Женщины в ранней социологии. В. Успенская Женщины в ранней социологии
Скачать 209 Kb.
|
В.Успенская Женщины в ранней социологии Как отмечает Дж. Ритцер в своей книге «Современные социологические теории» (СПб., 2002), «Одновременно с достижениями Чикагского университета и порой даже в согласии с ними, в то же самое время, когда Дюркгейм, Вебер и Зиммель создавали европейскую социологию, а иногда и единодушно с ними, новаторские социологические подходы разрабатывала группа женщин». Они же остались известными в истории как видные социальные реформаторы. Ведя индивидуальные исследования и теоретическую работу, взятые вместе, они создавали основы ранней феминистской социологической теории. Ее основными признаками были: 1) акцент на опыте женщин, жизни, женщин, их работе, равной по значению мужской (как они сами считали); 2) осознание того, что они выступают с локальной и частной точки зрения и поэтому по большей части без оттенка высокомерной объективности, которую мужская социологическая теория считала частью авторитетной теории; 3) убеждение, что главной проблемой в совершенствовании жизнеустройства в их время было нераверство (гендерное, расовое, классовое либо их совокупность); 4) идея о том, что целью социологии и социологической теории должны быть социальные реформы, т.е улучшение жизни людей с помощью знания1. Как отмечает все тот же Ритцер, развивавшаяся социологическая дисциплина сочла этих женщин не более чем второстепенными социологами и теоретиками социологии, хотя нередко включала их методы исследования в свою практику. Их общественная (реформистская) деятельность была поводом, чтобы оправдать определение этих женщин как «не социологов». Феминистские же идеи остались на обочине социологии в работах радикальных теоретиков-мужчин (Дж.Стюарт Милль, Шарль Фурье, К.Маркс, В.Хвостов, Л.Петражицкий). «Только сейчас гендерная политика (политика в сфере отношений полов), история развития которой дает нам представление о том, как менялась реакция мужчин на феминистские требования, получила признание в социологии» (Ритцер, с. 21). Ученая из Англии Гарриет Мартино (1802-1876), переводила работы О.Конта, исследовала обычаи в Британии и США. Известность получила ее книга "Американское общество" (Society in America, 1837; 1962), в которой она исследовала религию, политику, воспитание детей, иммиграцию, гендерные и расовые проблемы. Гарриет писала с позиции равноправности женщин и мужчин. Социолог Джейн Аддамс (1860-1935), член Американского социологического общества. Совмещала исследовательскую работу с социальной работой и политической деятельностью за избирательные права женщин и за мир. В 1913 г. получила Нобелевскую премию мира. Автор книг "Женщины и общественное домоводство"(1913), "Новейшие идеалы мира" (1907), "Двадцать лет в Халл Хаус" (1910). Американский социолог Джесси Бернард (1903-1996), одна из самых авторитетных в мире исследователей семьи, брака, ролей женщин. С 1930-х гг. она вела исследования и публиковала работы, посвященные жизни женщин. Среди многочисленных ее работ: "American Family Behavior" (1942), "Academic Women" (1964), "The Female World from a Global Perspective" (1987). Агнесса Соломоновна Звоницкая (1897-1942) первой среди российских женщин начала заниматься социологией. В 1914 г. в Киеве выходит первый том задуманного ею четырехтомного труда "Опыт теоретической социологии" - Социальная связь". Книга была задумана в виде четырехтомного трактата, но свет увидел только первый том, где она изложила свое понимание «социальной связи». Другие тома, в которых она надеялась осветить историко-методологические и логические аспекты социологической теории и вопросы личности, так и не были напечатаны, как и многие другие. А.С.Звоницкая была принята в действительные члены Социологического общества, основанного в Петрограде в 1916 г. Гарриет Мартино Джейн Аддамс Джесси Бернард 1 См. у Лили Браун о роли женщин в общественных науках: женщины теперь с удивительной энергией и редким пониманием обращаются к наиболее м о л о д о й из н а у к, к о б щ е с т в е н н о й, и борются за то, чтобы в рамках ее заниматься практической деятельностью. Они видят перед собой необозримое поле, обработка которого соответствует их склонностям; в этой деятельности личность их может достичь полного своего развития. Ведь дело теперь идет о том, чтобы найти средства и пути, которыми можно было бы помочь нуждающимся и слабым, чтобы, как некогда они создали экономию дома, так теперь п о н я т ь, р у к о в о д и т ь и з а х в а т и т ь экономию мира, чтобы на место меча воздвигнуть, как символы жизни народа, молот, резец и плуг. Разве гениальность не состоит именно в выражении своей личности? Именно поэтому женщина теперь выступает на первый план, именно поэтому женское движение принимает теперь такие большие размеры: образуется а т м о с ф е р а, в которой она может свободно дышать, так как деспотизм, варварство и война в сознании человечества являются все больше и больше варварскими остатками минувшего прошлого; сила физическая все больше теряет свое значение и на ее место постепенно становится сила духа и сердца. Противники правы, когда говорят, что наступает век феминизма, но они неправы, когда думают, что это будет век слабости, вырождения. Только дополнение мужских способностей женскими, только с о т р у д н и ч е с т в о обоих полов, имеющих одинаковое право существования на земле, повлечет за собой следствия, которые не будут вредить своей односторонностью ни одной из частей. (Из книги «Женский вопрос. М., 1906) |