Главная страница

Идеи равенства в прочтении ултралибералов и неоконсерваторов. либерализм. Ведение


Скачать 29.06 Kb.
НазваниеВедение
АнкорИдеи равенства в прочтении ултралибералов и неоконсерваторов
Дата25.12.2022
Размер29.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалиберализм.docx
ТипРеферат
#862706

Содержание

Ведение……………………………………………………..,……….……3

  1. Идеи равенства в прочтении ултралибералов и неоконсерваторов

    1. Сущность либерализма и консерватизма…………………………4

    2. Ультралиберализм и неоконсерватизм и их отношение к идеям равенства…………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………...…..12

Список использованной литературы…………………………….……..13

Введение

Равенство - одна из наиболее распространенных социально-философских категорий и политических идей, вокруг которой многие столетия разгораются непримиримые споры и борьба, особым предметом которых является равенство человека с человеком. Равенство имеет два основных аспекта: фактическое равенство и юридическое равенство. Основой многих социально-политических учении является идея достижения фактического равенства людей, т. е. их равного положения независимо от богатства, ума. образования, других природных данных и благоприобретений. История одновременно свидетельствует об утопичности попыток достижения. Поэтому в законодательстве находит отражение принцип равенства. всех перед законом (перед законом и судим), или юридического равенства., т. е. равноправия. В этом смысле равенство. означает предоставление каждому равного объема юридических прав и свобод и возложение одинакового объема юридических обязанностей. Используя возможности, предоставленные конституцией и законами, индивид строит свою жизнь и добивается того или иного фактического положения в обществе и государстве.

Проблема равенства и справедливости находится в центре внимания многих социальнофилософских теорий Запада. Но в данной работе мы сосредоточим свое внимание на ультралиберальной и неоконсервативной теориях.


  1. Идеи равенства в прочтении ултралибералов и неоконсерваторов

    1. Сущность либерализма и консерватизма

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

  1. естественное равенство людей;

  2. наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

  3. верховенство закона, его обязательность для всех;

  4. договорный характер отношений государства и граждан, предусматривающий их взаимную ответственность;

  5. демократический политический режим, предоставляющий всем гражданам равные права избирать и быть избранными;

  6. наличие развитого гражданского общества и гарантий невмешательства в частную жизнь;

  7. конституционализм, предусматривающий ограничение законодательной и исполнительной власти посредством, прежде всего, системы разделения властей, механизма сдержек и противовесов, установления пределов и «ясных» процедур деятельности законодателей.

Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.

Консерватизм — это идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

Консерватизм — это направление в политике, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, в противоположность либерализму, требующему необходимых улучшений и реформ.

Консерватизм – это приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому.

Консерватизм — это идеологическая ориентация и политическое движение, которое отстаивает сохранение традиционных ценностей и порядков.

Консерватизм — это принцип осмотрительности — общепринятый принцип бухгалтерского учета, предполагающий определенную степень осторожности в формировании суждений, необходимых в производстве расчетов в условиях

Консерватизм — это совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого.

Консерватизм, как таковой, представляет собой комплекс идей, концепций, социально-философских и идеологических ориентаций, установок, ценностей относительно общества, государственно-политической системы, место в них отдельного индивида. В процессе своего формирования и дальнейшей эволюции консерватизм вобрал в себя различные идеи, концепции, доктрины. В целом, как тип общественно-политической мысли и идейно-политическое течение консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев, которые испытывают все возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения.

Но не редко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, которые испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Консерватизм апеллирует не только к буржуазии, но и к отдельным группировкам из других классов (фермерам, лавочникам и т.д.). Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило, претендующей на внеклассовость.

Таким образом, либерализм и консерватизм являются полностью противоположными философскими концепциями, что обуславливает и их различное отношение к равенству.

    1. Ультралиберализм и неоконсерватизм и их отношение к идеям равенства

Вначале выделим классическую либеральную концепцию социальной справедливости. Эта концепция социальную справедливость рассматривает через приоритет индивидуальной свободы в обществе. Причем свобода ею понимается как индивидуальная независимость, ограниченная лишь свободой точно таких же автономных индивидов и самоконтроля. С точки зрения сторонников либеральной теории, экономика должна базироваться на постулате равенства возможностей. Все индивиды как собственники и граждане наделяются равными правами в политико-правовой области. При этом достаточно отчетливо прокламируется фактическое экономическое неравенство как законный результат усилий индивида. Либерализм выступает, таким образом, за равенство возможностей, а не за равенство результатов. Материальным воплощением индивидуальной свободы является право на частную собственность. Правовая защищенность частной собственности выступает гарантией не только экономического благополучия, но и социальной независимости человека. В качестве идеала экономической системы предлагаются саморегулирующийся рынок и механизм свободной конкуренции. Либерализм отказывает индивиду в праве на патерналистские ожидания: индивида никто не ограничивает в его действиях, но никто и не помогает ему и не несет никакой ответственности за их результаты.

Термин ультралиберализм обозначает доктрину, защищающую абсолютный либерализм и стремящуюся к полному размежеванию государства. Этот термин считается спорным, потому что он был использован в качестве политического лозунга, чтобы обратиться к либерализму уничижительном образом, когда он выступает за дерегулирования на рынках и постепенное исчезновение, частичное или полное, государственных услуг в интересах частного сектора. По мнению его противников, применение этих принципов увеличивает неравенство, дестабилизирует социальную ткань и ведет к разграблению природных ресурсов.

Нет никакой школы мысли или какой-либо группы, которая называла бы себя ультралиберальной. Среди пользователей этого термина также нет консенсуса в отношении определения, которое отличало бы «ультралиберализм» от классического либерализма: то, что его недоброжелатели называют «ультралиберализмом», его сторонники обычно называют «либерализмом» или просто «рыночной экономикой». Поэтому термин ультралиберализм отвергается некоторыми аналитиками и либералами, которые рассматривают его как полемический термин.

По мнению профессора философии Мари Куйлерэ, экономический ультралиберализм основан на «отсутствии экономического регулирования государства». По мнению Дэниела Кардо из «Экономических альтернатив», ультралиберализм ставит индивидуальную свободу превыше всего, все, что помогает ограничить ее, снижая общее благосостояние.

Философ Франсиско Вергара в своей работе «Философские основы либерализма» проводит различие между до-либералами, классическими либералами и ультра-либералами. В своих работах М. Фридман и Ф. Хайек зашли так далеко, что предложили приватизировать деньги, то есть сказать, что каждая компания имеет право выпускать бумажные деньги. В своем проекте общества эти авторы предоставляют чрезвычайно широкое поле свободе личности и компаний и ограниченную роль коллективным действиям и регулированию. Ультралибералы склонны отрицать почти любую роль государственной власти, не только в самой экономике, но также в образовании, здравоохранении и даже в коллективной инфраструктуре, функции государства, которую самые известные либеральные классики хотели поднять до уровня. настоящей прикладной науки».

Неоконсерватизм - модель экономического развития, пришедшая в середине 1970-х гг. в ведущих странах Запада на смену кейнсианству. Эта модель исходит из постулатов неоклассической экономической теории, рассматривающей механизм рыночного саморегулирования экономики как наиболее эффективный.

Формировалось она философами, политологами, историками, подпитывалось лозунгами и программами политиков. Неоконсерваторы выступают сами инициаторами перемен. В этом плане неоконсерваторы проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, умение приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроение широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.

Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется, прежде всего, через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику.

Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность — вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики.

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала, принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие, принцип субсидиарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должны сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом.

Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость, и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают, и которое позволяет их материальный достаток. Как отмечает, например, американский неоконсерватор И. Кристолл, цель неоконсерватизма — это “консервативное государство благосостояния” К.С. Гаджиев Политическая наука. - М., 1995, 291 с.

Все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес, и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

Консерваторы выступают инициаторами перемен. В этом плане они проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, способности приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроения широких масс населения, требующих принятия мер против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.

Заключение

Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах, круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.


  1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия. Журнал "Политические исследования". №4.1992 год.

  2. Афанасьев М.Н. Типология идеологий. Правовая идея. Журнал "Общественные науки и современность". №4, 2011 год.

  3. Ачкасов В.А. Сравнительная политология. Учебник. "Аспект Пресс". 2011 год.

  4. Гарбузов В.Н., Консерватизм: понятие и типология: Исторический обзор. Журнал "Политические исследования". 2006 год.

  5. Гаджиев К.С. Политическая наука. 1994 год.

  6. Жирное М.Ф. Концептуальные основы неоконсерватизма. Журнал "Социология власти". №6, 2008 год.

  7. Каменская Г.В. Политическая культура США. Журнал"Мировая экономика и международные отношения". №4.1993 год. С.65-78.

  8. Карипов Б.М. Консерватизм: понятие, генезис, сущность и особенности. Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки.

  9. Киселева Т. Исторические предпосылки развития неолиберализма. Журнал "Социально-гуманитарные знания". №1, 2011 год.

  10. Кравченко И.И. Либерализм: политика и идеология. Журнал "Вопросы философии". №1, 2006 год.

  11. Лейст О. История политических и правовых учений. Учебное пособие. В ред. 2000 г.

  12. Мангейм К. Современный консерватизм. В ред. 1992 года.

  13. Мухаев Р.Т. Политология. 2005 год.

  14. Рахшмир П.Ю. Консерватизм и либерализм: метаморфозы консенсуса. Журнал "Политические исследования". №5, 2005 год.

  15. Симановский С.И. Сравнительный анализ как метод исследования в политической науке. Вестник БДПУ. 2001г. С.165-171.

  16. Сморгунова В.Ю. Англо-американский либерализм как основание западной модели гражданского общества. Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. Герцена. №16, 2006 год.

  17. Соргин В.В. политическая власть в США: характер и исторические этапы. Журнал "Новая и новейшая история". №2, 2004 год.

  18. ФридмэнЛ. Американская правовая культура и федерализм. Журнал "Политические исследования". №4, 1992 год.

  19. Хантингтон С. Кто мы?"АСТ". М., 2004 год.

  20. Херсон Л. Дж.Р. Идеология в Соединенных Штатах. Журнал "Политические исследования". № 6.1993 г.

  21. Холодковский К.Г. Противостояние левые-правые: анархизм или смена координат? Журнал "Политические исследования". №6, 2006 год.

  22. Шабельник В.В. Неолиберализм и неоконсерватизм в российском и зарубежном политическом дискурсе. Автореферат к диссертационной работе. 2006 год.


написать администратору сайта