Александр Блок. Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад
Скачать 16.72 Kb.
|
Александр Блок «Вхожу я в темные храмы» анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. В произведении лирический герой предстаёт перед нами - Трагически раздвоенным, космически высоким. Его состояние – он одинок и взволнован, иррационален. Лирический сюжет - Герой приходит в таинственные «темные храмы» не встречус не менее таинственной «Прекрасной Дамой» - это единственное конкретноедействие. Поэтическая интонация - Отвлеченная лексика: «Прекрасная Дама», «озаренный образ», «Величавая Вечная Жена», «сны», «отрадные черты», «речи». Религиозные образы и детали: «темные храмы», «бедный о бряд», «мерцание красных лампад», «высокая колонна», «риза», «Ласковые свечи».) Глаголы в произведении - раскрывают поэтический сюжет и выражают действия героя и его ощущения. Начинается стихотворение с инверсии. Она используется для того, чтобы на первый план поставить действие, а не субъект. Стихотворение читается напряженно, у него нет плавности – это указывает на волнение героя. Во время обряда появляется молитвенно-торжественное настроение и воображение все более отчетливо рисует образ Вечной Жены, Вечной Женственности как животворящего начала. Первая строфа: _ _ ́ _ _ ́ _ _ _ ́ _ - ямб _ _ _ ́ _ _ _ ́ _ _ ́ - анапест _ _ ́ _ _ _ ́ _ _ ́ _ _ _ ́ _ _ _ ́_ _ ́ - амфибрахий В стихотворении используются двусложные т трехсложные рифмы – это особо чётко подчеркивает волнение главного героя. Лирический герой ждёт «Прекрасную Даму». В первой строфе используются мягкие звуки [м], [р], [н], [л] - создается ощущение колеблющегося света свечи В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. - Односоставное предложение без подлежащего. Оно указывает на нарастание взволнованности лирического героя, полное забвение себя и слияние с Ней, с Прекрасной Дамой. Об этом же говорит и настойчивая аллитератция [р] и [д] создает ощущение дисгармонии. Неуверенность лирического героя достигла своего предела. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. Появляется эмфатическая. Герой все еще взволнован, хотя голос его звучит уже увереннее. Об этом же говорит и звуковая организация. Часто встречается звук [ч], использование которого создает некую мягкость, умиротворенность. |