Главная страница
Навигация по странице:

  • Фактически в этом тезисе выражены три позиции

  • Сократический переворот в философии Что такое сократовский переворот Для любой системы теоретических знаний принципиальными являются два вопроса

  • Майевтика как искусство Сократа в широком смысле включает три основных элемента

  • доклад по философии Сократ. Сократ. В настоящее время общепринятой датой рождения Сократа считается месяц Фаргелион (майиюнь по современному календарю). ) 469 г до н. Э. И эта дата наиболее вероятна, так как в своей речи на суде, то есть в 399 г


    Скачать 24.77 Kb.
    НазваниеВ настоящее время общепринятой датой рождения Сократа считается месяц Фаргелион (майиюнь по современному календарю). ) 469 г до н. Э. И эта дата наиболее вероятна, так как в своей речи на суде, то есть в 399 г
    Анкордоклад по философии Сократ
    Дата27.09.2022
    Размер24.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСократ.docx
    ТипДокументы
    #700996

    Сократ

    В настоящее время общепринятой датой рождения Сократа считается месяц Фаргелион (май-июнь по современному календарю). ) - 469 г. до н. Э. И эта дата наиболее вероятна, так как в своей речи на суде, то есть в 399 г., Сократ, по Платону, заявил, что он 70-летний мужчина. Он родился в семье бедного афинского ремесленника, скульптора Софрониска и акушерки Фенареты.     

    Легенда гласит, что именно в этом месяце на Крите, в городке Делос, богиня Лето родила под пальмой близнецов - Аполлона и Артемиду. Согласно афинской культовой традиции, в этом месяце город занимался искупительным очищением. Рождение в такой день считалось символическим и знаменательным событием, и новорожденный, естественно, попал под покровительство лучезарного Аполлона, бога муз, искусства и гармонии, высоко почитаемого в Афинах.  

    В семилетнем возрасте он, вероятно, начал ходить в школу, поскольку начальное образование было тогда обязательным для всех и начиналось именно с этого возраста. Из истории Греции мы знаем, что мы там изучали: чтение, письмо и немного арифметики были единственными научными предметами тогдашней школьной программы: ни языки, ни география, ни история, ни естествознание, ни другие подобные отрасли знаний.

    Древние общины не знали ни постоянных войск, ни разделения народа на гражданские и военные сословия. Каждый из них мог так же свободно владеть мячом или луком, как плугом, и каждую минуту должен был быть готов маршировать и защищать свою родину с оружием в руках. Поэтому в школах преподавалась гимнастика, как для девочек, так и для мальчиков.

    Философы изучают природу, формируются первые натурфилософские концепции. Философия этого времени получила название досократической.  Натурфилософы стремились понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут какое-то начало, из которого все произошло.

    Сократу казалось непонятным, как вообще можно достичь истины в этих областях, когда нет единой позиции, с которой все философы соглашались бы и выглядели как установленный факт: одни считают, что все существующее едино, а другие - что это бесчисленное множество; одни - что все движется, другие - все в абсолютном покое; одни - что все в мире рождается и умирает, другие - что ничего не рождается и ничто не погибает. Где же тогда нам искать правду? Сократ разочаровался в прежней натурфилософии и в то же время пришел к самокритичному выводу о своей неспособности проводить такие исследования.

    Сократ развил философский аспект проблематики. Это переходная ситуация. Он вытащил философию из натурфилософского тупика и освободил ее от естественнонаучных исследований, тем самым совершив переход к моральной философии.  

    Прежде чем Сократ сформировался как независимый мыслитель, он был обучен старшим софистом Протагором, а затем занял позицию, неприемлемую по отношению к софистике. Концептуально революция в античной философии была формализована Сократом, но сама революция совершилась в борьбе Сократа с софистами. Софисты (греческий мудрец, ремесленник, ложный мудрец) не случайно отделились от философов как любители мудрости, называющие себя мудрецами.

     Софисты предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни своего города: они учили грамматике, стилю, риторике, умению вести полемику, а также давали общее образование. Их главным искусством было искусство слова.       

    Софистика - это рассуждение, основанное на сознательном нарушении законов логики и использовании софизмов. Вот пример софизма: таблица - это понятие; концепция нематериальна; тогда таблица не материальна. Здесь используется наиболее распространенный метод нарушения правил формальной логики: подмена понятий, что означает нарушение первого закона формальной логики - закона тождества: A = A. В этом софизме, по первому суждению, понятие таблица употребляется в гносеологическом (когнитивном) смысле, а в конечном заключении - в онтологическом (бытовом, материальном) смысле.

     Личный разум личности занял высшее место и в политике, и в морали, и обманом признавалось все то, что он не мог оправдать себя в суде этого разума. Человек есть мера всех вещей, - гордо провозгласил Протагор, самый блестящий лидер софистов: не только свойства, но и само существование вещи зависит от суждения разумного человека. В этом мире все относительно, и вещи имеют значение только постольку, поскольку они признаются как таковые мыслящим субъектом. Объективная правда, таким образом, исчезает, и наше субъективное мнение о ней занимает свое место. 

     Софисты в онтологии были единственными субъективными идеалистами, что ясно выражено в знаменитом тезисе Протагора: Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют. Все, что мы знаем об объектах, они рассуждают, мы получаем через органы чувств; однако чувственное восприятие субъективно: то, что кажется сладким здоровому человеку, будет горьким для больного. Это означает, что все человеческие знания относительны.     

    Как видите, если критерием истины является декларирование индивида, а точнее его органов чувств, то последним словом в теории познания будет релятивизм (декларация относительности познания), субъективизм, скептицизм.

    В гносеологии гносеология - теория познания. Сократ - рационалист и диалектик. Развивая диалектику относительной и абсолютной истины, Сократ тем самым утверждает ее объективность, то есть само ее существование, поскольку объективность есть сущность истины. Истина - это адекватное объективное отражение действительности. 

    Агностицизм - это учение о непознаваемости истинного бытия, объективного мира, его сущности и законов. поскольку абсолютизация относительности истины означает отрицание истины вообще. Об этом свидетельствует тезис старшего софиста Горгия, который утверждает, что ничего не существует, и если оно существует, то непознаваемо, а если познаваемо, то невыразимо. Фактически в этом тезисе выражены три позиции:        

    1. ничего не существует независимо от тематики;

    2. если оно есть, то непознаваемое - прямое выражение агностицизма;

    3. если познаваемый, то невыразимый - это иррационализм. Иррационализм - это доктрина, которая определяет инстинкт, интуицию, чувство как решающие источники знания. 

    Сократический переворот в философии

    Что такое сократовский переворот? Для любой системы теоретических знаний принципиальными являются два вопроса: 

    1. что познавать - это проблема предмета;

    2. как познавать - это проблема метода.

    Революция в области этого предмета заключается в том, что Сократ сказал: не дело философии заниматься проблемой начала и структуры космоса, как это делали досократики, ради чего они назывались физиками и натурфилософами. Что должна делать философия? Человек, - говорит Сократ. Но поскольку человек - существо многогранное, предметом философии является человеческая душа - невыразимая область исследования. Сократ делает предметом своей философии добродетели человеческой души.      

    Поэтому его философия получила название этического рационализма. Этичный, поскольку добродетели - это область морали, изучаемая этикой. Почему рационализм? Потому что любая добродетель, по Сократу, есть знание. Поэтому главная причина безнравственности - незнание. Если вы хотите быть нравственными, учитесь.     

    Майевтика как искусство Сократа в широком смысле включает три основных элемента:

    1. диалектика как ядро ​​сократического искусства и как собственно философский метод;

    2. наводящие вопросы и примеры в качестве акушерских приемов;

    3. ирония.

    Диалектика для Сократа - это философское искусство рассуждений. Он отличается от эристики - софистического метода спора. Эристик, отстаивая свою невиновность, любой ценой возражает против другой точки зрения. Диалектик - это тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы. Поэтому беседа как диалектический анализ вопроса предполагает взаимосогласованные, дружеские рассуждения собеседников. Спорщики спорят и затемняют предмет спора, при этом собеседники стремятся прояснить возникшую проблему, а знающий и знающий человек помогает своему собеседнику на этом диалектическом пути познания. 

    Сократ о познании и знании


    Моральный и этический смысл человеческих поисков истины и овладения знаниями предопределен тем фактом, что, согласно Сократу, источники как знания, так и морали восходят к богам. Мера человеческой добродетели - это мера его причастности к божественной мудрости, а процесс познания принимает характер нравственного действия, нравственного поступка. Путь познания, намеченный Сократом, - это его школа добродетели. 

    Сократ о душе


    Сократ был полностью убежден в бессмертии души, что подтверждается его последними (перед казнью) беседами с друзьями. Этот Разум - вечный с самого начала - наделил человека сознанием, речью, мыслящей душой и, наконец, бессмертием. Поэтому задача не только познания мира и природы, но и познания своей души чрезвычайно важна для человека. Ибо, постигнув разумом и почувствовав душой свое бессмертие, человек может начать вести праведную жизнь, а потому обрести душевный покой и навсегда избавиться от страха смерти. Более того, он может получить уверенность в своем будущем, загробное счастье. Поэтому одним из основных положений сократовского учения, его девизом является известная фраза: Человек, познай себя! 

    Сократ о добродетели


    первый основной принцип сократовской этики о тождестве добродетели со знанием. Добродетель, как источник или творческий принцип нравственности, является тем же предметом изучения, что и грамотность или арифметика, и добродетельным или нравственным может быть по праву назван только тот, кто тоже вполне сознательно владеет этим предметом, как грамотный - грамотность и математик. - арифметика. Другими словами, главное знать, что такое справедливость, благочестие, мужество, дружба, любовь к родителям, любовь к Родине и т. д. Просто чтобы знать: если человек знает, что такое справедливость, он поступит справедливо. Но есть сколько угодно людей, которые умеют поступать справедливо, но при этом действуют несправедливо!

    Для Сократа было недостаточно того, что то или иное действие человека было моральным в силу унаследованных инстинктов, или развитых привычек, или случайно: он требовал большего, а именно, чтобы этот человек всегда давал себе ясный отчет о том, почему он это сделал. так и не иначе.... Без этого нет морали в полном смысле этого слова, и как бы хорошо человек ни поступал, он, если он не действует осознанно, остается с точки зрения истинной этики таким же аморальным, как если бы он поступил плохо

    .   Трагический конец жизни


    В обвинении против Сократа, подписанном тремя согражданами Афин во главе могущественного богача Аниты, говорилось, что: Он нарушает законы государства, не признавая национальных богов и вводя новых, а также развращает подрастающее поколение.  Обвинители усматривали неуважение к богам старых отцов в том, что Сократ в своих диалогах проповедовал наличие единой божественной сущности как основы бытия, включая существование добродетелей. То есть добродетели, согласно Сократу, уходят корнями в самую структуру бытия; они существуют не потому, что люди согласились с правилами сообщества, а потому, что добродетели являются элементами бытия единой божественной сущности.  


    написать администратору сайта