Эпов Д.А. - V-ray Методическое пособие - 2010. Vray Image Sampler (AntiAliasing) управление качеством сглаживания изображения
Скачать 7.08 Mb.
|
Vraymtl - продвинутые металлические материалы. Для улучшения стандартной схемы металлического материала возможно задействовать допол- нительные настройки: различные шейдеры, анизотропность, карту полировки. Phong Blinn Ward 1. Refl. Glossiness Map карта полировки. 3. Анизотропность. 2. Шейдер (Shader) - метод расчёта блеска и отражения. Регулирует гладкость по- верхности отдельно для каждого пикселя. В разделе Maps бывает раз- умно уменьшить процент канала RGlossiness в пре- делах 25-100. Растягивает блики и отраже- ния в направлении воображае- мой полировки поверхности. Основные настройки: Anisotropy - сила и направле- ние анизотропности (-1...+1). Rotation - угол поворота. V-ray располагает тремя шейдерами, с разным влиянием на блеск и отражения на поверхности материала. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, www.specialist.ru. Автор: Эпов Дмитрий Андреевич, 2010 г. epov@specialist.ru стр. 10 стр. 10 Override Mtl.- временная блокировка материалов. В целях значительного ускорения черновых рендеров возможно временно отключить все слож- ные материалы сцены, заменив их простым серым материалом (параметры материала для замены определяются пользователем произвольно). Для выполнения замены требуется подготовить необхо- димый материал в редакторе материалов, и затем перенести его на слот Override mtl в разделе V-Ray Global switches (закладка V-Ray, см. иллюстрацию). При желании, материал временной замены можно снабдить картой VrayEdgesTex для канала diffuse, способной отрисовывать рёбра объекта поверх его диффузного цвета (см. далее). 1. Включить галочку Override mtl. (в на- стройках рендера раздел Global switches, закладка V-Ray) 2. Перенести материал из редактора ма- териалов на слот Override mtl. 3. Выбрать режим Instance, для упроще- ния дальнейшего редактирования мате- риала замены. Столь продолжительное время визуализации неприем- лемо для черновика на стадии установки и тестирования освещения. Лучшим способом сократить время рендера является применение Override Mtl - временное отключе- ние материалов. Время визуализации сократилось шесть раз. Теперь можно неоднократно визуализировать черновики с це- лью точной подстройки освещения. При этом следует учитывать, что сцена с реальными материалами будет реагировать на освещение немного по другому. Результат почти аналогичен предыдущему варианту, но материал с картой VrayEdgesTex позволяет лучше уви- деть форму объектов за счёт прорисовки их рёбер непо- средственно на рендере. Применение блокировки материалов Оригинальная сцена с материалами, время рендера 24 минуты. Сцена с простым серым материалом установленным в Override mtl, время рендера 4 минуты. Сцена с простым серым материалом, но с картой VrayEdgesTex в канале Diffuse, установленным в Override mtl, время рендера 5 минут. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, www.specialist.ru. Автор: Эпов Дмитрий Андреевич, 2010 г. epov@specialist.ru стр. 11 стр. 11 Target Direct + Skylight + GI. Для простого, но вполне реалистичного освещения открытого пространства неплохо подходит модель освещения, основанная на двух источниках света и расчёте глобального (рассеянного) света. В качестве основного источника света используется обычный Target Direct - направленный источ- ник света в виде ровного светового луча, имитирующий Солнце. Ему помогает специальный виреевский источник света Skylight (небосвод), исполняющий роль небесного купола. Важно заметить, что skylight не является создаваемым на сцене объектом, а представляет собой лишь галочку в параметрах вирея. Для включения источника света v-ray skylight необходимо открыть раздел Environment блока настроек V-ray. И установить в нём пер- вую галочку «ON». Помимо этого можно опреде- лить оттенок небосвода (по умолчанию светло- голубой), и яркость небесного света (Multiplier). Важно заметить, что skylight не работает без расчёта глобального освещения. Для получения окончательного результа- та необходимо активировать и настроить меха- низм расчёта глобального (рассеянного) освеще- ния. Необходимо открыть блок настроек Indirect Illumination и установить следующие параметры: 1. Поставить галочку ON. 2. Выбрать пресет детализации света. Более вы- сокие пресеты (High, Medium) хорошо подходят для получения качественной продукции с детали- зированным освещением. Пресет Very Low не- заменим для получения черновиков, поскольку обладает значительно более высокой скоростью вычисления. 3. Установить галочки Show calc. phase и Show direct light, что позволяет получить предвари- тельный просмотр вычисления глобального света. Упрощённая модель солнечно-дневного освещения для открытого пространства. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, www.specialist.ru. Автор: Эпов Дмитрий Андреевич, 2010 г. epov@specialist.ru стр. 12 стр. 12 Создание V-ray Proxy (VR-mesh) - моделей с материалом. 1. Командой Attach соединить все де- тали модели воедино. Для этого выделить одну из частей модели, найти в панели модификации команду Attach, присоединить все про- чие части модели к выделенной изначально. Ответить на во- прос о соединении материалов по умолчанию. 2. Загрузить материал с объединённого объекта в редактор материалов. Нажать кнопку с пипеткой в редакторе материалов, за- тем указать мышкой объект. Объединённый материал объекта будет скопирован в активный слот редактора материалов. 3. Переименовать (назвать оди- нокого) объект и материал. Для комфортной работы с большой библиотекой прокси-объектов требуется, чтобы объекты и их ма- териалы назывались одинаково. 4. Сохранить материал в би- блиотеку материалов. Можно создать новую библиотеку или доба- вить материал в имеющуюся. 5. Сохранить изменённую библиотеку материалов. В случае, если была созданна новая библиотека необходимо будет указать её имя и путь для сохранения. 6. Щёлкнуть по объ- екту правой кнопкой мышки, выбрать V-ray Mesh Export. Будет создан VRmesh-файл с данным объектом. Потребуется указать папку в которую будет произведено сохра- нение, а также, имя файла. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, www.specialist.ru. Автор: Эпов Дмитрий Андреевич, 2010 г. epov@specialist.ru стр. 13 стр. 13 VrayLight - Основной источник света V-ray. VrayLight - широко применяемый источник света вирея, благодаря гибкости и простоте настро- ек его можно встретить практически в каждой сцене. Имеет три различных режима работы. 1. Свет VrayLight реалистично затухает с расстоянием (если не стоит галочка «No decay»). 2. Яркость (multiplier) VrayLight влияет на дальность его работы. 3. Размер VrayLight также влияет на дальность его работы. 4. По умолчанию, тело Vraylight видно на рендере и в отражениях на зеркальных объектах. Основные настройки Vraylight: Особенности работы Vraylight: 1. ON - Вкл/Выкл источник света. 2. EXCLUDE - запретить источнику света учитывать в работе какой- либо объект (или несколько объектов). Полезно при установке светиль- ника внутрь некоего объекта, например люстры. 3. Type - режим работы светильника: 4. Color, Multiplier - оттенок и яркость света. 5. Half-length, Half-width - размеры светильника (половина размера). 6. Блок дополнительных настроек : Cast shadow - отбрасывать тени. Double-sided - светить в обе стороны. Invisible - сделать тело светильника невидимым на рендере. Ignore light normals - светить во все стороны с одинаковой силой. No decay - выключить затухание света с расстоянием. Affect Reflections - отражать тело светильника в зеркальных объектах. 7. Subdivs - качество проработки теней от светильника. Более высокие значения эффективней устраня- ют шумы в тенях, но расходуют значительно больше времени. Plane - режим плоскости. Основной, чаще всего ис- пользуемый режим. Свет излучается из условной плоскости в направлении стрелочки. Важно отме- тить, что свет излучается в виде полусферы, то есть вперёд поступает почти столько же света, что и в сто- роны. Часто применяется для создания потока света из окна в интерьере. Sphere - режим сферы. Данный режим позволяет из- лучать свет во все стороны. Может быть использован для создания люстры в интерьере. Dome - режим небесного купола. Освещает сцену потоком света извне, имитируя небесное освещение. Не нуждается во включении GI, но работает медлен- но и создаёт заметный шум. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, www.specialist.ru. Автор: Эпов Дмитрий Андреевич, 2010 г. epov@specialist.ru стр. 14 стр. 14 VrayIES - источник света V-ray, основанный на светометрических файлах IES-источники света работают за счёт специальных файлов формата .IES (Illuminating Engineering Society). В таком файле хранится информация о некоем предположительно реальном осве- тительном приборе, считанная с него при помощи светометрического стенда, либо заданная в специ- альной программе. 1. Для работы требуются специальные IES-файлы. 2. По умолчанию, VrayIES имеет прицел, что позволяет наводить его в нужном направлении, но несколько осложняет его перемещение в пространстве. 3. При отсутствии подходящего IES-файла от производителя его можно создать самостоятельно в специальной программе (например, IESgen4). 4. Для просмотра больших библиотек IES-файлов также существует специаль- ная программа - просмоторщик IES viewer. VrayIES светильник прицел светильника Особенности работы VrayIES: Основные настройки Vraylight: 1. Enabled - вкл/выкл источник света. 2. Targeted - вкл/выкл прицел источника света. 3. None - слот для установки IES-файла. 4. Cutoff - минимальный порог мощности для расчёта света. 5. Shadow bias - сдвиг (отступ) теней от краёв объектов. 6. Cast shadows - отбрасывать тень. 7. Use light shape - учитывать форму светильника при расчёте теней. 8. Subdivs - качество расчёта теней. 9. Color Mode - режим определения оттенка светильник. 10. Color - выбор оттенка вручную. 11. Color Temp. - выбор оттенка с помощью температуры. 12. Power - мощность светильника. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, www.specialist.ru. Автор: Эпов Дмитрий Андреевич, 2010 г. epov@specialist.ru стр. 15 стр. 15 VRayPhysicalCamera - физически-точная съёмочная камера V-ray. VRayPhysicalCamera - специальная камера V-ray, предназначенная для точной имитации работы фото-видео аппаратуры с учётом разнообразных оптических эффектов и регулируемой экспозицией (управлением яркостью получаемой картинки). Type - тип камеры: фото/видео/кино, влияет на работу некоторых настроек. Targeted - вкл/выкл прицел камеры. Film gate - размер кадра. Focal length - фокусное расстояние, влияет на угол обзора камеры. Zoom factor - коэффициент зума. F-number - диафрагма (апертура), влияет на яркость снимка (только при включённой exposure) и на глубину фокусировки (только при включённом эффекте depth-of-field) Distortion - сила искажений объектива. Distortion type - тип искажений. Vertical shift - перекос кадра по вертикали. Guess vertical shift - автоматическое вычисление поправки перекоса. Specify focus - указать фокусное расстояние (для эффекта depth-of-field). Focus distance - фокусное расстояние (для эффекта depth-of-field). Exposure - вкл/выкл экспозицию. КРАЙНЕ важная опция: во включённом состоянии (по умолчанию) камера вносит поправку в яркость визуализируе- мого изображения (снимок может получаться почти чёрным), взаимодей- ствует с настройками F-number, Shutter Speed, Film Speed, White balance. Vignetting - затемнение краёв кадра. White balance - баланс белого, влияет на оттенки изображения. Custom balance - пользовательский оттенок баланса белого. Shutter speed - скорость работы затвора фотоаппарата, влияет на яркость снимка (только при включённой exposure). Film speed (ISO) - светочувствительность плёнки, влияет на яркость снимка (только при включённой exposure). Основные настройки VrayPhysicalCamera: сама камера плоскость максимального фокуса (для эффекта depth-of-field) зона чёткого фокуса (для эффекта depth-of-field) прицел камеры Устройство VrayPhysicalCamera: Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, www.specialist.ru. Автор: Эпов Дмитрий Андреевич, 2010 г. epov@specialist.ru стр. 16 стр. 16 VRayPhysicalCamera - экспозиция. Экспозицией называется управление яркостью получаемого снимка путём выбора ряда настроек у съёмочной камеры. Включение и настройка экспозиции производится в параметрах VrayPhysicalCam. Слишком темно. F-number - 16 Shutter speed - 125 ISO - 100 В самый раз. F-number - 8 Shutter speed - 125 ISO - 100 Слишком светло. F-number - 4 Shutter speed - 125 ISO - 100 Экспозиция определяется двумя основными параметрами - F-number (диафрагма) и Shutter speed (продолжительность открытия затвора). Также, на яркость конечного снимка влияет светочув- ствительность фотоплёнки/матрицы - Film speed (ISO). Важно заметить, что большие значения F-number дают более тёмный снимок, а меньшие зна- чения - более светлый, с Shutter speed та же ситуация (больше = темнее). Film speed (ISO) осветляет картинку по мере возрастания (чем больше - тем светлее). Если не брать в расчёт эффект Depth of Field (для которого F-number определяет степень раз- мытия кадра по глубине), то яркость конечного рендера можно регулировать любым из трёх вышепе- речисленных параметров. Значения EV от 0 (очень ярко) до 20 (очень темно) определяются выдержкой и диафрагмой. Определённое сочетание диафрагмы и выдержки (F-number и Shutter speed) называется экспо- парой. Различные сочетания этих двух параметров могут давать совершенно одинаковый результат с точки зрения яркости снимка, т.е. более продолжительная выдержка может быть компенсирована ме- нее открытой диафрагмой. В итоге существует понятие величины экспозиции - Expo Value (EV), чем больше значение - тем темнее снимок, именно величина экспозиции и определяет яркость кадра. В свою очередь, EV зависит от экспопары, т.е. от значений F-number и Shutter speed. Таблица экспопар. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, www.specialist.ru. Автор: Эпов Дмитрий Андреевич, 2010 г. epov@specialist.ru стр. 17 стр. 17 VRayPhysicalCamera - эффект глубины резкости. VRayPhysicalCamera способна имитировать хорошо знакомый фотографам эффект глубины рез- кости кадра - the depth-of-field (DOF). Без эффекта глубины резкости, нет дефокуса по глубине кадра. Время рендера 1:20 Глубина резкости включена, фокусировка на задний план. Время рендера 5:12 Глубина резкости включена, фокусировка на передний план. Время рендера 4:47 Эффект глубины резкости - пример. Эффект глубины резкости - включение. Эффект глубины резкости - настройка. Эффект изменения формы бликов - Боке (Bokeh), только при включённом DOF. F-number - диафрагма (апертура), влияет на силу дефокуса - чем меньше величина, тем сильнее раз- мытие кадра по глубине. Также сильно меняет яркость снимка в целом (при включённой Exposure). Specify focus - указать фокусное расстояние (для эффекта depth-of-field). Focus distance - фокусное расстояние (для эффекта depth-of-field). Для включения эффекта глубины резкости необходимо установить галочку depth-of-field в разделе sampling в параметрах физической съёмочной камеры. Также, имеется возможность контролировать качество реализации эффекта с помощью параметра Subdivs. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, www.specialist.ru. Автор: Эпов Дмитрий Андреевич, 2010 г. epov@specialist.ru стр. 18 стр. 18 Reflection/Reflection Environment Override - Установка фальшивой окружающей среды. В случае визуализации отдельных объектов, имеющих отражающий или прозрачный материал (на- пример, хром или стекло), возникает известная проблема связанная с отсутствием отражений и преломлений каких-либо деталей окружающей среды в этих объектах. Для устранения данной проблемы устанавливается специальная карта фальшивой окружающей среды, как правило со сферической развёрткой отражаемого изображения на 360 градусов. Стеклянный объект в инте- рьере, окружающая среда от- ражается замечательно. Проще всего установить карту фальшивой среды в специальный канал V-ray материала - ENVIRONMENT. Для этого необходимо открыть свиток MAPS в настройках материала, щёлкнуть по каналу ENVIRONMENT и выбрать из предложенного меню карту BITMAP в которую и следует устано- вить изображение с фальшивой средой. Далее, в настройках карты BITMAP следует выбрать сфе- рический режим развёртывания среды (иногда возможны и дру- гие варианты), для этого: 1. Включить режим координат Environ. 2. Выбрать режим Spherical Environment. В дальнейшем, данную карту можно скопировать (с помо- щью нехитрого copy-paste) на другие материалы также нуждаю- щиеся в фальшивой среде. Тот же объект визуализи- рован отдельно, отражения окружающей среды нет. Объект визуализирован от- дельно, но установлена фальшивая среда. |