Главная страница

Деятельность Жилищного строительного сберегательного банка Республики Казахстан.. ДКБ Захарова СРОП 1. В том же плане высказывались Иоанн Златоуст, св. Иероним


Скачать 14.6 Kb.
НазваниеВ том же плане высказывались Иоанн Златоуст, св. Иероним
АнкорДеятельность Жилищного строительного сберегательного банка Республики Казахстан
Дата18.09.2022
Размер14.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДКБ Захарова СРОП 1.docx
ТипДокументы
#683227

Теория процента, изначально опираясь на аргументы, взятые из библейских текстов и патриотической литературы, с течением времени изменялась под влиянием традиции римского права и аристотелевской критики «хрематистики». Но сколь бы значительным ни было ее развитие на протяжении всех Средних веков, одна и та же поучительная история пересказывается всеми авторами: заемщик, находясь в отчаянном состоянии, слишком нуждаясь в деньгах, чтобы торговаться по поводу условий ссуды, одалживается у богатого кредитора, который не знает других ограничений при установлении процента, кроме платежеспособности дебитора. Этот сюжет встречается уже в текстах Гийома из Осера и Роберта де Курсона, т.е. до того, как латинские переводы «Этики» и «Политики» Аристотеля получили распространение. Поэтому здесь, безусловно, нужно говорить о влиянии патристики. В частности, можно вспомнить о высказываниях Григория Богослова[1], обличавшего в IV в. того, «кто осквернил землю лихоимством и корыстолюбием, собирая, где не сеял, и пожиная, где не расточал, возделывая не землю, но нужды бедных»1. В том же плане высказывались Иоанн Златоуст, св. Иероним[2] [3], св. Амвросий Медиоланский[4].

Этот образ кредитора как вечного подозреваемого, в противоположность заемщику, который предстает жертвой, невинным соучастником греховной сделки, которому легко прощается его грех[5], оказывается очень устойчивым на протяжении всех Средних веков. Его воспроизводит и Фома Аквинский: «Заемщик, который платит процент, не свободен в полной мере, он платит его в силу стесненных обстоятельств и по принуждению, поскольку, с одной стороны, у него есть потребность в займе средств и, с другой стороны, кредитор, который располагает этой суммой, не желает ее предоставить без получения процента»[6]. При этом схоластов не смущал тот факт, что зачастую заемщиком являлся государь, а кредитор заканчивал свою карьеру на виселице[7].

В результате денежный заем изначально рассматривался как обмен, в котором участники сделки находятся в неравных условиях: договор займа представляется как «абсолютно свободный» для кредитора и «вынужденный» для заемщика. В этой ситуации даже добровольный характер соглашения не защищает от злоупотреблений сильной стороны. Именно эта возможность злоупотребления и заставляет схоластов относиться к такому договору с крайней настороженностью. Но вытекающее отсюда безусловное осуждение процента[8] имеет более сложное аналитическое основание.

Ссуда под процент рассматривалась как торговая сделка, которая, как и любая другая, совершается к взаимной выгоде. Процент — это та выгода, которую получает кредитор, предоставляя ссуду. Следовательно, сам по себе он не является незаконным. Проблема заключалась в том, что, как известно, при заключении двухсторонних сделок цена зависит от относительной способности сторон навязывать свои условия. Именно поэтому вышеупомянутый исторический образ ссудной сделки приобретает важную роль: поскольку за кредитором a priori признается преимущественное положение и в то же время стороннему наблюдателю очень сложно оценить, какой должна быть справедливая пропорция, возникали подозрения, что процент — это вся выгода от обмена, присвоенная кредитором. Таким образом, осуждению подвергалась чрезмерность той доли дохода от сделки, которая приходилась на процент. А поскольку более тонких инструментов борьбы с такого рода злоупотреблениями не имелось, осуждению подвергался сам принцип взимания процента.


написать администратору сайта