Выберите одну из теорий согласно вашему номеру в списке группы:
1. «Зеркальное Я» Ч.Кули
2. Бихевиористский подход Б.Скиннера
3. Большие социальные группы в теории Г. Лебона
4. Взаимодействия в информационном обществе в теории М. Кастельса
5. Габитус в теории П.Бурдье
6. Драматургический интеракционизм Э. Гофмана
7. Измерение общества в теории Г. Маркузе
8. Коммуникационный процесс в теории Г. Ласcвелла
9. Конфликтологическое направление Р. Дарендорфа
10. Массовые коммуникации в теории С. Чаффи и М. Метцгер
11. Массовые коммуникации в теории Т. Адорно
12. Органическое общество Г.Спенсера
13. Позитивно-функциональный конфликт Л. Козера
14. Постструктурализм Ж.Бодрийяра
15. Символический интеракционизм Дж. Мида
16. Синтезированный структурализм П. Бурдье
17. Социальная солидарность Э.Дюркгейма
18. Структурный функционализм Т. Парсонса
19. Теория анализа социального взаимодействия Г.Зиммеля
20. Теория групп Ч.Кули
21. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса
22. Теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау
23. Теория поколений в интерпретации Е.Шамис
24. Теория социального взаимодействия П.Сорокина
25. Теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана
26. Теория структурации Э. Гидденса
27. Теория управления впечатлениями Э.Гофмана
28. Феноменология А. Шюца
29. Функции социального взаимодействия в теории Р.Мертона
30. Этнометодология Г. Гарфинкеля
Внесите данные по выбранной теории в таблицу.
Фото автора/ов
|
| ФИО
| Давид Эмиль Дюркгейм
| Даты жизни
| 15 апреля 1858 — 15 ноября 1917
| Краткая биография
| Э. Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции.
В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки».
Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство(1897).
В 1898–1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника».
В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании». В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни (1912).
| Основные труды
|
| Влиятели и последователи
| Внешнее влияние:
В качестве одного из фундаментальных влияний Дюркгейм воспринял социологический позитивизм Огюста Конта, искавшего способы применения метода естественных наук в областях знания, связанных с обществом[15]. Согласно Конту, подлинная общественная наука должна быть сосредоточена на изучении фактов и индуктивном выведении научных законов на основании взаимосвязей между этими фактами. Дюркгейм разделял взгляды позитивистов по многим вопросам. Во-первых, он также рассматривал факты в качестве основы социальных исследований. Во-вторых, он, подобно Конту, считал научный метод единственным ключом к получению объективного знания об обществе. В-третьих, он, как и Конт, верил, что социальные области знаний смогут стать полноценными науками лишь тогда, когда они будут освобождены от метафизических абстракций и философских домыслов[22]. Вместе с тем Дюркгейм считал, что взгляды Конта были слишком философичными[15].
Другой школой, повлиявшей на методологию Дюркгейма, стал социальный реализм. В отличие от эмпиризма и позитивизма, реализм основан на идее существования некоторых состояний действительности, не зависящих от восприятия их индивидом. Эмпиристы, в частности Дэвид Юм, утверждали, что вся окружающая человека реальность есть лишь плод его чувственного восприятия. Следовательно, реальность не обладает внутренней каузальной силой и не существует вне нашего восприятия[23]. Позитивизм Конта допускал возможность выведения научных законов из эмпирических наблюдений. Несмотря на то, что Дюркгейм никогда явно не говорил о приверженности реализму, он использовал этот подход для того, чтобы продемонстрировать наличие социальных реалий вне индивида — реалий, выраженных в форме объективных общественных отношений[23]. Он считал, что социология способна не только установить «очевидные» законы, но и раскрыть «врождённую природу» общества. Последователи:
Марсель Мосс (1872—1950) Шарль Жан Мари Летурно (1831—1902)
| Основные понятия
|
| Краткие положения теории
|
| Критика теории
|
| Собственная оценка
|
| |