ИМАМ 1-18 вариант.Ответы.. В процессе исторического развитии сложились различные виды искусства
Скачать 0.5 Mb.
|
Жилые сооружения Древнего ЕгиптаКак и во многих прочих местах, первые жилища на территории Египта представляли собой ямы, пещеры, различные навесы из шкур животных, сооружения с использованием плетёных конструкций. Позднее в дело стал использоваться кирпич, сушёный на солнце. Одним из крупнейших и древнейших поселений, где использовался кирпич, является поселение Меримде Бени-Салама, возникшее в Додинастический период. Жилища из такого кирпича были овальные, пол глинобитный, перекрытие делалось из тростника. Сооружения подобного типа сохранились и в дальнейшем — в период Раннего царства и позднее. Более состоятельные люди, например, жрецы могли позволить себе жильё из брёвен. Дворцы фараонов могли представлять собой внушительные сооружения из кирпича.[4] Жилые сооружения Древней ГрецииО древнейших жилых постройках имеется довольно мало археологических сведений. Отчасти представление о жилище можно составить по описаниям в гомеровских поэмах. Жилище было тесно связано с земледелием; главной частью дома являлся двор. Также в комплекс дома могли входить сад, огород, баня, купальня. Отдельно выделялась женская половина (гинекей), которая могла располагаться на втором этаже. Городские жилища классического периода определялись планировочной структурой города. Деление на прямоугольные кварталы обуславливало и прямоугольную форму зданий, причём все здания зачастую имели схожий размер. В этот период складывается так называемый «пастадный» тип жилого дома. В связи с жарким климатом основные помещения располагались на северной стороне дома. Окна и двери помещений выходили во внутренний дворик, там же находилась и лестница на второй этаж. Помещения делились функционально: андрон (мужская комната) предназначался для пиров, ойкос (помещение с очагом) и пр. Здания складывались из необожжённого кирпича, перекрытия выполнялись деревянными, крыша делалась из черепицы или земляная. Развитие жилых зданий в эллинистический период испытало влияние имущественного расслоения. Более состоятельные жители могли себе позволить иметь дома размером в полквартала или больше. Главенствующим типом жилища становится перистильный дом, который часто получался перестройкой из пастадного.[5] Жилые сооружения Древнего РимаВыраженное социальное расслоение в Римской империи обусловило и разные типы жилищ для людей разных социальных групп. Рост городского населения, весьма значительную часть которого составляли малоимущие, послужил появлению такого типа жилого здания, как инсула. Инсула представляла собой многоэтажный дом, в котором помещения для проживания сдавались внаём. Чаще всего жилище представляло собой лавку или же какую-либо мастерскую, над которой надстраивался дополнительный или несколько дополнительных этажей для проживания. Возможность подобной надстройки стала возможной благодаря развитию строительной техники в империи, в частности, появлению римского бетона, совершенствованию сводчатых перекрытий. Однако само качество конструкций зачастую было весьма низким, что приводило к их обрушению. В инсулах отсутствовал водопровод и канализация. Высота инсул могла достигать 5-6 этажей. Жилища более состоятельных римлян представляли собой атриумно-перистильные дома (домусы). Постепенная модификация, появление дополнительных этажей, заложило основу для появления в будущем многоквартирных домов-колодцев с внутренним двором в центре. Атриумно-перистильные дома, помимо собственно атриума и перистиля, включали множество других помещений различной функциональности, беспорядочная пристройка которых в некоторых случаях приводила к потере восприятия жилища как единого целого. Отдельным видом жилища были императорские резиденции. Первоначально, вероятнее всего, представлявшие тип домуса, в дальнейшем они превратились в многокорпусные ансамбли. В их состав входили как сами дворцы, так и тронные залы, базилики, бассейны, стадиумы, ларарии, жилые корпуса и прочие сооружения. Ещё одним видом жилища римской знати были виллы (англ. Roman villa). Вилла служила загородным домом для проживания. Появление калориферного отопления позволило им стать местом постоянного проживания в течение круглого года. Виллы были очень разнообразны, могли быть как единым сооружением, так и разбитыми функционально на отдельные здания. Зачастую располагавшиеся на островах и в бухтах, виллы включали в себя и причальные сооружения. Крупнейшие виллы представляли собой обширную архитектурно-ландшафтную композицию с единым замыслом.[6] Жилище на РусиВо времена Древней Руси происходит на фоне развития феодальных отношений преобразование родовых поселений в сёла с общинным укладом, что было вызвано переходом к ведению хозяйства одной семьёй. Жилища людей в этот период сохраняют свою форму, пришедшую из прошлых веков — это наземные либо частично заглублённые в землю дома. На севере главным материалом стен служат бревна, на юге же распространены каркасные конструкции с использованием глины. Дома были большей частью однокомнатные, месторасположение очага обычно определялось у задней стены, в выкопанных углублениях пола делались хозяйственные хранилища. В поселениях, где жили князья происходит дифференциация построек по своему назначению: выделяются церкви, отдельные помещения для слуг, сооружения для хранения пищевых запасов. Наиболее сложную структуру имело жилище князя — хоромы. Хоромы, как правило, представляли собой срубы, объединённые между собой, и имели трёхчленную структуру: сени, теплое жилое помещение, холодное хозяйственное помещение.[7] 2 задание Трипольская культура (укр. Трипільська культура, иначе культура Кукутени рум. Cultura Cucuteni, укр. Кукутені культураили кукутень-трипольская культура англ. Cucuteni-Trypillian culture[1]) — энеолитическая археологическая культура, распространённая в IV—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы ямной культуры. Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён. Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га,Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы. Культура носила название «Кукутень» по названию села (англ.)русск. в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и терракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года. Исследования памятников, позднее отнесённых к трипольской культуре, имели место на Западной Украине в 70-е годы ХІХ века. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—94 гг. в Киеве по ул. Кирилловской, 55 (ныне ул. Фрунзе). Он представил свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896—1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Хвойкою были найдены в окрестностях села Триполье Киевского повета (ныне село Триполье Обуховского района Киевской области). В Галиции в XIX — до 1939 г. её именовали «культурой мальованой (расписной) керамики», «галицкой расписной керамики», «украинской расписной керамики». В советских, российских, украинских, молдавских и др. публикациях для памятников с территории Украины и Молдавии распространено название «Трипольская культура». В последние десятилетия для обозначения археологических памятников на территории Молдовы местные и румынские исследователи используют термин «культура Кукутень». Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии, «расписной керамики» на территории Австро-Венгерской монархии и Трипольская культура на территории Российской Империи относятся к одному и тому же культурному комплексу. 7 вариант 1 задание Неолитические поселения
Мегалитические Мегалиты - доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности. РаспространениеМегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3-2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение. Типы мегалитических сооружений
НазначениеНазначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией. 2 задание Чатал-Гуюк (устаревшее написание) или Чатал-Хююк (тур. Çatalhöyük [tʃaˈtal.højyk], также Çatal Höyük и Çatal Hüyük, в переводе — «вилообразный холм») — большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в южной Анатолии, расположенное в 50 км к югу от турецкого города Конья. Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7500 г. до н. э. Поселение существовало до 5700 г. до н. э. Жители покинули поселение до наступления Бронзового века. Поселение было расположено в 140 км от двуглавой вершины вулкана Хасандаг. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. Благодаря такому местоположению поселение господствовало над обширными полями на Иконийской равнине к юго-востоку от современного турецкого города Конья. К западу от поселения существовало ещё одно поселение меньших размеров, а в нескольких сотнях метров к востоку от него было обнаружено селение византийской эпохи. Между двумя холмами поселения существовал канал, отведенный от реки Чаршамба. Неолитическое поселение в Чатал-Хююке занимало территорию около 13 га, из которых к настоящему времени раскопано около 0,5 га. 8 вариант 1 задание Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер. 2 задание Хендж (происходит от ст.-англ. Stonehenge — «висячие камни») — тип доисторического архитектурного земляного сооружения, встречающийся на Британских островах. По форме представляет собой почти круглую или овальную площадку диаметром обычно не менее 20 метров, окружённую земляным валом. В земляном валу проделаны входы — обычно до четырёх. Внутренние компоненты могут включать портальные сооружения, деревянные круги, группы камней или монолиты, колодцы, захоронения, центральные курганы и др.[1] Хенджи, скорее всего, являлись не оборонительными, а ритуальными сооружениями, поскольку с оборонительной точки зрения они весьма непрактичны. Стоунхендж также первоначально представлял собой хендж (откуда и название), однако позднее на нём были установлены камни, превратившие его в структуру типа кромлеха. Термин «хендж» принято использовать по отношению к сооружениям такого типа на территории Великобритании. Тем не менее, аналогичные сооружения существовали в доисторическую эпоху также на территории Германии (Голоринг, Госекский круг) и в других странах. 9 вариант 1 задание Основной доминантой культуры Древнего Египта была ориентация на вечность. Этой идеей была проникнута египетская религия, ей были подчинены обряды, в том числе обряды мумификации, помогающие умершему вступить в вечность, а также архитектура, изобразительное искусство и литература. Своеобразие древнеегипетской культуры определили: ? раннее зарождение классовых отношений и государственности; ? изолированное географическое положение страны; ? тесная связь искусства и религиозного культа, особенно заупокойного ритуала. Древнеегипетская цивилизация возникла в результате объединения правителем первой династии Миной в единое государство отдельных соседских общин — номов. Религия. Религия Древнего Египта была политеистической. В Египте существовал культ животных, священным животным поклонялись, после смерти их тела бальзамировали и погребали в саркофагах при храмах. Звероподобными были и многие боги египтян: бог Солнца Ра мог предстать бараноголовым, владыка царства мертвых Анубис имел облик шакала, покровитель власти фараонов бог Гор выступал как антропоморфное существо с головой сокола, богиня войны Сохмет была львиноголовой, бог мудрости Тот имел голову ибиса, бог водной пучины Себек — крокодила. Богиня Небет представала в облике стервятника, превратник царства Осириса Хенти реку — в облике женщины с головой гиппопотама, богиня Серкет — со стилизованным скорпионом на голове. Фараонов, которые причислялись к богам еще при жизни, часто изображали в виде сфинкса — льва с головой человека. Могущество фараона было так велико, что и после смерти он продолжал поражать воображение размерами своей усыпальницы — пирамиды, ставшей символом Египта и средоточием его достижений. Архитектура пирамид характерна для эпохи Древнего царства. Пирамида — это не отдельно стоящее сооружение, а центральная часть погребального комплекса, включавшего в себя пирамиды-спутницы, гробницы вельмож и сановников фараона. Одним из семи чудес света слыли пирамиды в Гизе, построенные фараонами IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура в III тыс. до н.э. Все они имеют одинаковую конструкцию и точно ориентированы по сторонам света, а вершины их юго-восточных углов лежат на одной линии. Самая высокая из них — пирамида Хуфу (Хеопса) — имеет высоту 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. Она сложена из 2300 тыс. каменных блоков общим весом около 7 млн тонн. Пирамиды, как и большинство культовых сооружений иных цивилизаций, мыслились как модель Космоса — вход в пирамиду находился на северной стороне, ориентированный по световому лучу на полюс мира, которым египтяне считали звезду Альфа созвездия Дракона. Стены пирамид не отбрасывают тени, так как имеют наклон граней в 51’52’’ и совпадают с углом падения солнечных лучей (по представлениям египтян, погребенные в них фараоны после смерти становились богом Солнца и, следовательно, не могли отбрасывать тени). Форма пирамид гармонична и пропорциональна благодаря применению при их сооружении правила золотого сечения треугольника. Для продления «жизни» собственного тела покойного существовали обряды мумификации, которых было несколько, но все они продолжались 70 дней (согласно мифам, именно через 70 дней воскрес к новой жизни умерший Осирис). В течение этого срока над телом совершались различные процедуры: внутренности и мозг вынимались и помещались в специальные сосуды — канопы, тело бальзамировалось смолами, плотно обматывалось пропитанными растворами бинтами. Благодаря традиции мумификации египетские врачи изучили строение человеческого организма и славились как самые искусные целители, умеющие не только залечивать раны, сращивать переломы и сверлить зубы, но и осуществляющие трепанацию черепа. На случай порчи мумии в гробницу помещались скульптурные изображения умершего, имеющие портретное сходство, но идеализированные. Сюда вселялась душа умершего — Ка. Ритуальный характер скульптуры Древнего царства определил ее особенности: строгую пропорциональность, фронтальность и статичность. Те же принципы характеризуют и плоскостные изображения, где тело человека показывается как бы сразу в нескольких наиболее выразительных ракурсах: лицо и ноги — в профиль, торс и глаз — в фас. При этом все части тела должны быть хорошо видны для того, чтобы после оживания в царстве мертвых умерший не оказался лишенным руки или ноги. Новое царство (II тыс. до н.э.) было временем высшего государственного, экономического и культурного расцвета Египта, который к данному времени стал мировой державой, активно взаимодействующей с культурами соседних народов. Такое положение Египта, ставшего культурным центром, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках. В эпоху Нового царства пирамиды сменяются гробницами, вырубленными в скале, например, усыпальница Тутанхамона, открытая в 1922 г. Говардом Картером. Эта единственная оставшаяся почти нетронутой гробница показала всему миру меру богатства фараонов — общий вес золота, обнаруженного в ней, превысил тонну! В это же время появляются и храмовые здания, в которых наиболее выразительным архитектурным элементом становятся колонны. Храмы, как и пирамиды, строились по одному плану и мыслились такой же моделью Вселенной. Они состояли из трех частей, каждая из которых воспринималась более близкой, нежели предыдущая, к таинству Космоса и олицетворяла его. Так, из открытого для солнечного света двора, окруженного колоннадой (перистиль), входящий попадал в колонный зал (гипостиль), куда доступ солнцу был ограниченным, и затем — в святилище с кладовыми. Эта часть храма, наиболее сакральная, закрытая для света, была доступна только жрецам. Типичными образцами архитектуры этого времени являются Карнакский и Луксорский храмы, посвященные богу Амону и расположенные возле древней столицы Египта — города Фивы. Религиозная реформа Эхнатона В XV в. до н.э. Аменхотеп IV заменил политеизм и культ Ра почитанием единого божества солнечного диска — Атона. Новой столицей Египта становится вновь отстроенный город Ахетатон (горизонт Атона), свое имя Аменхотеп меняет на Эхнатон (угодный Атону). Целью реформы Эхнатона было ослабление влияния жрецов и усиление светской власти — власти фараона. По сути, эта религиозная реформа была первой попыткой установления монотеистических представлений. Эхнатон отдаляет от себя жрецов и приближает художников и поэтов. Теперь древние каноны становятся необязательными, а в рельефах и росписях гробниц и дворцов изображаются пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, лирические сцены, одевания и косметические процедуры знатных дам. Изменяется сам метод изображения: появляются непривычные позы и ракурсы — в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится прихотливым. В литературу проникают мотивы гедонизма, но вместе с тем и скепсиса, усталости, как в миниатюре «Разговор разочарованного со своей душой», которая включает такие строки: «Смерть стоит сегодня предо мною, словно запах лотоса». Письменность и литература Древнего Египта Египтяне выработали иероглифическую письменность, которая была буквенно-слоговой и насчитывала около 700 иероглифов. Она была расшифрована в 1822 г. французским ученым Франсуа Шампольоном, который предположил, что картуши — овальные рамки, в которые заключались иероглифы, должны отражать наиболее важную информацию о фараоне — прежде всего его имя. Сопоставив сведения о найденных надписях, Шампольон прочитал имена Клеопатры и Птолемея, эти иероглифы и стали ключом к древним письменам фараонов. Благодаря письменности была создана богатая литература: сказки, поучения, мифы, поэтические произведения. Именно из Египта в литературу других стран Переднего Востока и античной Греции пришли многие сюжеты, использованные впоследствии в баснях Эзопа, в любовной поэзии, в текстах Библии. К примеру, христианские представления о Страшном суде связаны с египетскими воззрениями о загробном суде Осириса, описанном в Книге мертвых. Также и учение о Логосе имеет генетическую связь с египетской культурой, а некоторые места из египетских «Поучений» встречаются в «Притчах Соломоновых». Прообразы некоторых христианских святых также пришли из Египта: изображаемый с собачьей головой египетский бог Анубис встречается в русских иконах в образе святого Христофора Псеглавца, образ архангела Михаила многие ученые связывают с богом Тотом. Таким образом, древнеегипетская культура, несмотря на свое своеобразие, стала не только уникальным образцом культуры Востока, но и заложила основы для развития многих народов Европы. 2 задание Письменность – вот благодаря чему вопреки времени возродилась память об одной из древнейших культур в истории человечества, египетской. Несомненно, были и более древние весьма развитые культуры (примером тому могут служить древние африканские цивилизации), но от них остались лишь памятники материальной культуры, не слишком проясняющие, что представляла из себя данная культура. Египтяне, первыми из известных истории народов изобретшие письменность, сохранили память о себе под развалинами городов и под грузом тысячелетий. Система письма берет свое начало от рисуночного письма. Египтяне довели иероглифику до подлинных высот художественного мастерства. Иероглифическое письмо древних египтян содержало около 800 различных знаков. Впрочем, в различные периоды истории Египта некоторые знаки исчезали, появлялись новые, менялось их значение, что, кстати, немало помогает при датировке того или иного исторического документа. Изначально иероглифическое письмо было просто знаковым и было тесно связано с предметным миром и повседневной деятельностью человека. Впоследствии этими же знаками стали пользоваться для передачи и более отвлеченных понятий, а еще позднее египтяне перешли на звуковое письмо. При этом слова, не имевшие собственных обозначений, стали передаваться на письме знаком сходной фонетической формы, что привело к полисемантичности иероглифов. В дальнейшем египетское письмо получило частично слоговую форму, в значительной степени утратив связь с изначальным рисуночным письмом. К примеру, значок, обозначавший канал – «мер», стали писать как соответствующий по звучанию слог многосложного слова. С развитием этого письма в египетской письменности возникли первые «буквы» – согласные. Они обозначались значками односложных слов-понятий и соотносились с первой буквой слога. Гласных букв египтяне на письме не обозначали, а для облегчения чтения вводили дополнительные знаки-детерминативы. Самым наглядным, хотя и предельно упрощенным, образчиком алфавитного письма древних египтян могут служить изделия их предприимчивых потомков. Едва ли найдется турист-иностранец, который не увез бы из Египта сувенир – кусок папируса, на котором в овальном картуше (некогда отмечавшем в текстах царские имена) изображено несколько картинок-иероглифов, складывающихся в его имя. Каждой букве современных алфавитов соответствует определенный иероглиф, и таблица соответствий продается в той же лавке, где трудится «писец». Не стоит, однако, полагать, что изучив эту «азбуку», всякий сможет прочесть подлинный древнеегипетский текст – алфавит и фонетический строй языка древних египтян сильно отличались от того, что предлагают на продажу нынешние «дети Нила». Письменность Египетского царства в общих чертах сформировалась уже в раннединастический период. Существовало две основных системы – иероглифическое письмо и иератическая скоропись. Первый вид письменности носил исключительно сакральный характер. Иероглифами украшали стены усыпальниц знати и фараона, ими записывали наиболее важные сведения государственного и исторического характера. Скорописью пользовались в целях более прозаических. Все хозяйственные документы, трактаты и литературные произведения записаны именно иератическим письмом. В позднюю эпоху, примерно в VII в. до н.э., иератическое письмо развилось в скоропись – так называемое демотическое письмо. Что касается иероглифики – священного письма, то лучшей иллюстрацией может служить таблица Нармера (изображена на рисунке 4). Изображение сокола, который держит в лапе веревку, протянутую через ноздри лежащего на земле человека с растущими из прямоугольника-тела шестью стеблями тростника, является записью о том, что фараон (его символизирует сокол, это один из древнейших образов царя и бога Гора) захватил в плен шесть тысяч пленников (пленник изображен с максимальной наглядностью, каждый стебель тростника обозначает число «1000»). Рисунок 4 – Таблица Нармера Иератическое письмо представляет сложность не столько из-за необходимости трактовать рисунки (как это происходит в ранней иероглифике), сколько из-за необходимости для писца выразить в тексте самые разные грамматические понятия, а не одну только семантику слова. Скажем, при записи врачебного рецепта – снадобья, в которое входил корень какого-то растения, писец для обозначения корня (по древнеегипетски «корень» звучит как менит) должен был нарисовать значок слога «мен», означавший одновременно и саму букву «М», отметить далее буквы «Н» и «Т», а затем поместить рядом со словом значок-детерминатив, относящий написанное слово в группу «растительной» лексики. Египетская письменность представляет собой определенную сложность при расшифровке еще и потому, что не существовало четкого стандарта оформления текста. Писали либо горизонтальными строчками, читавшимися как слева направо, так и справа налево, либо вертикальными колонками, которые читались только сверху вниз. Египетские писцы не брезговали никаким материалом, пригодным для письма. Надписи иероглифическими и иератическими письменами делались на камне, на глине, на пергаменте и на папирусе (это был наиболее распространенный писчий материал). 10 вариант 1 задание Искусство Древнего Египта развивалась с первыми годами зарождения Древнего Египта, принося с собой всё больше и больше новых проявлений и особенностей. Искусство и культура Древнего Египта были одними из передовых среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. Поэтому в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) ; избражение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) ; сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль) . Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций» , упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций. Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала, погребения человека. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествлённых при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Одним из семи чудес света в античном мире считали пирамиды, горделиво вознёсшиеся на западном берегу Нила (ныне плато Гиза близ Каира) . Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ) , воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Поэтому в рельефе, на рисунке или скульптуре изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее подходящим для счастливой и вечной загробной жизни. Фронтальное изображение фигур; обязательный головной убор у скульптуры фараона; Определенный цвет одежды у мужчин и женщин, сама одежда тоже канонизирована. : у мужчин набедренная повязка, а у женщин платье. 2 задание Мастаба́ (араб. «скамья»), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом») — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего иДревнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями. Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами. |