Философия. Вариант 7 Теоретическое задание 7 Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм Вводное слово
Скачать 41.89 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Номер группы: 4сПО71 Направление (профиль): Правовое обеспечение национальной безопасности Студент (ФИО): Нуйчева Анастасия Максимовна Номер зачетной книжки: 173207 Кафедра Философии и гуманитарных наук Учебная дисциплина: Философия Номер варианта работы: 7 Дата регистрации на кафедре: «___» _____________20 г. Новосибирск 2018 Вариант № 7 Теоретическое задание 7 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм Вводное слово Жан-Поль Сартр (1905-1980) – французский философ и писатель. Сильный философ и не менее сильный писатель, отказавшийся от присужденной ему Нобелевской премии по литературе (1964). Отказываются от таких премий по принципиальным соображениям. Сартр считал премию слишком буржуазным явлением, а буржуазное – это то, с чем боролся очень политизированный философ. Свои политические убеждения Ж.-П. Сартр не только выказывал, но и подчёркивал всеми возможными способами, оставив тем самым по себе славу одиозной личности. В политико-идеологическом смысле Сартр был социалистом, склонявшимся к марксизму, отсюда, естественно, и позиция материализма, и атеизм. Известный лозунг экзистенциализма – «Существование предшествует сущности» – принадлежит этому мыслителю (от лат. exsistentia– существование). Смысл лозунга следующий: человек от рождения свободен, потому волен действовать, исходя из своих представлений. 1. В чем неоправданно обвиняют экзистенциализм по мнению Сартра? Человек, по Сартру, – «индивидуальная авантюра» и лишь «проект».Проблема: свобода человека. Это – одна из ключевых проблем всякой философской концепции, имеющей антропологическую направленность. ХХ век был веком двух векторов антропологического размышления – социальный и индивидуальный, поэтому понятие «свобода» привлекало пристальнейшее внимание многих. Экзистенциализм возвёл свободу до статуса абсолютной и попытался определить её характеристики со всех сторон. В этой абсолютизации и обвиняют представителей экзистенциализма, о чем с первых строк начинает писать Сартр в работе «Экзистенциализм – это гуманизм». Со стороны коммунистов идет обвинение в буржуазной созерцательности экзистенциализма – неразрешимость проблем отнимает возможность действовать. Христиане добавляют: экзистенциализм указывает человеку на место изолированного существа, словно общение, солидарность не возможны в этом мире совсем, словно нет вечных ценностей, и человек волен поступать, как ему вздумается, без суждения со стороны других. 2. Какие разновидности экзистенциализма выделяет автор? Почему никто не видит, насколько гуманистической является такая позиция? Сартр указывает на странность со стороны множества людей легко соглашаться с разного рода пословицами, в которых содержится не меньше негативного отношения как к человеку, так и к жизни. Например: «Да, таков человек!». Все понимают, что от человека кроме низости какой-нибудь и ждать нечего. При этом то же самое множество отвергает экзистенциализм. Но есть те, кто, стремясь быть в авангарде со стороны эпатажа, напротив, выставляют себя экзистенциалистами, то есть, по-видимому, намекая на исключительность. Сартр настаивает, учение экзистенциализма – строгое, и имеет отношение к специалистам и философам. Хотя, бесспорно, есть в нём сложность из-за наличия двух разновидностей: (1) христианские экзистенциалисты (Ясперс, Г. Марсель), (2) экзистенциалисты-атеисты (Хайдеггер, сам Сартр среди французов). Оба направления соглашаются с тем, что существование предшествует его сущности. В истории философии, как при допущении наличия Бога, так и при допущении отсутствия Бога полагается первичной сущность, а не существование. Предполагается, что человек обладает некой заданной человеческой природой. В этих концепциях получается, что каждый отдельный человек – лишь частный случай общего понятия «человек».Как изготовление ножа (сущность) предшествует его существованию. Среди христианских экзистенциалистов полагается, что нет изначальной сущности. В атеистических концепциях все еще очевиднее. 3. Каково исходное основание экзистенциальной философии? Начав опровержение выдвинутых обвинений, Жан Поль Сартр даёт следующее определение экзистенциализма: «учение, которое делает возможной человеческую жизнь и утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность»1. Под возможностью человеческой жизни автор имеет в виду то, что экзистенциальная философия находит основание для проживания человеком своей собственной жизни. Бытие, по Сартру, есть, но к человеку безразлично. Качественный характер бытию придает существование человека, смысл жизни которого сходится с единственной возможностью жить в этом безразличном мире посредством обращения к себе. Экзистенциализм – философия субъективизма. 4. У какой формы бытия, по Сартру, «существование предшествует сущности» и как автор истолковывает этот тезис? С точки зрения атеистического экзистенциализма «если даже бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность». То, что вкладывается любым человеком в понятие «человек», никогда не является свойством от рождения.Человеком становятся в процессе жизни, посредством воспитания, социализации, реализации и т.д. Поэтому Сартр и говорит, что сначала человек только существует (рождается), и только гораздо позже определяется. 5. Как Вы понимаете суждение «человек становится таким, каким он сделает себя сам»? Сартр пишет, что нет никакого бога, который бы задумал человека, и нет никакой природы человека, поэтому у человека есть возможность и сделать себя по своему представлению и по своему желанию. Сначала существование, а после уже проявление воли. Вспомним, что, вообще, не только в экзистенциализме, но и никем иным не дано четкого определения человеку. Так вот причина именно в этом: сделать это невозможно, так как человек проявляется много позже своего рождения. Поэтому человек – проект, весь направленный в будущее, а в процессе жизни и раскрывается его сущность. 6. В чем состоит ответственность человека, по Сартру? В чем состоит связь тревоги и ответственности? У человека есть его бытие и перед ним выбор, а вместе с выбором и ответственность.И эта ответственность одновременно и индивидуальна, и общественна, так как человек живет среди людей и учитывать это он невольно обязан: ведь он делает из себя человека для того, чтобы жить среди людей. Получается, что человек, выбирая себя, выбирает человечество. Кроме ответственности Сартр также объясняет, что содержится в понятиях «тревога», «заброшенность», «отчаяние», в столь пугающих многих словах. Тревога объясняется именно выбором человечества. Если человек осознает, что отвечает за свои дела, поступки, слова перед всем человечеством, он не может быть спокоен, он тревожится. 7. В каких смыслах Сартр употребляет термин «субъективизм»? Собственно, все понятия, к которым апеллирует Сартр, в основе имеют положение субъективности – одинокости каждого конкретного человека, абсолютной невозможности жить, действовать, чувствовать, понимать чужим умом. В крайнем субъективизме обвиняют экзистенциалистов: можно делать, что угодно, выбор произволен, значит, судить никого не возможно, и можно вольно менять свою позицию. 8. Как соотносятся выбор человека и ценности? И каков характер ситуации выбора? Пожалуй, это самое сложное – нравственные ценности – с точки зрения атеистического экзистенциализма. Бога нет, но моральный выбор есть. Чем руководствоваться? Сартр приводит пример с человеком, которому выбрать необходимо между матерью и множеством чужих людей. Это весовое несоответствие всегда вопрос, об этом и Достоевский писал в «Преступлении и наказании», когда Раскольников решал убить или не убить старуху. Убив, он стольких людей избавляет от невзгод, но имеет ли человек право убить даже ради высшей цели? Сартр пишет, что без ценностей, бесспорно нельзя, но откуда их взять – проблема: «Экзистенциалисты, напротив, обеспокоены отсутствием бога, так как вместе с богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Не может быть больше блага a priori, так как нет бесконечного и совершенного разума, который бы его мыслил. И нигде не записано, что благо существует, что нужно быть честным, что нельзя лгать; и это именно потому, что мы находимся на равнине, и на этой равнине живут одни только люди». Поступок на основе ценности имеет особенность – он должен быть совершенным. При этом и чувство, его наличие, определяется совершенностью. Когда человек только собирается, значит, он и не чувствует, и ценности не имеет. Получается, что Сартр не верит в ценности. Человек совершает поступок так, как только и может, то сеть он выбирает себя, а не согласуется с чем-то извне. Заброшенность, тревога и отчаяние – три свойства, которые одновременно присутствуют в момент выбора. 9. Как Сартр истолковывает тезис Ф.М.Достоевского «если Бога нет, то все дозволено»? Почему он может быть назван исходным принципом атеистического экзистенциализма? Бога нет, человек заброшен, он никому ничего не должен – всё дозволено. Человеку не на кого и не на что ссылаться. Достоевский, бесспорно, так не считал, он размышлял о возможностях человека, о его правах на жизнь других людей. С точки зрения атеистического экзистенциализма всё именно так, поскольку бога нет по определению. 10. Что означает тезис «человек – это свобода»? Почему, с точки зрения Сартра, человек осужден быть свободным? Из заброшенности следует дозволенность, а из дозволенности свобода. Поскольку свобода вытекает из одиночества и заброшенности, она может считаться не как радость, а напротив, как кара за то, что ты человек. 11. Каково содержание экзистенциала «отчаяние» по Сартру? Есть вещи, которые зависят исключительно от нашей воли: здесь и возникает отчаяние – от невозможности быть уверенным в чем-либо, в ком-либо, кроме тебя самого. Бесспорно, у каждого человека есть опыт, и он подсказывает, что можно быть уверенным, что самолет не упадёт, когда ты полетишь отдыхать – иначе люди бы совсем перестали летать. При этом – если любого спросить: уверен ли он, что доедет, однозначного ответа может и не последовать. На языке автор: «Что касается отчаяния, то этот термин имеет чрезвычайно простой смысл. Он означает, что мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие». 12. Каково содержание понятия «гуманизм»? Чем не устраивает Сартра классическое определение гуманизма? Гуманизм (от лат. humanus – человечный, человеческий) – система воззрений, признающая ценность человека как личности, проникнутая идеями равенства, свободы, справедливости, уважением к человеческому достоинству. Сартр утверждает, что экзистенциализм – единственная теория, которая не делает из человека объекта. Нельзя не согласиться – в человеке достоинства больше как в субъекте. Что же стоит за человеком-объектом?Словами автора: «Всякий материализм ведёт к рассмотрению людей, в том числе и себя самого, как предметов, то есть как совокупности определённых реакций, ничем не отличающейся от совокупности тех качеств и явлений, которые образуют стол, стул или камень. Что же касается нас, то мы именно и хотим создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства». Сартр ещё раз указывает, что стоит за субъектностью, которая, как кажется, препятствие для любых – тем более гуманистических – действий человека: «субъективность, постигаемая как истина, не является строго индивидуальной субъективностью, поскольку, как мы показали, в cogito человек открывает не только самого себя, но и других людей». В понятии «человеческое существование» больше смысла и гуманизма, чем в понятии «человеческая природа». 13. Почему, с точки зрения Сартра, экзистенциализм отказывается рассматривать человека как цель? Цель – это и есть объект. Если отказывать рассматривать человека как объект, то и понятие цели становится неприемлемым. Словами автора: «человек – это существо, у которого существование предшествует сущности, что он есть существо свободное, которое может при различных обстоятельствах желать лишь своей свободы, я одновременно признал, что я могу желать и другим только свободы». Целью, читает, Сартр, является человек в классическом понимании гуманизма. Пример с восторгом при виде самолета, когда кто-нибудь вскрикивает: «Человек поразителен!». В этом случае получается, что ничего не сделав, можно воспользоваться плодами чужих изобретений, и отнести на свой счёт «ответственность, и почести за действия, совершенные другими людьми». 14. Как Вы понимаете тезис «человек находится постоянно вне себя»? Другого мира нет, но в этом мире – мире человечества – человек себя делает сам, и в этом процессе он преследует трансцендентные цели, поэтому находится как бы вне себя. Человек постоянно соотносит себя с внешним. Это в человеке и есть человеческое. 15. Каков смысл экзистенциалистического гуманизма? Словами автора: «мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; реализовать себя по-человечески человек может не путём погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление». Человек, по Сартру, – «индивидуальная авантюра» и лишь «проект». В человеке предполагается способность самому себя создать, в согласии со своими представлениями о том, каким должен быть Человек. Ситуационное задание 7 К.Маркс заметил: «…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». 1. Как соотносятся между собой идеальное и материальное? С точки зрения Карла Маркса (1818-1883)идеальное отражает материальный мир и находится в сознании. Как известно, Маркс диалектический принцип познания, на котором строится учение Г. Гегеля (1770-1831) об абсолютном духе, не только принял, но и использовал в построении своего учения о материалистической форме действительности. Но философию Гегеля в целом он отвергал. В указанной цитате Маркс как раз критикует Гегеля: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»2. Что мы называем материальным, а что идеальным?Материальное:имеет положение в пространстве, форму, массу, объективно и потенциально. Идеальное: внепространственно, без формы, без массы, субъективно и интенциально. Другими словами, мы имеем мир чувственный и мир сверхчувственный – два отдельных мира, которые, как традиционно принято считать, в виде души и тела сходятся в человеке. Слишком большая разница межу этими мирами приводит, как мы знаем, к серьезным проблемам, чье решение крайне не просто. Например, в результате мы имеем дуалистическое миропонимание. Философский дуализм проблему взаимодействия материального и идеального, материи и сознания решает полным их разграничением, признавая равноправие обоих, но несводимость. 2. Является ли идеальное особой субстанцией? Латинское слово substantia – это перевод греческогослова «сущность» (ousia), нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам. До степени субстанции полагал идеальное древнегреческий философ Платон. Устойчивость этому изменчивому миру придают, согласно Платону, именно идеи. В физическом мире всё – копии. Оригиналом же являются именно идеи. Эти оригиналы находятся в иной действительности, в имматериальной. Отношение между ними: простое к сложному, непреходящее к изменяющемуся, бытие к возникновению. До степени субстанции полагал идеальное нидерландский философ Спиноза (1632-1677).Монизм и пантеизм – ключевые признаки онтологии Спинозы: идеальное и материальное сливаются в единую бесконечную субстанцию.Бог отождествляется с природой(натуралистический пантеизм)и не носит характера личности, как в религии христианства. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов: единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя (causasui) и не нуждается ни в каких других причинах. Полагать идеальное субстанцией – вопрос выбора философского мировоззрения. 3. О каком преобразовании идет речь? В форме чего существует это преобразование? Процесс преобразования в голове, согласно Марксу, происходит посредством сознания и мышления. Сознание не противопоставляется бытию и материи, поскольку является свойством человеческой психики отражать материальный мир, отражать происходящее в действительности. Сознание – также свойство материи, согласно материализму, это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности.При помощи образов, языковых, зрительных, замещающих вещи, сознание в процессе деятельности отражает, а при помощи мышления преобразует действительность. Список использованной литературы
Источники интернет
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-00.html#p21
1 Здесь и далее: Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм [Электронный ресурс]: Очерк / Ж.-П. Сартр. — URL: http://scepsis.net/library/id_545.html Курсив дополнен. 2 Маркс К. Капитал. Т. 1. [Электронный ресурс]:Предисловия и послесловия / К. Маркс. — URL: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-00.html#p21 |