Телесеные и бестелесные вещи. Вещи материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права. Термин вещь
Скачать 16.58 Kb.
|
Вещи телесные и бестелесные, В понятие вещей в классический период римского права входили не только вещи материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права. Термин «вещь» (res) употреблялся в нескольких значениях: Ø все то, что существует в материальном мире; Ø объекты имущественных прав; Ø правовые отношения. Классификация вещей. Деление вещей на виды производится по их специальным свойствам, имеющим значение для экономического и правового оборота. 1) вещи Божественного права и вещи человеческого права 2) телесные и бестелесных 3) манципируемые и неманципируемые 4) делимые и неделимые 5) изъятые и не изъятые из оборота; 6) простые и сложные; 7) потребляемые и непотребляемые; 8) главные и побочные; 9) определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные; 10) движимые и недвижимые; Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. 1) вещи Божественного права (не все вещи могли быть предметами частного обладания – вещи священные, посвященные богам – храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые(священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов – городские стены и ворота, и вещи религиозные– посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы). 2) вещи человеческого права: — публичные, принадлежащие политической совокупности граждан. К таким вещам относились театры, стадионы, реки, пользование берегами рек; — частные, принадлежавшие отдельным лицам. Не все вещи могли быть объектом вещного права по своей природе. 3) телесные вещи – предметы, существующие в материальном мире независимо от правовых предписаний; такие, которые можно материально осязать: земля, человек, одежда, золото, животное... 4) бестелесные – не существуют в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях на основании предписаний права; вещи, которые состоят только в праве и не имеют в собственном смысле материального выражения, но подразумевают осуществление некоторых действий в отношении предметов: наследство, узуфрукт, обязательство. Юридическое качество вещи первенствует над материальным выражением при определении объектов вещного права — эта кардинальная особенность римской правовой традиции стала наиболее важной для всего последующего понимания вещей в частном праве.В интересах частного вещного права вещи могут подразделяться по способу возникновения над ними обладания. Исключительно римским было деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (r. nec mancipi). Оно сохранялось вплоть до начала империи. 5) манципируемые вещи (res mancipi) — вещи, для приобретения права собственности на которые требовался специальный формальный обряд манципации; это италийские земли, постройки на них, рабы, рабочий скот, строения на землях Италии. Италийские земли передавались исключительно через манципацию. Вся земля принадлежала государству. К италийским землям относились следующие земельные участки: Ø оброчные земли, т. е. земельные участки, которые бессрочно (первоначально — на 5-летний срок) и с правом наследования сдавались в аренду; Ø земельные участки, продаваемые государством или общиной частным лицам Ø государственная земля, которая продавалась во временное частное пользование с установлением обязанности приобретателя уплачивать арендные платежи Ø государственные земельные участки, имеющие естественные природные границы (реки, горы и т. п.). Ø италийские земли, которые подлежали передаче в частную собственность колонистам. и др. 6) неманципируемые вещи— все другие предметы, безотносительно к их стоимости и иным свойствам; вещи, для отчуждения которых требовалась простая передача (traditio). Различие между двумя группами вещей состояло в способе отчуждения. Неманципируемые вещи отчуждались путем простой передачи, а для отчуждения манципируемых вещей требовалось выполнение особых формальностей (обряда манципации). Деление на манципируемые и неманципируемые сохраняло значение и для бестелесных вещей. Деление вещей на манципируемые и неманципируемые сохранялось вплоть до начала империи. |