Конспект лекций по МРР. В соответствии с рабочей программой дисциплины дпп. 09 Методика развития детской речи с практикумом по логопедии
Скачать 1.03 Mb.
|
7.Формирование темпа речи и качеств голосаВажно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом воспитателю помогут индивидуально направленные приемы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»), сопряженная речь («Давай вместе побаюкаем твою куклу: Баю-баю! Баю-бай! Спи, Танюша, засыпай!»). Лучший прием — проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом — сопровождение речи движениями.Например, ребенок читает знакомое стихотворение от лица мишки, который медленно, вперевалку, шагает по столу, и эти движения помогают рассказчику соразмерить темп речи. Малышу, который привык говорить торопливо, можно предложить прочитать какое-либо стихотворение, содержание которого связано с действиями, например потешку «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса...» (чтение сопровождается поглаживанием куклы по головке).Со старшими детьми организуют хоровой счет предметов в заданном темпе, выполнение заданий на смену темпа в знакомой скороговорке. Для всех групп прекрасным средством воспитания темпа речи является пение. У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений в ритме речи. Эти нарушения чаще всего бывают вызваны несовершенством дыхания, неумением сразу же подобрать необходимое слово. Подражая выразительному чтению воспитателя, дети учатся чувствовать, различать ритмы художественных произведений: плавный ритм сказки, энергичный ритм марша и др.Перечисленные приемы эффективны и при формировании у ребенка различных качеств голоса — силы, высоты. В младших группах воспитатель в основном воздействует на речь детей в их повседневной жизни: в игровых ситуациях, при чтении художественных произведений и т. д. Он объясняет, почему в данном случае нельзя говорить громко, примером подкрепляет свои требования — обращается к детям вполголоса, в спальне говорит очень тихо. Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Например, в игре «Кот на крыше» дети негромко произносят: «Тише, мыши, тише, мыши...»В старших группах проводят тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса (проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо»).Можно предложить детям дидактическую игру «Как позвали мишку» (с одной демонстрационной игрушкой, а затем с различными мелкими игрушками). Ведущий (сначала сам воспитатель) неоднократно обращается к мишке, спрятанному за ширмой, с простой фразой: «Мишка, покажись», последовательно меняя голос. В зависимости от того, как произнесена эта фраза, мишка выполняет разные действия: если тихо — он ложится, спит; если громко — пляшет; медленно — бредет вперевалку; быстро — скачет. Затем роль ведущего выполняют дети (по одному или все вместе — хором).Игра развивает слуховое внимание, тренирует силу голоса. У детей старшего возраста вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детенышей, дети произносят звукоподражания с различной высотой голоса. Шире нужно использовать и дидактические рассказы со звукоподражанием. Они отражают реальные, знакомые детям события, и смена темпа, силы и высоты голоса является осознанной, понятной ребенку. Некоторые темы рассказов («Гроза в лесу», «Утренние голоса в деревне», «У пруда», «Экскурсия на большую стройку») дают большой простор для подбора звукоподражаний, смены темпа, силы и высоты голоса. 8.Воспитание выразительности речиПедагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребенку в его повседневной жизни. Нужно показать ему, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми. Организовывая какое-нибудь мероприятие (приглашение гостей, посещение другой группы, совместный утренник), воспитатель тактично, иногда в шутливой вопросительной форменапоминает детям о том, как надо разговаривать. В таких играх, как Телефон»,«Встреча куклы», «Магазин», «Почта», во время экскурсий закрепляются не только слова вежливых обращений, но и их звуковая форма («Поздоровайтесь негромко, приветливо»,— напоминает воспитатель перед входом в библиотеку и заботливо спрашивает у сотрудников, не помешали ли им, извиняется за доставленное беспокойство).Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Коршун и наседка», «Ладушки», «Идет коза рогатая».Путем кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи, как воспитание мягкого приветливого тона разговора. На всех занятиях педагог следит за тем, чтобы во время ответа ребенок обращался к слушателям, принимал спокойную позу, объясняет, почему это важно. В младших группах можно использовать игровое упражнение, которое заключается в том, что кукла выполняет необходимые действия: правильно берет указку, становится к картине боком, громко называет изображенное на картине и др. (игровые действия с игрушкой выполняет воспитатель). В старших группах используется такой прием: включение показа отдельных навыков речевого общения в игру «Так или не так?». Правильные действия дети оценивают красной фишкой, поднимая ее, чтобы видели все, неправильные — черной. О культуре поведения ребенка в процессе речи полезно сделать сообщение на родительском собрании, обратив внимание взрослых на необходимость воспитания у детей навыков поведения в общественных местах (в транспорте, в гостях и т. д.).На занятиях (пересказ, заучивание и чтение стихотворений, драматизация) и в самостоятельной художественно-речевой деятельности дошкольников воспитатель прибегает к специфичным приемам руководства выразительными качествами детской речи. Исходным приемом является образец выразительного чтения. Но чтобы дети не копировали его бездумно, чтобы формировать ворческую индивидуальность чтения, образец должен сопровождаться рядом других активных приемов. Их назначение — помочь ребенку осознать особенности исполнения данного произведения заблаговременно потренироваться, поучиться читать его, особенно сложные места. Фронтально направленные активные приемы, в первую очередь требующие проговаривают, важны еще и потому, что на занятии далеко не все дети смогут поупражняться в громкой речи, в чтении вслух. Образец чтения дополняется объяснениями и указаниями воспитателя к выразительности речи детей. Используется напоминание сходного случая, яркого представления из жизни детей, оживляющее пережитые ранее чувства.В старших группах преобладают приемы, рассчитанные на творческое использование их детьми. Например, воспитатель вместе с детьми дает элементарную характеристику персонажам, что помогает ребенку подыскивать подходящие интонации («Лиса хитренькая, тоненько говорит, ласково, но она притворяется»). Более сознательно отнестись к выбору выразительных средств помогают детям вопросы. Очень важно, чтобы они были конкретными (Какой голосок у Маши? С каким чувством говорит эти слова Катя? Объясните, что сейчас переживает Надя? Каким бы голосом вы передали ее слова? Почему одни и те же слова сказки нам приходится говорить разным голосом?)Во всех группах оправдано применение подсказывающей формы вопроса, особенно если это касается выбора интонаций, так как такой прием облегчает ребенку поиск выразительного средства, помогает найти наиболее точное определение, например: как правильнее прочитать начало — медленно или быстро? Какое стихотворение — веселое или грустное? Как звучат слова Васи — ласково или грубо? Возможны оценочные вопросы (Что бы ты хотел исправить в своем пересказе?). В целях формирования выразительности речи нужно шире использовать прием словесных упражнений. Для этого можно предлагать детям повторять (хором или индивидуально) отдельные строчки из произведений, обращать их внимание на неверную постановку логических ударений, на нечеткую смену темпа или силы голоса.В театрализованной деятельности ребенок использует еще и другие средства передачи сценического образа — мимику, жест, позу, походку. Ряд приемов способствует поиску детьми разнообразных средств передачи образа, причем передачи не подражательной, а своей, индивидуальной, связанной с пластической характеристикой. Активный прием — творческие задания. Варианты таких заданий разработаны Л. С. Фурминой: подойти к товарищу и попросить у него игрушку так, чтобы остальные могли определить, как ее попросили (вежливо, обидчиво, резко и т. п.); перейти «ручей» по камешкам от лица любого персонажа и объяснить, как и почему он так идет и др. Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом оказывается индивидуальная цель заучивания или чтения (для выступления перед малышами на празднике; для подарка маме, бабушке и т. д.). Реальная перспектива выступить с чтением мобилизует силы ребенка, вызывает желание прочитать особенно хорошо, по-своему. Приемы формирования выразительности чтения и пересказа очень разнообразны. Как правило, на одном занятии используется одновременно несколько приемов. |