Вероятностатистический характер причинности
Скачать 17.87 Kb.
|
Вероятно-статистический характер причинности: В неклассической картине мира подвергается пересмотру основополагающий принцип классической науки – принцип детерминизма. В квантовой механике все законы всегда вероятностно-статистические. Вероятность изменяется в соответствии с законами причинности. Несмотря на многообразие мнений, философствующие физики сходятся в трактовке вероятностно-статистических закономерностей как разновидности причинного описания мира. В неклассической биологии также есть аргументы в пользу действия в ней немеханического вида причинности. Важнейшие показатели живой природы на Земле зависят, согласно биологическим исследованиям начала XX в., от случайных факторов и спонтанных мутаций и выражаются вероятностно-статистическими законами. В неклассической науке принцип причинности, безусловно, сохраняется, он связан с выявлением вероятностно-статистических закономерностей в мире случайного, неопределенного, многофакторного, включающего в себя разнообразные возможности. Эволюционизм: Фундаментальным принципом неклассической научной картины мира является эволюционизм. Эволюционизм получил научное обоснование и обрел всеобщий характер. Среди естественных наук особую роль в становлении принципа эволюционизма сыграла астрономия. В классической астрономии Вселенная представала как статичная застывшая система. Принцип эволюционизма лежит и в основании астрофизики. Существенным фактором стало обнаружение преобладающего вида энергии в масштабах Вселенной - "ядерные реакции - значительно более важный источник энергии, чем обычные химические реакции". Теоретическим фундаментом астрофизики являются основные физические теории, и прежде всего теория тяготения Эйнштейна. В биологии неклассического периода эволюционистские представления также получили научное обоснование. Элементарной структурой эволюции признана популяция, элементарными эволюционными явлениями – изменение генетического состава и элементарными эволюционными факторами – мутации и популяционные волны; научно обоснован прогрессивный ход эволюции в живом мире. В целом можно отметить, что в неклассический период принцип эволюционизма проникает в естественные и социально-гуманитарные науки, получая в них научное обоснование. Мультисистемность строения мира: Принцип системного строения мира. Неклассическая физика обнаружила сложное строение микромира – критерий элементарности относителен, соответственно, в качестве особого рода систем предстают и сами элементарные частицы; можно говорить о мультисистемности микромира. Способами взаимосвязи элементов являются неизвестные в классической науке силы – четыре типа основных взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное. Своеобразие неклассических систем состоит в том, что они представляют собой системы немеханического типа. Механическая система - это относительно замкнутая, равновесная, устойчивая система с обратимыми процессами, элементы которой стабильны. Все нестабильные микрочастицы распадаются самопроизвольно, а стабильные микрочастицы тоже могут исчезнуть, но только при их встрече со своими античастицами". Связь элементов систем микромира подчиняется принципу метаморфозы, когда система меняется не за счет перемены мест или количественного изменения элементов системы, а через их качественные изменения и внутренние трансформации и взаимопревращения. Применительно к живой природе элементарной составляющей является ген, который и сам предстает как сложная система, поэтому в биологии понятие элементарности носит относительный характер, исходя из этого также можно говорить о мультисистемности. Способами взаимосвязи элементов систем различных уровней живого мира являются механизмы наследственности и изменчивости. Любой живой организм – это открытая, саморегулируемая и самовоспроизводящаяся гетерогенная система. Системный подход становится важнейшим в общественных и гуманитарных науках. Так, структуралисты, к какому бы материалу они ни обращались (бессознательное, телесное, мифы, религия, системы родства, экономика) – всюду они обнаруживают язык знаков, языковые структуры. (К примеру, семиосфера Ю. М. Лотмана – это структура структур в пределах человеческой культуры. Таким образом, объекты всех основных подсистем неклассической науки предстают как системы немеханического типа) Принцип относительности: Связывают с теорией относительности А. Эйнштейна. Но идея относительности имеет и более широкий смысл. Сам Эйнштейн, раскрывая смысл своей теории, трактовал ее как признание относительности событий физического мира, зависимости законов природы от координатных систем и гравитационных полей. Идея относительности в математике нашла свое отражение в создании неевклидовых геометрий. В неклассической логике шла дискуссия об абсолютности/относительности законов логики. Логические законы носят абсолютный характер, если мир единственен – таков, каков он есть, и только. В отношении логических законов именно в этот период возникает вопрос об условиях мышления. «Земная логика» сопоставляется с логикой воображаемой. В биологии Вернадский вводит понятие живого вещества (в отличие от понятия организма) для сближения живой природы с неорганическим миром. В реальности живое не может быть абсолютно отгорожено от того, что мы называем неживым, мертвым. Живое и мертвое на планете Земля взаимозависимы: живое обладает геохимическими свойствами, т. е. свойствами неорганической природы; в свою очередь, мир так называемой «мертвой природы» во многом является продуктом деятельности живого. Таким образом, принцип относительности в биологической науке заключается в признании относительности живого и косного вещества, в их взаимозависимости и взаимопереходах. В социально-исторических науках принцип относительности не нуждается в особом доказательстве. Социальная ангажированность, идеологическая направленность – вот основания для относительности этих знаний. Как видим, принцип относительности присутствует во всех основных подсистемах неклассической науки и заключается в отрицании абсолютности изучаемого объекта, признании его зависимости от системы отсчета, условий и обстоятельств исследования; относительность также означает способность данного объекта переходить в свое иное. Энергизм: Как принцип объяснения физических явлений он вытекает из фундаментального физического закона – закона сохранения энергии, включившего в себя фундаментальный закон классической физики – закон сохранения массы. Идеолог энергетизма В. Оствальд возводил понятие энергии в мировоззренческий принцип, который он достаточно последовательно распространил на химию. Энергия – это составная часть субстанции; вещество и энергия обладают одинаковой степенью бытия. Это было настолько важно для химии, что возникла новая область химической науки, изучающая корреляцию вещества и энергии, фотохимия. Энергетический подход применим и к миру живого. Важнейший закон земных процессов – превращение «абиотической» энергии (и, соответственно, вещества) в биоэнергию и обратно. Здесь присутствует и своеобразная форма сохранения энергии, которая становится предметом исследования такой пограничной области науки, как биоэнергетика. В психоанализе, исследовавшем взаимопереходы сознательного и бессознательного, понятие энергии было столь важно, что З. Фрейд построил «энергетическую модель психики». В блоке социально-гуманитарных наук также использовался энергетический подход. Так, русский космист А. Л. Чижевский исследовал исторические события с точки зрения трансформации космической энергии в социально-психическую энергию масс, выливающуюся в те или иные исторические действия. Если обратиться к искусствоведению, мифологии, религиоведению и другим наукам о духе, то и здесь использовался энергийный подход. Для Э. Кассирера понятие энергии необходимо для того, чтобы выразить активность человеческого духа, который создает мир культуры. Творческая энергия как нечто «внутреннее» объективируется в языке. Энергия внутреннего – это уже не биологическая или психическая энергия, а энергия духовная. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в неклассический период энергетизм становится общенаучным методологическим подходом, суть которого в выявлении энергетической составляющей в неорганической и живой природе, а также в мире духовных явлений. |