Главная страница
Навигация по странице:

  • Жизнь — это прежде всего наша возможная жизнь , то, чем мы способны стать, и как выбор

  • Сегодня преобладает масса, и решает она. И происходит нечто иное, чем в эпоху демократии и всеобщего голосования. При всеобщем голосовании массы не решали, а присоединялись к решению

  • Современный средний европеец душевно здоровей и крепче своих предшественников, но и душевно беднее. Оттого он порой смахивает на дикаря, внезапно забредшего в мир вековой цивилизации.

  • Школы, которыми так гордился прошлый век, внедрили в массу современные технические навыки, но

  • Рост жизни. Новый документ (1). V. Статистическая справкаСовременная жизнь грандиозна, избыточна и превосходит любую исторически известную. Но именно


    Скачать 16.69 Kb.
    НазваниеV. Статистическая справкаСовременная жизнь грандиозна, избыточна и превосходит любую исторически известную. Но именно
    АнкорРост жизни
    Дата14.11.2022
    Размер16.69 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНовый документ (1).pdf
    ТипРешение
    #788368

    V. Статистическая справка
    Современная жизнь грандиозна, избыточна и превосходит любую исторически известную. Но именно
    потому, что напор ее так велик, она вышла из берегов и смыла все завещанные нам устои, нормы и
    идеалы.
    Прошлое не надоумит, что делать, но подскажет, чего избегать.
    Жизнь — это прежде всего наша возможная жизнь, то, чем мы способны стать, и как выбор
    возможного — наше решение, то, чем мы действительно становимся. Обстоятельства и решения —
    главные слагаемые жизни. Обстоятельства, то есть возможности, нам заданы и навязаны. Мы
    называем их миром. Жизнь не выбирает себе мира, жить — это очутиться в мире определенном и
    бесповоротном, здесь и сейчас. Наш мир — это предрешенная сторона жизни. Но предрешенная не
    механически. Мы не пущены в мир, как пуля из ружья, по неукоснительной траектории.
    Вместо единственной траектории нам задается множество, и мы, соответственно, обречены…
    выбирать себя.
    Жить — значит вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. И
    решать без устали и без передышки. Даже отдаваясь безнадежно на волю случая, мы принимаем
    решение — не решать.
    Неправда, что в жизни «решают обстоятельства». Напротив, обстоятельства — это дилемма, вечно
    новая, которую надо решать. И решает ее наш собственный склад.
    Сегодня преобладает масса, и решает она. И происходит нечто иное, чем в эпоху демократии и
    всеобщего голосования. При всеобщем голосовании массы не решали, а присоединялись к решению
    того или другого меньшинства.
    Само правление масс сводится к тому, чтобы постоянно выпутываться, не решая проблем, а всеми
    способами увиливая от них и тем самым рискуя сделать их неразрешимыми. Таким всегда было
    прямое правление массы — всемогущим и призрачным. Масса — это те, кто плывет по течению и лишен
    ориентиров. Поэтому массовый человек не созидает, даже если возможности и силы его огромны.
    И как раз этот человеческий тип сегодня решает.
    За многовековой период своей истории, с VI по XIX, европейское население ни разу не превысило ста
    восьмидесяти миллионов. А за время с 1800 по 1914 год — за столетие с небольшим — достигло
    четырехсот шестидесяти! Контраст, полагаю, не оставляет сомнений в плодовитости прошлого века.
    Современный средний европеец душевно здоровей и крепче своих предшественников, но и душевно
    беднее. Оттого он порой смахивает на дикаря, внезапно забредшего в мир вековой цивилизации.
    Школы, которыми так гордился прошлый век, внедрили в массу современные технические навыки, но
    не сумели воспитать ее. Снабдили ее средствами для того, чтобы жить полнее, но не смогли наделить
    ни историческим чутьем, ни чувством исторической ответственности. В массу вдохнули силу и спесь
    современного прогресса, но забыли о духе. Естественно, она и не помышляет о духе, и новые
    поколения, желая править миром, смотрят на него как на первозданный рай, где нет ни давних следов,
    ни давних проблем.
    Либеральная демократия на базе технического творчества является высшей из доныне известных
    форм общественной жизни; второе — вероятно, это не лучшая форма, но лучшие возникнут на ее основе
    и сохранят ее суть, и третье — возвращение к формам низшим, чем в XIX веке, самоубийственно.


    написать администратору сайта