|
Глава VIII ПОХОРОНЫ. Viii похороны арнольд ван Геннеп "обряды перехода"
Глава VIII ПОХОРОНЫ Арнольд ван Геннеп “ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА” в которое они входят благодаря обрядам отделения и из которого они выходят благодаря обрядам реинтеграции в общество в целом (обряды снятия траура). ✖ НЕ совокупность запретов и приемов, свидетельствующих об изоляции от общества в целом тех, кого смерть как реальная, материальная данность ввела в сакральное, «нечистое», состояние. В некоторых случаях - промежуточный период для живых ≈ промежуточный этап для мёртвых (по смыслу)
- прекращение первого совпадает с прекращением второго (снятие траура, когда произошло включение умершего в мир мертвых)
Длительность траура зависит от - степени родства (например, для вдовы срок траура растягивается на то время, в течение которого может обнаружиться ее беременность)
- общественного положения умершего (например, если умерший был вождем, то временно прекращается вся общественная жизнь)
Обряды снятия всяких запретов и всех атрибутов траура (например, одежды) - обряды частичной или полной реинтеграции в общественную жизнь. Реинтеграция подобна той, которую проходит всякий новообращенный, возвращаясь в свою социальную группу. Промежуточный и постлиминарный периоды Пр.п. практически выражается в продолжительном нахождении трупа или гроба в помещении, где протекает ночное бдение (прихожая в доме etc) - смягчённая форма серии универсальных обрядов (Ж.Ф. Лафито): - тела умерших - на временном хранении в месте первоначального погребения
- по истечении определённого срока - ещё одни пышные похороны
о караибах: «Они убеждены, (что умершие) идут в страну душ лишь в том случае, если они бестелесны» главный обряд: уничтожают тело или ждут, когда оно подвергнется разложению (похоронные церемонии бецилео на Мадагаскаре - в 2 приёма) - обряды ожидания (труп разлагается в доме; разложение ускоряют с помощью большого костра)
- серия обрядов погребения костей
Постлиминарный период иногда распадается на множество этапов. Это явление в форме поминовения (восемь дней, месяц, сорок дней, год etc) ≈ обряды возвращения в свадебном цикле сжигание трупа ➡ сохранение останков и очень разработанные промежуточные обряды ➡ сжигание останков и погребение праха в земле ➡ возведение надгробия в форме круга из вертикально стоящих камней - по поверьям, умершие (теперь аматолы) отправляются в Амнодр
- путь неодинаков - с препятствиями («злодеи» падают с проволоки-моста)
- на берегах реки живут, смешиваясь с племенами; аматолы много ходят, когда они сотрут ноги до колен, то возвращаются на землю
- обдорские остяки освобождают дом от всего (кроме орудий труда умершего)
- одевают, кладут в выдолбленную лодку
- шаман спрашивает умершего о причине смерти, лодку тащат к месту родового погребения;
- ставят (покойник ногами на север), а вокруг раскладывают что понадобится в ином мире
- тут же прощальная трапеза
- родственницы изготовляют куклу, изображающую умершего, ее одевают, моют, кормят каждый день (2,5 года - мужчина; 2 года - женщина)
- по истечении этого срока куклу относят на могилу (траур по м. 5 мес., по ж. - 4)
- северные остяки: страна мёртвых за устьем Оби, в Северном Ледовитом океане; три входа (самоубийцы/убиенные; иные грешники; обычные); иртышские: небо; лестницы/цепь
- длительность пути, по-видимому, соответствует продолжительности хранения куклы
1) тотчас после смерти труп кладут на землю, «чтобы душе было легче найти путь к местопребыванию мертвых», расположенному под землей; 2) труп обмывают и окрашивают в желтый цвет, чтобы прогнать демонов, которые могли бы задержать душу на пути в иной мир; 3) с той же целью собравшиеся родственники и соседи исторгают жалобные вопли; 4) труп кладут на подставку ногами вперед, чтобы душа не нашла дорогу в хижину; с той же целью похоронная процессия движется к месту захоронения обходными путями; 5) в погребальной процессии не должно быть ни детей, ни девушек; женщины голосят, мужчины хранят молчание; 6) каждый мужчина несет кусок сухого дерева, чтобы потом бросить его в костер; 7) туда, где будет костер, кладут рис, инструменты (в зависимости от пола умершего), в рот покойнику вкладывают рисовые хлебцы и серебряные монеты для его путешествия, так как душа — «тень тела»; 8) после ухода женщин разводят костер, в нем сжигают умершего вместе с носилками, чтобы помешать ему возвратиться; 9) мужчины собирают обгоревшие кости, кладут их в горшок, который относят в дом умершего и подвешивают к столбу; 10) по дороге рассыпают зерна риса, перед дверью кладут пищу, для того чтобы умерший, если он вернется, несмотря на принятые меры предосторожности, мог бы поесть и никому не причинил вреда; 11) всю утварь, ставшую «нечистой», уносят подальше, опасаясь, что умерший может в нее спрятаться; 12) устраивают сакральную трапезу, после которой дом считается очищенным; 13) по истечении определенного времени наступает церемония «обручения», или «соединения умершего с жителями нижнего мира»; поют свадебные песни, танцуют, и женщина, которая несет горшок с костями, пританцовывает; 14) процессия, имитирующая свадебную, с музыкой и т.д. отправляется к деревне, откуда были родом умерший и его предки; 15) горшок помещают в небольшое углубление, над которым водружают камень (вертикально); 16) по возвращении все участники церемонии должны искупаться. - время от времени они возвращаются на землю и, когда им захочется, перевоплощаются в новорожденных (особенно это свойственно дедушкам и прадедушкам)
- те, кто был искалечен, погиб от руки кровожадного человека или по воле несчастного случая, становятся злыми духами и не могут попасть в страну предков
- колы погребают детей, но не сжигают их, «потому что у них нет души»
(колы обретают душу лишь в день свадьбы), и дети не имеют права идти в страну предков Загробный мир похож на наш, но более приятный ⇒ каждый умерший оказывается включенным в род, имеет профессию и тд., как это было на земле ⇒ дети, ещё не включенные в сообщество, не могут попасть и в иной мир дети, умершие до католического крещения, вечно остаются в промежуточном мире — чистилище Полуцивилизованные народы погребают ребенка, не имеющего имени или не прошедшего обряда обрезания, без обычных церемоний, или просто выбрасывают его, или сжигают. Особенно это принято у тех народов, по представлениям которых у ребенка ещё нет души. Топография мира мёртвых - Острова Мёртвых (Египет , Ассиро-Вавилония , Гадес из XI песни «Одиссеи», греки различных эпох и регионов, кельты , полинезийцы, австралийцы и другие). Практика снабжать умершего лодкой с веслами или класть в могилу миниатюрную копию лодки.
- иной мир как крепость, окруженную стенами, ворота которой заперты на засов (таков шеол у иудеев, оралу у вавилонян ).
- иной мир — это пространство, разделенное на ячейки (дуат у египтян)
- или расположенное на высокой горе (у даяков и др.)
- либо находящееся внутри горы (в ведической Индии и др.)
Топография мира мёртвых - Мёртвому предстоит путешествие
- Живые заботятся, чтобы снабдить его всеми необходимыми предметами, как материальными (одеждой, пищей, оружием, инструментами), так и магически-религиозными (амулетами, опознавательными знаками, паролями и тд.), которые обеспечат ему, так же как живому путешественнику, благополучное продвижение вперёд или переправу в иной мир, а затем и приём в нём
- Например, у славян деньги предназначены для оплаты затрат на путешествие
- Обязанность показывать мёртвым дорогу или вести их группами (psychopompes) возлагается на особые силы (магов, демонов, божества)
Ежедневное возрождение мертвеца в древнем Египте Похороны в древнем Египте — пример системы обрядов перехода как обрядов приобщения к миру мертвых. Ритуал Осириса. - отождествление Осириса и умершего
- отождествление Солнца и умершего
Цель божественного культа - в ежедневном воскрешении солнечного Pa-Осириса. Точно так же похоронные обряды - «воскрешали» умершего, превращая его в бога благодаря мумификации и различным обрядам
- отводили от мертвого настоящую, окончательную смерть благодаря воссозданию его ночью и воскрешению
Параллелизм похоронных обрядов , культа воскрешения дня, торжественного открытия храма и ритуала возведения на престол Умершие, которые не могут приобщиться к общему миру мёртвых бессемейные, самоубийцы, умершие в пути, погибшие от удара молнии, лишенные жизни за нарушение табу etc - умершие, по поводу смерти которых не были выполнены похоронные обряды
- дети (некрещеные, не получившие имени и не прошедшие инициацию)
Р. Лаш выделяет четыре категории самоубийств: 1) самоубийство рассматривается как обычное действие, и судьба самоубийцы та же, что и судьба обычных умерших; более того, самоубийство в случае серьезной болезни, членовредительства и тд. признается средством сохранения души, душа не должна быть ослабленной или изуродованной; 2) самоубийство (например, воина, вдовы и тд.), которое вознаграждается в ином мире; 3) самоубийство, в результате которого умерший не может приобщиться к другим умершим и должен скитаться между мирами мертвых и живых; 4) самоубийство, которое наказывается в ином мире, и самоубийца должен скитаться между двумя мирами до тех пор, пока не истечет срок, который он прожил бы в своей земной жизни, или он допускается лишь в нижний круг мира мертвых, или же, наконец, он подвергается мукам и попадает в ад Обряды возрождения и перевоплощения обряды реинтеграции в мир живых - с рождением детей и присвоением им имен («вечное возвращение») души умерших перевоплощаются непосредственно в тотемы - животных, растения - обряды включения умершего в тотемический род Обряды, проводимые в тех случаях, когда местом обитания покойника считается его дом, могила или кладбище - В этом случае именно погребение является настоящим обрядом приобщения умершего к общему миру мертвых
- Промежуточный период — время связи умерших и живых — длится порой более продолжительное время, так как живые периодически возобновляют эту связь, либо устраивая совместную трапезу, либо посещая могилу, либо подкармливая умершего, оставляя на могиле съестные припасы
- Именно последние поминки или последнее посещение могилы имеют значение обрядов отделения (по отношению к умершему) и повторного единения сообщества живущих.
Обряды отделения и включения Обряды отделения: различные приемы вынесения тела покойного из дома; сжигание орудий труда, самого дома, ценностей и имущества умершего; умерщвление его жен и рабов, любимых животных; омовение, натирание и другие обряды, обобщенно называемые очистительными; всякого рода табу Коллективными обрядами являются периодические церемонии изгнания душ из дома, деревни, с территории племени. Уничтожение трупа (сожжение, ускорение гниения и т.д.) совершается с целью разъединить тело и душу; лишь очень редко останки (кости, пепел) образуют новое тело умершего в другой жизни (что бы ни думал об этом Герц ). Обряды включения: трапезы, совершаемые непосредственно после похорон, и трапезы последующих поминок. Обряды приобщения к иному миру: удар дубинкой по голове, который наносят мертвые вновь прибывшему, христианское соборование умирающего, положение умершего в землю. Наконец, возможно, в эту категорию следует включить «танцы мертвых», исполняемые некоторыми из американских индейцев, африканскими аньянга и т.д., членами тайных обществ или других особых магически-религиозных сообществ. |
|
|