Главная страница

культура Россия 19 век. Культкра 19 века россия. В начале xix века официальная идеология Святая Русь получила второе дыхание. Связано это было как с патриотическим порывом времен наполеоновских войн, так и с публикацией древнерусских былин и духовных стихов


Скачать 30.46 Kb.
НазваниеВ начале xix века официальная идеология Святая Русь получила второе дыхание. Связано это было как с патриотическим порывом времен наполеоновских войн, так и с публикацией древнерусских былин и духовных стихов
Анкоркультура Россия 19 век
Дата18.04.2022
Размер30.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКульткра 19 века россия.docx
ТипДокументы
#483485

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX ВЕКА «ПРАВОСЛАВИЕ – САМОДЕРЖАВИЕ – НАРОДНОСТЬ» (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

В начале XIX века официальная идеология «Святая Русь» получила второе дыхание. Связано это было как с патриотическим порывом времен наполеоновских войн, так и с публикацией древнерусских былин и духовных стихов. Песня «За Царя, за Русь Святую!» была гимном московского ополчения 1812 года. За Веру, Царя и Отечество (За Бога, Царя и Отечество) – русский девиз, оформился в XIX веке. Считается, что распространением и популярности его послужило введение в регулярные войска должности полкового священника. В 1812 году девиз «За веру и царя» был введён на знак Государственного ополчения Императора Александра I – Ополченский крест . Девиз геральдически был отражён в принятом в 1882 году Большом Государственном Гербе Российской империи. В начавшееся с подавления мятежа «декабристов» царствование Николая I, император проявляет заботу о сохранении своей легитимности в глазах простонародья, с этой целью используя всё ещё авторитетную в глазах народа Церковь. Именно в «николаевскую» эпоху властью, наконец, осознаётся потребность в наличии единой государственной идеологии, обосновывающей существующий порядок вещей. Правительство Николая 1 стремилось создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Считается, что её официально сформулировал С.С. Уваров в ноябре 1833 года как «Самодержавие. Православие. Народность». Однако, это не совсем так. Попытаемся разобраться в этой проблеме. Для этого необходимо ответить на вопрос, кто такой Уваров С.С. и что конкретно он сформулировал. Сергей Семёнович Уваров (1786–1855) – граф, русский государственный деятель, товарищ министра народного просвещения (1832–1833), министр народного просвещения (1833–1849), действительный тайный советник. Почётный член (1811) и президент (1818–1855) Императорской Академии наук, действительный член Императорской Российской академии (1831). Смелые опыты были прерваны конфликтом с новым главой ведомства народного просвещения князем А.Н. Голицыным.. Он перешел в министерство финансов, возглавив департамент мануфактур и внутренней торговли, через некоторое время стал сенатором. С воцарением Николая I он вновь участвует в делах, связанных с народным образованием, укрепляет свой авторитет. В 1833 году он, наконец, становится во главе Министерства народного просвещения. За шестнадцать лет своей министерской деятельности Уваров завершил формирование учебных программ на основе классического образования, создал централизованную систему управления учебными округами с ограничениями университетской автономии, ввел обязательные заграничные стажировки для молодых кадров преподавателей высших учебных заведений. Сословный характер образования, в соответствии с волей императора Николая I, усилился. Частные учебные заведения фактически утратили свое значение. Академия Наук осуществила масштабную исследовательскую программу в области русской истории и языкознания4 .В марте 1832 г. С.С. Уваров формулирует первый вариант известной впоследствии триады: «...чтобы российское образование формировало достойных выпускников, необходимо реализовывать доставшиеся нам от предков три взаимосвязанных великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия. 2. Государство. 3. Народный дух»1 . Как видим, речь идёт об «оставшихся» от наших предков «великих государственных началах», где «православие» пока ещё не называется собственным именем

Так, С.С. Уваров в докладе императору Николаю I отмечал, что «эти три взаимосвязанных принципа необходимы для внедрения в систему общественного образования, чтобы народное воспитание соответствовало нашему историческому и традиционному порядку вещей». По мировоззрению Уваров был консерватором-романтиком. Приняв ответственность за воспитание будущего поколения, он хотел, чтобы Россия избежала революционных потрясений, характерных для Европы. По интеллектуальной культуре он был глубоко западным человеком, сам это отлично понимал и тем сильнее желал, чтобы будущее поколение, оставаясь на европейском уровне образованности, «лучше знало Русское и по-Русски». Лозунгом министерской деятельности он сделал ставшую знаменитой формулу «Православие, Самодержавие, Народность», перефразировав, по сути, старинный военный девиз «За Веру, Царя и Отечество!»1 . Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство».
Русская культура в первой половине XIX в

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это

время се «золотым иском». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования

предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в

экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными

культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы.

Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа

и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на

литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая I

сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой

общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало

широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться

высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности

верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные

культурные традиции.

Просвещение и образование. Уровень образованности общества является одним из

показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был

крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или

малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание

системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ;

трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование

было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища Для детей купцов, ремесленников и других городских

обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того,

открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. Лишь

гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей.

Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили

образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е.Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения

Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание

уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для

дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по

образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет

обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале ХТХ в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию

доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали

растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они

боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X

Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных

учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами,

воспитывавшими монархические чувства.

Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться.

Открывались новые университеты в Дерите (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе

Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов

определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление

консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие

учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и

Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков

и др.

Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные

научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава

студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее

образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся

русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н. А. Полевой, А. В.

Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

Наука. В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в

первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в

понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М. Г.Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении.

Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал

эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н. И. Лобачевский в 1826 г.,

опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь

объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в.

В 1839 г.завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она былаоснащена современной для того времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В. Я.Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники,

механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы,

работавшие от гальваничсеких батарей. Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных

физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П. Л.

Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е.Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге.

Химик Н. Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина — органического вещества,

употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности. П. П. Аносов

раскрыл утерянный в Средние века секрет изготовления булатной стали. Н. И. Пирогов впервые

в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические

средства в военно-полевой хирургии. Профессор А. М. Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н. И. Пироговым

метод внутривенного наркоза.

Складывание России как великой евразийской державы, ее геополитические интересы

требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных

районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803—1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла отКронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю. Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских

островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих

территориях. В 1819—1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была

осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду. Ф. П. Литке

изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г. И. Невельский открыл устье

Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин — остров, а не

полуостров, как полагали ранее. О. Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной

Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были

названы русскими именами.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в.и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую

историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было

создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски

памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано «Слово о полку

Игореве» - выдающийся памятник древнерусской литературы XII а. Археографическая

комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались

первые археологические раскопки на территории России.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М.

Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный

отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие

декабристы) порицали его. 19-летний А. С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной

эпиграммой:
«В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья — И прелести кнута».
Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной

истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К. Ф. Рылеева, трагедия

«Борис Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы И. И. Лажечникова и Н. В. Кукольника.

Для следующих поколений историков (К. Д. Кавелин, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский, М.

П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять

закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западно-европейской. При этом

углублялось размежевание теоретико-философских позиций, исторические наблюдения

использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего

устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической

науки С. М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50—70-х годах XIX в.

Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и множество других работ по

разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и

норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем,

что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке.

Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Часть ученых выступала

за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. Некоторые выражали протест против

низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов (преимущественно

французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы

имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Обществ

любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка

окончательно осуществилась в творчестве писателей Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую

грамматику».

Просветительская деятельность. Распространению знаний способствовали многие

научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей

природы, упомянутые выше Общество истории и древностей российских, Общество любителей

российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные

исследования.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг.

В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30 — 40-е годы

распространилось частное книгоиздательство. Оно прежде всего связано с именем А. Ф.

Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу
широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-

просветителем.
В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме «Санкт-

Петербургских» и «Московских ведомостей» появились многие частные газеты («Северная

пчела», «Литературная газета» и др.)- Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в журнале «Сын Отечества». Огромной популярностью в 30—50-е

годы пользовались литературно-художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых сотрудничали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и другие прогрессивные общественные деятели.

В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным

книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом

хранения вещественных, письменных и изобразительных памятников, представлявших

историческую, культурную и художественную ценность. Примечательно, что музейное делоболее быстрыми темпами развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом Н. П.Румянцевым и передано после его смерти государству.
Литература. Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как

«золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность,

занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные

художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных

убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие

принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические

идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски

социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования

общественного сознания.

На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего

творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Главным
представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть

«Бедная Лиза») и др.

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г.

способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других

европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В. А.

Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий,

рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме

представляли поэты и писатели — декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, д. А.

Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических

порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное

влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России

его основоположником стал А. С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот

художественный метод стал доминирующим. В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н.

А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты

реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к

простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу.

Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены

крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым,

Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и

Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой

администрации, которая постоянно вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило

театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то

запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В

нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились

романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и

отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд

исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова. В 30 — 40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литературы в

театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием

культурной жизни России стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».
Кроме этого, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был

подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан»,

«Кавказский пленник» А. С. Пушкина). В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он

создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства.
Живопись и скульптура. Для русского изобразительного искусства также были

характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм.

Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым

попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма,

поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых

русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде,

обращались к портретному жанру.

Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский, кисти которого

принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической

славой А. С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.

Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина. Он тоже написал портрет

А. С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень

счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа

(«Кружевница», «Портрет сына» и др.).
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен

отразились в картинах К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление

Христа народу».

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к

нему обратился А. Г. Венецианов. Она посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро

помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А. Федотов. Его полотна

реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль,

быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.).

Современники справедливо сравнивали П. А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем в

литературе.

На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал

первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А.

А. Монфсррана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним

дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б. И.

Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге.

П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной

статуи Николая I. Ф. П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей,

посвященных Отечественной войне 1812 г.

Архитектура и градостроительство. Русская архитектура первой половины XIX в. связана

с традициями позднего классицизма. Характерная черта — создание крупных ансамблей.
\


написать администратору сайта