библейскую тему, зато в избытке представлены переводы и переделки современной драмы и комедии, к примеру, только что прогремевшего во Франции Мольера). Царю хотелось создать публичный театр широких культурно-просветительских задач, но этот смелый замысел, к сожалению, не был реализован. Бытовые трудности (хотя Пётр и пытался оказывать поддержку, вводя льготы для зрителей), неравномерность проката (в зимние месяцы набиралось до 400 человек, а в межсезонье, в период грязи и распутицы, не больше 50); нерадивость руководителей (задуманную пьесу в честь взятия Шлиссельбурга Кунст так и не написал, ссылаясь на сложность задачи); слабость актёрской школы... Всё это нужно было преодолевать, но ни времени, ни квалифицированных кадров в те времена у Петра на это не было. Ко всему прочему, причиной недовольства царя результатами своих театральных реформ стало то, что у него не было в этой сфере единомышленников, способных поддержать и развить его идеи. Петр I, обладавший отменным вкусом, по воспоминаниям министра Бассевича, пообещал даже награду за «трогательную пьесу» и «весёлый фарс без шутовства». К сожалению, его идеям не суждено было в ту пору воплотиться. В 1716 году Петр I открыл новый театр на Яузской площади, который стал первым профессиональным театром в России. В нем играли иностранные артисты, которые привозили с собой свои спектакли. Однако, этот театр также не прожил долго и был закрыт в 1727 году. Петр 1 строит новую культуру, а новое-это театр. Так нужно перестраивать Россию, но простые люди не приняли это новшество, зачем им эта «бесовщина» и «игрища». доп. инфа: «Слава Российская» Ф.Журовский |