Главная страница
Навигация по странице:

  • Анаксимандр

  • Гераклит из Эфеса

  • Конец ознакомительного фрагмента.

  • Учебник. Валерий Викторович ДмитриевЛеонид Дмитриевич ДымченкоОсновы философии


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеВалерий Викторович ДмитриевЛеонид Дмитриевич ДымченкоОсновы философии
    АнкорУчебник
    Дата27.06.2022
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла60289034.a6.pdf
    ТипТесты
    #616673
    страница2 из 2
    1   2
    Тема 2
    АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    2.1. Греция VI – IV вв. до н.э.
    Философия Милетской школы
    Греция и Рим находились на перепутье торговых и куль- турных путей между Востоком и Западом. В мировоззрении античных (древних) философов (VI – I вв. до н.э.) Греции и
    Рима имеются все оттенки и направления позднейших фи- лософских систем. Можно перечислить следующие особен- ности античного мира.
    Греция состояла из городов-государств, в которых разви- вались ремесла, наука и философия. Между ними шло по- стоянное соперничество. Существовало частное рабовладе- ние. В Афинах проживало 67 тыс. свободных человек и бо- лее 200 тыс. рабов. Можно было купить раба – поэта и фи- лософа. Существовало отделение умственного труда от фи- зического. Первых греческих философов называют «физи- ками»: задачи их философии – понять сущность природы,
    космоса. В мифологии считалось, что происхождение мира
    – результат действия небесных сил. Вначале был Хаос, затем
    Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос – любовное вле-
    чение. Хаос породил Ночь и Мрак, от их любви появились
    День и Эфир, т.е. первоначально было не вещество, а сила.
    Фалес
    (624–547 гг. до н.э.). Основал философскую шко- лу в Милете. «Земля плавает по воде, как дерево». Фалес сводит все богатства мира к единому связующему началу –
    воде. «Мир полон богов, демонов и душ». В предметах ду- ша является движущим началом. Магнит может притягивать железо, так как обладает душой.
    Фалес – крупный ученый и человек дела. «Не множеством слов доказывается рассудительность дела». Открыл Поляр- ную звезду, способ измерения высоты пирамид, объяснил солнечное затмение («когда Луна, по природе своей земли- стая, проходит через Солнце по прямой линии»). Установил год в 365 дней.
    Анаксимандр
    (610–546 гг. до н.э.). Берет за первооснову недифференцированное в своих качествах, неопределенное первовещество апейрон. Из беспредельного апейрона выде- ляются противоположности – тепло и холод, они порождают мир. Космология: Земля – центр Вселенной. Ее опоясывают три огненных кольца:
    – первое – солнечное;
    – второе – лунное;
    – третье – звездное.
    Кольца покрыты воздушной оболочкой, и когда они раз- рываются, человек видит небесные светила.
    Анаксимен
    (585–524 гг. до н.э.). Материя – аэр (воздух).

    Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, за- тем – водой, затем – землей, затем – камнем. Такое движение происходит вечно.
    Гераклит из Эфеса
    (544–484 гг. до н.э.). Главное про- изведение – «О природе».
    «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».
    Огонь проходит пути:

    Подчиняясь необходимости, материя не зависит ни от Бо- га, ни от человека. Мир – упорядоченный космос. Огонь

    – причина всех изменений в природе, материальная осно- ва мира. Вечное обновление мира происходит через борьбу противоположностей. «На входящего в одну и ту же реку те- кут все те же и новые воды».
    Изменения в мире подчиняются всеобщему закону Ло- госа (Логос – слово, закон, разум). Все человеческие законы должны соответствовать божественному Логосу.
    Основы диалектики Гераклита.
    Раздвоение единого и познание его противоречивых ча- стей.
    Учение об «обмене», «взаимопереходе», «тождестве про- тивоположностей». «Война есть отец всего и всего царь, од- ним она определила быть богами, другим – людьми». Тож- дество временно, борьба абсолютна.
    В мире все относительно. «Добро и зло – одно». «Врачи,
    мучающие больных, режущие и жгущие их, требуют еще и денег». «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравне- нию с человеческим родом».
    Познание начинается с восприятия мира чувствами, но учит человека разум. Мудрость в том, чтобы говорить исти- ну и поступать в соответствии с природой.
    Огнем управляет Логос – мировой закон. Из огня все вы- ходит, туда же все и возвращается. Все изменчиво, находит- ся в стадии становления. Смерть – есть рождение чего-то.
    Человек занимает центральное положение среди живого.
    В человеке борется сон и бдение, смерть и жизнь, старость
    и юность.
    Человеческая душа – часть мирового огня. Через душу человек связан с Логосом.
    Душа – паук, а тело – паутина (тело управляется душой).
    Мудрая душа – горячая. Влажная душа не горит (у пьяниц).
    Общество возникло в результате войны людей за свои ин- тересы.
    Красота и безобразие, добро и зло – это впечатления души человека о мире.
    Жизнь вечно страдает. В каждой новой жизни человек должен получить наказание за прошлые прегрешения.
    Человек – результат развития космоса.

    Конец ознакомительного
    фрагмента.
    Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
    Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
    Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa,
    MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с пла- тежного терминала, в салоне МТС или Связной, через
    PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонус- ными картами или другим удобным Вам способом.
    1   2


    написать администратору сайта