Главная страница

В. П. Трыков ЗАРУБЕЖНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА XIX века. В. П. Трыков Зарубежная журналистика XIX века Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова 2004 Содержание Цели и задачи курса 3 Программа


Скачать 351.5 Kb.
НазваниеВ. П. Трыков Зарубежная журналистика XIX века Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова 2004 Содержание Цели и задачи курса 3 Программа
АнкорВ. П. Трыков ЗАРУБЕЖНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА XIX века.doc
Дата11.02.2018
Размер351.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВ. П. Трыков ЗАРУБЕЖНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА XIX века.doc
ТипПрограмма
#15450
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 5. Оскар Уайльд — литературный критик и публицист



Вопросы для обсуждения

1. Сотрудничество О. Уайльда с прессой.

2. Художественная и литературная критика Уайльда в периодической печати.

3. Жанр рецензии в литературно-критическом наследии писателя.

4. Уайльд-публицист.

5. Концепция социализма в эссе «Душа человека при социализме».

Литература

Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1993. — Т. 2.

Уайльд О. Письма. — М., 1997.

Абазова Л.М. Роль журналов «Желтая книга» и «Савой» в определении и эстетической концепции английского декаданса 90-х гг.: Метод. указания. — М., 1979.

Венгерова З.А. Молодая Англия: Лит. хроника // Cosmopolis. — 1897. — № 3. — С. 195–198.

Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. — М., 2000.

Ланглад Ж. де. Оскар Уайльд, или Правда масок. — М., 1999.
Оскар Уайльд (18541900) — английский писатель и критик. Родился в Дублине. Отец Уайльда — известный врач-окулист, мать — писательница. В 1879 г. Уайльд окончил Оксфордский университет. В студенческие годы Уайльд познакомился с издателем ежемесячника «Айриш мансли» священником-иезуитом Мэтью Расселом, который опубликовал в журнале несколько его статей и стихотворений.

В 1882 г. Уайльд совершил путешествие в США, где выступал с лекциями. По возвращении в Лондон начал сотрудничать с газетами и журналами. С 1884 г. печатался в «Пэлл-Мэлл газет». Работая в газете ради пополнения семейного бюджета, как писал биограф Уайльда Ричард Эллман, «он превратил необходимость в доблесть и писал намного лучше, чем от него требовалось. Критические статьи помогли ему привести в систему его взгляды на литературу, искусство, природу и жизнь; в них чувствуется свежесть, которая нечасто гостила в его ранних произведениях…»

В написанном Уайльдом для прессы публицистика и статьи на политические темы занимают весьма скромное место. Преимущественная сфера его интереса как журналиста — мир культуры. Уайльд написал множество статей, заметок, отчетов, рецензий о книгах, моде, театральных постановках, концертах, выставках, публичных лекциях. Близость Уайльда — журналиста и критика к культуре модерна проявилась в устойчивом интересе к эстетическим аспектам быта, к прикладному искусству. В 18841888 гг. он опубликовал в «Пэлл-Мэлл газет» ряд статей, посвященных эстетике костюма («Женское платье», «Еще о радикальных идеях реформы костюма», «Отношение костюма к живописи»), искусству книжных переплетов, иллюстраций и оформления изданий («Типографское дело и типографы», «Красоты переплетного дела»), дизайну («Близость искусств и ремесел»).

С 1886 по 1888 гг. Уайльд написал около сотни критических статей и рецензий. Большая часть из них посвящена литературе. Среди писателей кумирами Уайльда стали Бальзак и Флобер. Своих соотечественников, английских писателей Уайльд оценивает гораздо строже.

Излюбленный жанр Уайльда-журналиста — рецензия, которой он придал интонацию свободной беседы. Разнообразие и широта культурных интересов Уайльда определили некоторые особенности его рецензий. Внимание писателя привлекали самые разнообразные издания: от серьезных научных трудов до кулинарных книг. Он часто выбирал для рецензирования малозначительные произведения, исходя из принципа равноценности материала, темы. Этот принцип Уайльд сформулировал впоследствии в эссе «Критик как художник», в котором он писал: «…много ли значит тема для художника столь творческого, каким является критик? Не меньше, но и не больше, чем она значит для романиста или для живописца. Он схож с ними в том, что умеет находить свои мотивы повсюду. Меру его сил покажет истолкование темы, потому что нет таких тем, которые не таили бы в себе возможностей блеснуть проникновенностью и смелостью».

Движение мысли Уайльда в его рецензиях прихотливо, уклончиво. Часто его замечания не имеют непосредственного отношения к теме, но почти всегда неожиданны, остроумны, парадоксальны, полны юмора и иронии. Зачастую избранная тема становится лишь поводом для демонстрации личных вкусов, блестящего ума и незаурядной культуры рецензента.

В 1887 г. Уайльд стал главным редактором журнала «Лейдиз уорлд» («Мир леди»). Вскоре он поменял название журнала на «Вуманз уорлд» («Мир женщины»). Смена названий не была случайной. Уайльд превратил светский журнал мод в издание, отражавшее широкий круг культурных запросов и интересов современной женщины. Уайльд хотел, чтобы журнал писал «не только о том, что женщины носят, но и о том, что они думают, что они чувствуют».

Как журналиста Уайльда занимали еще две темы: дело Парнелла и социализм. Чарлз Стюарт Парнелл (18461891) — лидер движения за самоуправление Ирландии в рамках Британской империи в 18771890 гг. Парнелл подвергся яростным нападкам «Таймс», которая, приведя в качестве доказательства некие письма, обвинила его в подстрекательстве к политическому убийству и сообщничестве в нем. Уайльд встал на защиту Парнелла, посещал заседание комиссии по расследованию обвинений «Таймс». В феврале 1889 г. обнаружилось, что письма являются фальшивкой и написаны другим человеком. Парнелл был оправдан.

В одном из интервью Уайльд сказал: «Мы все теперь в той или иной степени социалисты. <…> А что касается меня, я больше чем социалист. Я считаю себя скорее анархистом, хотя политика динамита, разумеется, представляется мне полнейшей нелепостью». Уайльд посещал собрания Фабианского общества. Был знаком с Б. Шоу. В 1889 г. Уайльд в рецензии на книгу «Гимны труда: народный песенник» обнаружил симпатию к социалистам, одобрял их за веру в то, что искусство может помочь в построении нового, более справедливого общества. Интерес Уайльда к социалистическим идеям проявился в его эссе «Душа человека при социализме», напечатанном в 1891 г. в журнале «Фортнайтли ревью».

Уайльд писал для английского журнала «Йеллоу бук» («Желтая книга»), издававшегося с 1894 по 1897 гг. и представлявшего эстетизм и декаданс в Англии.

После 1889 г. Уайльд довольно редко печатался в периодических изданиях и фактически оставил журналистику, сосредоточившись на писательстве. Журналистская деятельность помогла Уайльду оформить свои эстетические взгляды, привести их в систему. Показательно, что важнейшие статьи и эссе Уайльда по вопросам эстетики, составившие впоследствии книгу «Замыслы», сначала появлялись в различных периодических изданиях: «Упадок лжи» в 1889 г. в журнале «Найнтинс сенчури»; «Перо, полотно и отрава» в том же году в журнале «Фортнайтли ревью»; «Критик как художник» — в 1890 г. в журнале «Найнтинс сенчури».

Высокую оценку журналистике Уайльда дал Б. Шоу. Любопытно, что русский журнал «Вестник Европы», крайне отрицательно относившийся к эстетизму, об Уайльде всегда писал доброжелательно. Большую роль в ознакомлении русских читателей с эстетическими взглядами Уайльда сыграл журнал «Северный вестник».
Оскар Уайльд. «Обеды и блюда»5

«Человек может прожить три дня без хлеба, но без поэзии не проживет и дня» — этот афоризм принадлежит Бодлеру. «Можно прожить без картин и музыки, но не без пищи» — утверждает автор «Обедов и блюд», и последний вывод, несомненно, гораздо популярнее. Действительно, кто в наше упадочное время станет колебаться между одой и омлетом, сонетом и салями? Однако эту позицию нельзя назвать всецело обывательской; кулинария — сама по себе искусство; разве о ее основах не читаются лекции в Южном Кенсингтоне и разве Королевская Академия не устраивает ежегодные банкеты? Кроме того, если грядущая демократия, наверное, сделает правилом дешевые обеды для всех, то законы кулинарии должны быть разъяснены; достаточно пережарить любимое народом блюдо, или положить в него скверную приправу, или подать его не с тем соусом, и может произойти ужасная революция.

Сознавая эти обстоятельства, мы убедительно советуем всем прочесть «Обеды и блюда»: книга написана кратко и выразительно, она не претендует на красноречие, и в этом ее очевидное преимущество. У кого хватит сил прослушать целую ораторию даже во славу дичи? Существует у нее и другое достоинство — отсутствие иллюстраций. Конечно, предмет произведения искусства не имеет ничего общего с красотой этого произведения, но все равно есть что-то гнетущее в цветной литографии бараньей ноги.

Что касается собственных взглядов автора, то мы полностью согласны с ним в важном вопросе о макаронах. «Никогда, — говорит он, — не просите меня голосовать за человека, угостившего меня пудингом из макарон». Макароны — исключительно вкусное блюдо; их можно подавать с сыром, с помидорами, но только не с сахаром или молоком. В книге имеется и полезное описание приготовления ризотто — отличного кушанья, которое мы слишком редко видим в Англии, затем блестящая глава о различных видах салатов (хотелось бы, чтобы ее тщательно изучили хозяйки, чье воображение не идет дальше латука и свеклы) и особенно рецепт приготовления брюссельской капусты. Последний, конечно, шедевр.

Однако истинная трудность, а с ней мы все так или иначе сталкиваемся, заключается не столько в кулинарной науке, сколько в тупости кулинарок. И в этой маленькой брошюре по практическому эпикурейству владычица английской кухни предстает в своем истинном свете. Ее полное невежество по части трав, ее приверженность к эссенциям и выжимкам, ее абсолютная неспособность сварить суп, а не смесь подливки с перцем, ее закоснелая привычка подавать фазанов с хлебным соусом — все эти грехи и многие другие безжалостно разоблачены автором. Безжалостно и справедливо. Ведь британская кулинарка — женщина на редкость глупая, и за все кощунства ее следовало бы превратить в столп из той самой соли, которую она никогда не умела толком применять.

Но наш автор затрагивает не одни лишь местные темы. Он побывал во многих странах, пробовал окорок в Вене и кулебяк в Санкт-Петербурге, у него хватило смелости отведать мяса молодого буйвола в Румынии и сесть за обеденный стол с немецкой семьей в час дня. Он хорошо знает, как готовить знаменитые туринские белые трюфели, которые так любил Александр Дюма, и, бросая вызов Восточному Клубу, он заявляет, что бомбейский кэрри лучше бенгальского. Кажется, он перепробовал все блюда, кроме плотного американского обеда. Вот это он должен был изучить с самого начала: там, в Соединенных Штатах, огромный простор для философствующего эпикурейца. Бостонские бобы можно сразу отвергнуть как заблуждение, но крабы в мягком панцире, водяные черепахи, утки-красноголовки, голубая рыба и рыба помпоно из Нового Орлеана — восхитительные деликатесы, особенно если они приготовлены в Дельмонико. И правда, два замечательнейших места в Штатах — это, несомненно, Дельмонико и Йосемитская долина. Последнее из них сыграло большую роль в укреплении добрых отношений между Англией и Америкой, чем что-либо еще в нашем столетии.

Мы надеемся, что «Странник» вскоре выйдет в свет с добавлением главы к «Обедам и блюдам» и что эта книга будет пользоваться в Англии заслуженным успехом. Есть двадцать рецептов приготовления картофеля и триста шестьдесят пять рецептов варки яиц, однако британская кулинарка до сих пор знает только три способа подачи на стол того или другого.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта