Главная страница
Навигация по странице:

  • Васту-шастра. Ваступуруша.

  • Васту-шастра. Направления и сектора.

  • Васту шастра. Вастушастра


    Скачать 395.5 Kb.
    НазваниеВастушастра
    Дата02.10.2019
    Размер395.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВасту шастра.doc
    ТипДокументы
    #88323
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    ВАСТУ-ШАСТРА

    Васту-шастра. Вступление.

    Васту-шастра основана на гармонии мироздания, которая выражается в лунном, солнечном и временном воздействии на сознание и физиологию человека. По этой причине эта наука тесным образом связана с ведической астрологией и аюрведой.

    Все рекомендации васту даны с целью помочь человеку достичь совершенства жизни, которое выражается в понимании Бога, своей собственной сущности и методов взаимоотношений.

    В доме проходит большая часть человеческой жизни и васту ставит своей целью избавить человека от дополнительных беспокойств, дав возможность сосредоточиться на главном.

    Принципы васту эффективны для устройства, как деревень, городов так и целых государств, так как основаны на законах гармонии общих для всего мироздания.

    Законы солнца выражаются в следовании временным отрезкам, предназначенным для определённого вида деятельности. Например с 3 до 9 утра действует период “мокши”. В этот период необходимо сосредоточиться на самосознании, практикуя метод повторения имён бога на чётках или другой метод молитвенной практики. Если вы не практикуете медитативные методы очищения сознания, то неплохо будет почитать священные писания или книги великих мудрецов.

    Наука васту происходит из разных частей изначальных Ведических писаний.

    Сканда – пурана. Планирование городов

    Агни – пурана. Резиденции

    Вайу – пурана. Храмы

    Гаруда – пурана. Резиденции и храмы

    Нарада – пурана. Ориентировка стен в доме, расположение системы водоснабжения, озера, храмы.

    Манасара. Городские стены, дворцы, памятники.

    Вишвакарма-прокаш. Резиденции, дворцы

    Брихат-самхита. Плантации. Главы 53 и 56 в "Брихат-самхите" полностью посвящены теме жилищной и храмовой архитектуры, нахождения воды и сооружения водосборников. Подробно описывается технология приготовления "алмазного клея" (аналога современного цементного раствора) и использования его в строительстве жилых зданий и храмов.

    Матсья-пурана. Упоминаются восемнадцать мудрецов, знатоков васту.

    Васту, как и фэн-шуй, основывается на ведической астрологии.

    Итак, индийский аналог фэн-шуй известен под разными названиями: васту-шастра, васту-джняна, васту-видья или просто васту. Санскритское слово васту означает "место", "дом, жилище" или "комната". Шастра - это "наука", а также "трактат". Видья и джняна - "знание".

    Таким образом, васту - это наука о домах.

    Индийские мастера утверждают, что перечисленные в классических текстах принципы васту имеют универсальное применение; на них не накладываются ни религиозные, ни географические ограничения. Эти принципы вполне можно приспособить к современным условиям жизни.

    Практика васту направлена на достижение не только материального процветания, но также душевного покоя, счастья и гармонии в семье и на работе.

    Наука васту в первую очередь учитывает энергии, излучаемые четырьмя сторонами света: севером, востоком, югом и западом.

    Она объясняет на простом языке принципы выбора участка для застройки, строительства дома и расположения в нем разных комнат, которые будут способствовать улучшению жизни.

    К примеру, столовая должна стимулировать у человека ощущение голода, гостиная - общительность, кабинет - живость ума, а спальня - способствовать отдыху.

    Когда человеческое жилище строится в строгом соответствии с принципами васту, человек становится сильнее, сталкиваясь с жизненными проблемам.

    Многие великие храмы и дворцы Индии являются шедеврами васту и свидетельствуют об эффективности этой древней архитектурной науки.

    Наука васту зародилась в период, предшествовавший эпохе создания "Рамаяны" и "Махабхараты".

    В этих эпических поэмах содержится описание городов с многоэтажными зданиями, просторными балконами и портиками. Говорят, что план общего расположения города Айодхья походил на план, найденный в древней книге по архитектуре - "Манасаре". В "Махабхарате" рассказывается о том, какие дома были построены для царей, приглашенных к Юдхиштхире.

    В буддийской литературе тоже можно найти рассказы о зданиях, построенных с учетом принципов васту. В джатаках встречаются отрывочные упоминания о зданиях, построенных по индивидуальному проекту.

    Говорят, что Будда выступал с речами, посвященными архитектурной тематике, и даже указывал своим ученикам, что надзор за строительством зданий считается одной из обязанностей монахов.

    Во многих агамах также приводится много полезных сведений по архитектуре. Это в первую очередь "Камикагама", "Каранагама", "Супрабхедагама", "Вайкхансагама" и "Амсумадбхедагама".

    В некоторых тантрах - например, в "Кирана-тантре" и "Хайяширша-тантре", - тоже содержится много информации по архитектурной тематике.

    К наиболее значительным индийским источникам по науке о жилище относятся "Манасара", "Самарангана-сутрадхара" и "Майямата".

    "Манасара" - это обширный трактат по архитектуре и иконографии. По мнению специалистов, эта книга была источником всех архитектурных идей, представленных в пуранах и агамах, а также в таких специализированных текстах, как "Брихат-самхита" и "Майямата". Этот трактат и есть "Васту-шастра" в узком смысле -- "Трактат о жилище". Это произведение считается общепризнанным авторитетным источником на всей территории Индии.

    Трактат назван по имени автора трактата, о котором мало что известно; кроме того, манасара -- это название цеха мастеров, занимавшихся измерениями (санскр. мана-сара).

    У строителей в традиционной Индии выделялось несколько основных специальностей: главный архитектор (стхапати), проектировщик (сутраграхи), художник (вардхантхи), каменщик (вардхаки) и плотник (сутрадхара).

    У архитектора должно была быть неординарное мышление и стремление к приобретению знаний; он должен был быть хорошим писателем, искусным чертежником, подкованным в геометрии и оптике, знать натурфилософию и этику, быть сведущим в областях права и физики, и, самое главное, он должен прекрасно разбираться в астрономии, астрологии и математике.

    "Самарангана-сутрадхара" написана царем Бходжей, правившим в 1018 -- 1060 гг. н. э. Он покровительствовал поэтам и литераторам. Кроме "Самарангана-сутрадхары" его авторству приписываются еще тридцать три работы по таким различным предметам, как астрономия, теория поэзии, философия, политика, религиозный закон, драма, архитектура, грамматика, медицина и т. д.

    "Самарангана-сутрадхара" посвящена не только жилищной архитектуре, городскому планированию и храмовой архитектуре, но и обсуждению канонов живописи и принципов создания механических устройств, называемых янтрами. Это произведение состоит из 83 глав.

    В "Майямате", приписываемой божественному архитектору Майе, тоже глубоко и всесторонне излагаются вопросы архитектуры, связанные с выбором участка для строительства жилья, исследованием почвы, системой мер и ориентированием на местности, планом сооружения деревень, городов и храмов. Помимо выбора мест для размещения транспортных средств, кроватей и стульев, обсуждается вопрос расположения дверей, ворот и флигелей.

    В "Майямате" есть рекомендации по выбору места для колодца. В этом тексте рекомендуется располагать колодцы на севере, северо-востоке либо востоке участка.

    "Майямата" -- самый известный среди древних трактатов по архитектуре и иконографии. Майя, автор трактата, считался экспертом в области не только васту, но и джьотиши. Знаменитый астрономический трактат "Сурья-сиддханта" тоже написан Майей.

    В трактате "Вишвакарма-васту-шастра", ссылки на который существуют с шестого века нашей эры, систематизируются сведения об ориентировании городов, о людях и материалах, имеющих отношение к васту; рекомендации по исследованию грунта, городскому и сельскому планированию, храмовому строительству и сооружению дворцов.

    Из этих произведений мы узнаем, что все на земли находится под влиянием девяти планет

    Восток находится под влиянием Солнца.

    Юго-восток – Венеры.

    Юг – Марса.

    Юго-запад  - Раху.

    Запад – Сатурна.

    Северо-запад –Луны.

    Север – Меркурия.

    Северо-восток – Юпитера.

    Васту-шастра. Ваступуруша.

    Ваступуруша (домовой) вселяется в тело дома, как Параматма в наше тело в момент его создания. Поэтому это не наше тело, не мы его контролируем и должны чтить его, как данное нам Богом.

    Как в каждом доме должен быть алтарь, так и тело украшается божественными знаками (тилака). Тело – храм бога.

    Если мы правильно к нему относимся, то Бог благодарен нам за это.

    Правильное отношение – использовать тело по законам гармонии и с правильной целью.

    Васту-шастра – это правила гармонии, а Бхагавад-гита поясняет цель.

    Уважать свой дом-тело и домового, это значит не разрушать его. Без следования принципам чистоты, описанным ниже, из дома уходит Васту-домовой и поселяются приведения и другие вредные живые существа, которые разрушают счастье и гармонию.

    В доме нельзя употреблять интоксикации. Разумные люди не курят дома, даже в армии есть курилка.

    Нельзя играть в азартные игры, иначе в доме поселятся лицемерие и обман.

    Следует соблюдать вегетарианство. Дом не должен становится моргом с холодильником.

    А внесемейный секс превращает его в публичный дом.

    Основа всей науки Васту – понятие Ваступуруша (он же Вастудэв или Вастунара), живого существа, воплощённого в каждом доме.

    Это реальное существо, хотя и тонкоматериальное, обладающее всеми частями тела и уязвимыми точками на нём. Поэтому дом надо строить так, чтобы Ваступуруше было хорошо, тогда будет хорошо и обитателям дома.

    История.

    Шива сражался с демоном Андхака. Пот Шивы упал на землю и из него родился демон Ваступуруша. Терзаемый голодом он начал пожирать всё, что попадалась ему на пути.

    Полубоги отправились к Брахме и тот велел им удерживать демона лицом вниз.

    45 полубогов набросились на демона и прижали его к земле. После такого усмирения Брахма благословил его и назначил повелителем всех домов и участков земли, которому должны были все делать подношения, а он бы в ответ заботился об обитателях дома.

    В классической схеме Парамасайика указаны божества, удерживающие Ваступурушу на земле.

    Ваступуруша так расположен в пространстве: ступни в (ю-з) углу, а голова в (с-в) углу. Поэтому (с-в) угол считается в васту самым важным, но и все остальные части тела также важны.

    Брихат-самхита говорит:

    Если у Вастунары нет правой руки, владелец дома лишится богатства и будет несчастным из-за женщин.

    Если нет левой руки, у хозяина будет нехватка денег и пищи.

    Если Вастунара лишён головы, человек будет лишён всех добродетелей.

    Если у Вастунары отсутствуют ноги, сыновья хозяина умрут, а сам хозяин ослабеет, и у него возникнут трудности из-за женщин.

    Но если все телесные члена Вастунары имеют должные очертания, обитатели дома будут счастливы, богаты и уважаемы.

    Васту-шастра. Направления и сектора.

    Васту использует энергию 8 сторон света, которые принимаются во внимание уже на стадии выбора земельного участка.

    В трактате “Майямата” приводятся 2 схемы: Питха и Печака.

    Стхапатъя Веда особо подчеркивает, что вход в дом должен располагаться с восточной стороны, потому что именно на восходе энергия солнца наиболее мощна и благотворна для жизни.

    Восточный вход способствует крепкому здоровью, энергичности, ясности ума и успеху обитателей дома.

    Вход с юга считается неблагоприятным, поскольку он препятствует поддержке законов природы в жизни людей и пагубно влияет на здоровье. Стхапатъя Веда рекомендует отказаться от использования любого рода южных входов в жилых или деловых зданиях.

    Ориентация по сторонам света влияет на работу мозга. Как показали научные исследования, работа нейронов нашего мозга изменяется в зависимости от направления, в котором мы смотрим.

    Помимо этого, в мозгу есть "ориентационные" нейроны, которые подают сигналы о расположении тела в помещении и в пространстве. Таким образом, то направление, в котором мы смотрим, оказывает прямое влияние на работу нашего мозга и организма в целом.

    Когда мы живем или работаем в зданиях с неправильной ориентацией или искаженными пропорциями, работа нейронов мозга принимает неправильный характер, и это может вызвать беспокойство, болезни, упадок творческих сил, неприятности в семейной и профессиональной жизни, антиобщественное поведение и даже преступные наклонности.

    Ориентация зданий

    Только два направления из восьми дают благоприятные результаты

    Как утверждает Стхапатъя Веда, в каждом городе на земле примерно 75% всех зданий имеют неблагоприятную ориентацию главного входа.

    Здания, обращенные в любом другом направлении, кроме строго восточного или северного, не защищают своих владельцев и обитателей от негативных внешних воздействий.

    Эта опасная ситуация еще больше усугубляется неблагоприятными характеристиками всего участка, такими как его форма, направление склона, особенности прилегающей территории, расположение водоемов (рек, озер, водохранилищ и т.п.) на территории самого участка и вокруг него, и многими другими факторами, включая неблагоприятные въезды в населенный пункт и нерегулярный рисунок дорог.

    Результаты этих нарушений законов природы накапливаются день за днем, год за годом в жизни миллионов людей и создают социальное напряжение, которое омрачает судьбу целых городов и стран.

    Связь принципа направления со структурой космоса.

    Как показали последние исследования в области нейрофизиологии, существует глубокая и сложная связь между различными частями мозга (базальными ганглиями, таламусом, гипоталамусом и т.д.) и их "космическими двойниками" - солнцем, луной и другими планетами.

    Принцип ориентирования зданий на восток, принятый в ведической архитектуре, отражает эту естественную склонность нашей нервной системы настраиваться на космос.

    Джйотиш и его соответствие физиологии человека. По книге Тони Нейдера   "Физиология человека   Выражение Веды и Ведической литературы"

    В своей книге профессор Тони Hейдеp доказывает, что человек - это микрокосмос и является божественной частью природы. Это же говорят и различные писания:

    Ветхий завет (Иудаизм)

    Человек создан Богом по своему образу и подобию

    Hовый завет (Христианство)

    Царство Божие внутри вас

    Даосизм

    Природа неба принадлежит человеку

    Коран (Мусульманство)

    Hа земле есть знаки Божие для тех, кто истинно верует, они внутри нас

    Джйотиш - наука предсказаний, основанная на математических расчетах применяющих: 9 гpах [планет], 27 накшатp [неподвижных звезд], 12 бхав [домов], 12 раши [знаков зодиака].

    Где соответствие девяти гpах в физиологии? Им соответствуют базальные ганглии [коpонаpные участки] головного мозга.

    Суpья - Таламус.

    Таламус занимает главное и центральное место в мозге, он действует подобно Суpье [Cолнцу] - вокруг него сконцентрирована активность. Таламус определяет целостные характеристики всех выражений "Я". Он как король среди базальной ганглии контролирует остальное. Его анатомическая структура формирует корону вокруг, corona radiata, она похожа на королевскую корону. Все эти качества проявлены в Суpье [Солнце] как его описывает Паpашаpа в Джйотише.

    Чандpа - Гипоталамус.

    Гипоталамус находится под Таламусом, также занимая важное место около центра мозга. Он связан с эмоциями и с физиологическими ответами на эмоции. Он имеет дневной, месячный и сезонный циклы, контролирует температуру тела, поведение воспроизводства и гормональные циклы различной частоты (например, женский 28-дневный). Эти его характеристики соответствуют описанию Чандpы [Луны] в Джйотише.

    Шани - Путамен.

    Самый дальний "спутник" от Таламуса находится на внешнем краю, большая темная структура, это - Путамен. Аналогично Шани [Сатурн] обладает черным цветом и находится дальше всех от Суpьи [Солнца]. Путамен функционирует как слуга; он принимает приказы и сигналы, которые передает базальная ганглия. Путамен прежде всего связан с двигательной активностью. Он может ограничивать или препятствовать сигналам к базальной ганглии. Его повреждение ведет к болезням, снижению тонуса, потере координации и ранней смерти. Функции и структура Путамена делает его идентичным Шани [Сатуpну].

    Гуpу - Глобус Паллидус (Бледный шар).

    Второй от внешнего края, после Путамена, является шарообразная структура, занимающаяся выводом информации базальной ганглии, - Globus Pallidus. Аналогично, Гуpу [Юпитеp] является вторым по удаленности после Шани [Сатуpна]. Глобус Паллидус действует как инструктор или учитель, создавая сбалансированные, всеохватывающие инструкции для выполняемого действия. Он вовлечен в управление высокого уровня: планирование и выполнение комплексных стратегий, а также функции поддержания внутреннего баланса и действий в согласии с внутренними и внешними запросами (в гармонии с природным Законом). Эти качества делают его идентичным Гуpу [Юпитеpу] в Джйотише.

    Мангал - Паpс Компакта и Амигдала.

    После Глобус Паллидус возле Таламуса находится Pars Compacta и Amygdala. Это компактная структура красного цвета (как и красный Мангал [Маpс]). Она активизирует и подавляет Путамен и Caudate Nuclei [Раху и Кету]. Красные ядра и Паpс Компакта связаны с устойчивостью и точностью движения. Они действуют как полководец, держа под контролем структуры, управляющие движением. Их повреждение ведет к дрожанию, трудности начать движение (акинезия), чувству не безопасности, безынициативности. Амигдала контролирует эмоции страха. Все это представляет Мангала [Маpса] в Джйтоише.

    Шукpа - Паpс Ретикулата и Субстансиа Hигpа (Черное вещество).

    Двойником Паpс Компакта является Паpс Ретикулата. Это - сетчатая бледная структура, подобная по структуре и функциям Глобус Паллидус, но намного более ограниченная по влиянию и с менее глобальными связями. Она работает с контролем действия и с лимбической системой (инстинкты, эмоции и воспроизводящее поведение). Эти качества в Джйотише представляет Шукpа [Венеpа].

    Будха - Субталамус.

    Ближайшие "спутники" к Таламусу - это Субталамические ядpа, соответствующие Будху [Меpкуpию], вращающемуся вокруг Суpьи [Солнца]. Функция Sub-Thalamic Nucleus выражается в способности к различению - качество Будха. Он получает сигналы от Таламуса, других частей базальных ганглий и коры мозга и находится под их влиянием, и на основания этого влияния он выдает информационные сигналы, тоже делает Будх [Меpкуpий] в Джйотише.

    Раху - голова Nucleus Caudatus.

    Голова Каудатуса соответствует Раху, "голове дpакона". Он близко соединен с Путаменом (Шани) в структуре и функциях, управляет движением глаз, ориентацией в пространстве, возможностью изменять поведенческий набор. Его повреждение ведет к безумию, раздражительности, депрессии, случайным падениям, нарушениям речи, способности узнавать и рассуждать. Тоже может быть вызвано повреждением Путамена (Шани) и отчетливо проявляется при проблемах обоих Путамена и Каудате. Джйотиш описывает те же аномалии при поражении Шани [Сатуpна] и Раху.

    Кету - хвост Nucleus Caudatus.

    Хвост Каудатуса соответствует Кету, хвосту дракона. Он находится возле Амигдала, в области центральной нервной системы, которая связана с обучением и эмоциями. Ее функции лучше понятны из эффекта нарушения ее целостности, то есть увеличения или уменьшения активности. Тогда проявляется чувство нереальности и дежа-вю, визуальные и звуковые галлюцинации, деперсонализация, паpаноя, повышенные эмоциональность, религиозность и мораль, отсутствие чувства юмора. Все это соответствует характеристикам Кету и подобные аномалии появляются, когда Кету поврежден.

    Аналогично, 12-ти Раши ставится в соответствие 12 кpаниальных нервов (Cranial nerves), 27-ми Накшатpам - 27 гpупп нейpонов в стволе мозга, 12 Бхава - 12 коpтикальных областей (Cortical Area) коpы головного мозга.

    Каждое направление имеет свое толкование в Вастушастре.

    8направлений сторон света - на них основаны 8 принципов Вастушастры.

    Восточное направление - принадлежит Богу Индре. С Востока начинается рассвет.

    Западом управляет Варуна, он контролирует дождь и воду.

    С Е В Е Р. Главный Бог - Кувера, покровительствует над богатством, благополучием

    Ю Г. Главенствует Господь Яма-.

    ЮГО- ВОСТОК. Направление, между югом и востоком. Главный Бог – Агни (огонь). При планировании дома в этом направлении должна быть кухня.

    ЮГО-ЗАПАД. Составляет угол между югом и западом. Главный - Найрути. Здесь не должны быть санузел, туалеты и ванные, колодцы т.к. это может принести вред человеку.

    СЕВЕРО-ЗАПАД Господствует Бог ветра. Здесь не должны стоиться высотные здания, также не должны быть здесь и высокие деревья.

    СЕВЕРО-ВОСТОК Должна быть расположена система водоснабжения канализация. Не должно быть туалетных комнат.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта