В. в биянка Как муравьишка домой спешил
Скачать 21.76 Kb.
|
В.В Биянка «Как муравьишка домой спешил» История создания произведения Год написания 1961, автор: Витаалий Валентиинович Биаанки Жанр произведения- Название произведения и его смысл Автор назвал свой рассказ в честь главное героя муравья и его приключений. Повествование ведётся от лица автора. Автор подробно описывает действия муравьишки и событий ,которые с ним происходят Сюжет I. Забрался маленький муравьишка высоко на берёзу отдохнуть. Он наблюдал за суетой в родном муравейнике и планировал успеть домой до захода солнца. Муравей забрался на сухой жёлтый листок, который тут же полетел по ветру с маленьким путешественником наверху. Падая с высоты, муравей здорово отшиб себе ноги, да и до дома далеко – теперь он на лугу далеко за деревней. II. Оказавшаяся рядом Гусеница-Землемер помогла муравью, довезла его до луга. Муравью поездка не понравилась, решил он дальше без гусеницы добираться. Паук-Сенокосец предложил свою помощь, подвёз. Муравей опять недовольный – ноги у паука, словно спицы, аж в глазах потемнело. Следующая была Жужелица. Насекомое вежливо согласилось прокатить потерявшегося муравья, но и езда с Жужелкой пришлась привереде не по душе. III. Перебраться через картофельное поле, высокий забор и реку помогли Жучок-Блошачок, Кузнечик и Водомерка-Клоп. Даже майский муж, подобно самолёту, переправил муравья в родные края. Опять не угодил – уселся на дерево. Осталось лишь вниз спуститься, а тут как раз Гусеница-Листовёртка. Не ожидал муравей резкого отказа и укусил гусеницу. Упали оба вниз, хорошо, на шёлковой ниточке повисли. Так и спустился муравей домой, чуть было не опоздал. Ключевой эпизод Ключевым эпизодом является то ,когда муравьишка получает отказ в помощи гусеницы-листовёртки, падает с дерева и возвращается домой. Система образов в произведении Писатель знакомит читателя с рядом насекомых, у каждого из которых есть свой способ перемещения, защиты, существования в целом. Это своего рода ознакомительные эпизоды для подрастающего поколения, связанные с познанием окружающего мира 8) Художественные средства и приёмы Виталий Валентинович выстраивает сюжет по звеньям, когда муравей переходит от одного спасителя к другому. Роль их в сказке ясна. Они проявляют взаимовыручку незнакомцу, что является показательным примером для людей. Основная форма характеристики персонажа в данном рассказе – это речь персонажей (т.е. диалог между муравьем и другими персонажами, встречающимися на его пути). Речь в диалогах выразительная, помогает понять отношение автора к главному герою. 9)Особенности языка написания произведения (стиль) Стиль текста смешанный- художественный и разговорный, т.к автор использует множество диалогов, полелогов, разговорной речи. Особенность написания произведения заключается в действии, которое в рассказе происходит в течение одного дня, поэтому художественное время в рассказе сжатое, так как муравей днем улетел далеко от дома, а вечером он уже попал домой. Художественное пространство объемное, т.к. включает в себя описание и леса, и поля, и реки, и родной березы. В.В Биянка «Мышонок Пик» 1)История создания произведения Год написания 1927, автор: Витаалий Валентиинович Биаанки 2)Жанр произведения- рассказ с элементами сказки. 3)Название произведения и его смысл речь в рассказе идёт о мышонке. Он же является главным героем повествования. 4)Повествование ведётся от лица автора. 5)Сюжет Как мышонок попал в мореплаватели Мальчик и его сестра играли в кораблики. Они построили из кусков коры кораблик и мальчик в поисках мачты разворошил мышиное гнездо. Все мыши убежали и только один совсем маленький мышонок попался мальчику. У него было порезано ножом ухо. Мальчик хотел убить мышонка, но сестра пожалела мышонка. Она дала ему имя Пик и предложила отправить его на кораблике. Кораблекрушение Мышонка несло по бурной реке и он сильно боялся. Его заметили чайки, за ним следила щука. Но вдруг скопа нырнула и схватила щуку, и при этом задела кораблик. Мышонок оказался в воде и чайки решили, что он утонул. Пик уцепился за кораблик и доплыл до берега. Страшная ночь Пик оказался один среди высокой травы. Он был очень голодным и стал жевать траву. Вдруг он нашел сочный стебелек и стал выбирать точно такие же. Тут Пик услышал шлепающий звук и из травы показался лягушонок. Они смотрели друг на друга и вдруг лягушонка проглотила змея. Пик убежал. Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка Пик цеплялся хвостом за травинки и веточки и передвигался, не опускаясь на землю. Он очень боялся змей. Пик видел сокола-трясучку, но не боялся, ведь тот был далеко. Вдруг сокол резко упал к земле и Пик от страха перевернулся на живот. Белое пятно на груди спряталось. а спинка была такого же цвета, как и земля вокруг. Сокол потерял Пика и съел кузнечика. Соловей-разбойник. Однажды Пик услышал красивое пение и подошел посмотреть, кто так поет. Это оказалась маленькая птичка. Пик ее не боялся, но напрасно. Это был сорокопут-жулан. Он набросился на Пика и ударом сбросил того с ветки. Пик притаился и видел жертв сорокопута на дереве. К ночи разбойник улетел. Конец путешествия. Пик бежал по болоту и страдал от голода. Он упал без сил на кочке. Потом он увидел шмелей, которые вылетали из своего гнезда. Когда шмели улетели, Пик разрыл гнездо и наелся меду и личинок. Вернулись шмели и Пику пришлось спасаться бегством. Постройка дома. Пик стал строить себе дом на веточках травы. Он соорудил удобное гнездо, которое висело над землей. Незваный гость Однажды в гнездо Пика кто-то забрался и это оказался гигантский слизень. Пик дождался пока тот уполз, и вычистил гнездо. После этого он стал затыкать вход в гнездо, когда уходил. Кладовая. Наступала осень и дни стали холодней. На лугу поспели колоски. Пик вырыл норку и сделал кладовую. В нее он стал таскать зерно,,делая припасы. Потом он вырыл вторую норку и соединил их. Пик покинул воздушный домик и поселился под землей. Снег и сон Вскоре пошел снег и стало совсем холодно. Но Пику в норке было тепло и сытно. Он ел зерна и много спал. Ужасное пробуждение. В это время ребята вспоминали Пика и мальчик пообещал сестре поймать мышонка. А Пик проснулся оттого, что сверху упала земля - нора обвалилась. Он пытался спасти запасы, но оказалось, что их съели козы. По снегу и по льду. Пик побежал сам не зная куда. Он выбрался на лед замерзшей реки и какая-то птица выследила его. Она ударила Пика клювом и схватила когтями. Из беды в беду. Пик очнулся среди мертвых мышей в дупле. Это сова принесла его в свою кладовую. Пику повезло, что сова была сытая. Он выбрался из дупла и побежал к домику. После удара когтей совы он стал свистеть, у него что-то повредилось в груди. Горе-музыкант Пик бежал к забору, а за ним гналась лиса. Но выбежали собаки и прогнали лису. Пик очутился в подвале, где пахло мышами. Он обрадовался, хотя это были и другие мыши, не такие как он. Пик нашел прогрызенный мешок и стал есть. В это время появились мыши, которым не понравился мышонок-музыкант, и они покусали Пика. Мышеловка. Брат ловил в мышеловку разных мышей, но все они не походили на Пика и сестра расстраивалась. Потом мальчик заметил, что приманка стала исчезать, но мышь не попадалась. Наконец он поймал Пика и показал его сестре. Сестра узнала Пика по разрезанному уху. Она поставила мышеловку на середину комнаты и Пик убежал, через маленькую щель. Музыка. Сестра огорчилась, что Пик убежал. Дети стали оставлять мышонку молоко и крошки, которые тот съедал. Но мышонок не шел к людям. Однажды, Пик услышал как мальчик играл на дудочке и вылез послушать. Он свистел и дети решили, что мышонок поет. Хороший конец. Пик привык к детям и они привыкли к нему. Они построили для мышонка маленький домик, в котором Пик стал жить. Дети считали, что Пик любит музыку и специально поет, они не знали, какие опасности он пережил. 6)Ключевой эпизод Дети начинают играть на дудочке каждый день, и Пик выходит к ним. Когда он свистит вместе с ними, получается «концерт». Девочке нравится пение Пика, но она не знает, какие трудности он преодолел, чтобы из его груди выходил свист и музыкальные звуки. Скоро мышонок привыкает к детям, выходит к ним поиграть. К Пику привязывается даже брат девочки. Ребята кормят его хлебом из рук, переселяют Пика в специально построенный для него деревянный домик. 7)Система образов в произведении Мышонок по имени Пик - ключевой персонаж произведения для детей, характеризующегося наличием одноименного названия, написанного известным писателем Валентина Бианки. В ходе путешествия, описанного автором в указанном произведении, ключевой герой (мышонок Пик) проявляет ряд важных качеств собственной личности, представленных: находчивостью, дружелюбием, самообладанием, героизмом, отзывчивостью, взаимопониманием, состраданием, заботой об окружающих, уверенностью в собственных силах. Благодаря указанным качествам Пик смог преодолеть все трудности, описанные автором в произведении. Художественные средства и приёмы Литературную композицию рассказа можно построить по принципу частей. Условно историю можно разделить на три части. Часть про приключения Пика на море. Часть про испытания на острове. И часть, в которой мышонок возвращается домой. Произведение имеет главы с названиями. Исходя из названия, ту или иную главу, можно отнести к отдельной истории. Так например, история про путешествие Пика по морю состоит из шести глав.Житьё мышонка на острове из четырёх. 9)Особенности языка написания произведения (стиль) |