Эссе. Миф о Сизифе. Выполнил (а) обучающийся (аяся)
Скачать 39.92 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации ЭССЕ
Архангельск 2019 ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 1Взаимоотношение суицида и абсурдности 5 2Сизифов труд 7 Заключение 9 Список использованных источников 10 ВВЕДЕНИЕНа учебе/работе мы совершаем определенный набор действий, предписанных для выполнения. Потом уходим домой, затем снова на работу. И так по кругу. Однако, много ли людей задумываются: а есть ли польза моей деятельности? Зачем, а главное, для кого я все это делаю? Может, моя работа не имеет смысла, и я толкаю камень в гору, который непременно кажется внизу, что я снова его вознес на вершину? Такая проблема очень обострилась в современном обществе, где миллионы людей выполняют однообразную работу, не задумываясь о ее результатах. Они делают это только потому что надо. Больше причин они не видят. Меньшинство задумывается о более глубоких вопросах, тем самым подвергают абсурдности свою жизнь. Но абсурд – это же не есть хорошо? В своей работе об абсурде Альбер Камю довольно четко и ясно объяснил, что такое абсурд, как он проявляется, нужен ли он и как сделать так, чтобы он не угас. И самый главный вопрос: Несчастен ли человек абсурдный? Взаимоотношение суицида и абсурдностиВ своем эссе Камю старается найти ответ на самый главный вопрос его, а может и не только, жизни: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?». Если в процессе своей кропотливой деятельности он все-таки найдет ответ на данный вопрос, его жизненный путь, по его мнению, обретет некий смысл. Автор относит процесс самоубийства не к общественному явлению, а к результату индивидуального сознания. Даже тот факт, что люди используют обычные поводы для самоубийства в качестве основных причин, следовательно, неаккуратно сказанное слово близкого человека может подтолкнуть индивида к необдуманному поступку в состоянии аффекта, так как данный повод он воспримет за причину. Каждый из нас живет и видит мир, который подчиняется физическим закономерностям и поддается некой логике, хоть и не всегда здравой. Однако, что мы будем делать, если снять с себя розовые очки, дающие нам приятные иллюзии этого бренного мира, и взглянуть на него в таком виде, каким он является на самом деле? Без лишних красок. Без преувеличений. В такой ситуации уместно сказать об абсурдности, то есть о явлении несогласия между индивидом и его жизнью. Альбер Камю говорит об этом так: «Все когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразу признают наличие прямой связи между абсурдностью и тягой к небытию». Таким образом, Альбер Камю прослеживает связь между самоубийством и абсурдностью. Но признание этой связи само по себе не решает данный кризис, так как в большинстве случаев мы делаем не так, как думаем: к примеру, самоубийца может и видит смысл своей жизни, однако отчаяние его полностью поглотило. Так и в обычной жизни: внутренним голосом мы говорим себе «Нет», однако все поступки свидетельствуют о том, что мы приняли решение «Да». Поэтому обычный взгляд на жизнь как на бессмысленно проводимое время на теоретическом уровне совсем не означает то, что на практическом уровне вы будете делать так, будто ее не стоит прожить. Все может случиться с точностью да наоборот. Из вышесказанного вытекает вполне логичный вопрос для автора: велик или ничтожен тот человек, который решил закончить свою жизнь самоубийством? Однако, точного ответа на этот вопрос не существует. Для одного это будет достижением перебороть собственных страх перед смертью и отправиться в мир иной, ведь далеко не каждый способен на такое. В то время как для второго – это позор, так как суицид он будет считать побегом от материальных проблем и прекращением борьбы перед трудностями. Автор же не пытается уклониться от истины и старается больше разобраться в этой теме: «В принципе для человека, который не жульничает с самим собой, действия регулируются тем, что он считает истинным». Исходя из цитаты, каждый сам выбирает каким путем идти, главное – не лгать самому себе. И опять возникает диллема: можно ли назвать человека сильным, если он выбирает путь наименьшего сопротивления, а именно избегание от проблемы, а не ее решение? И тут же второй вопрос: разве не силен тот человек, который переборол сильнейший инстинкт, инстинкт самосохранения, и тем самым закончил жизнь самоубийством? Человек научился думать намного позже, чем существовать на Земле, поэтому прислушаться к разуму, а не к сердцу и инстинктам иногда бывает довольно трудно. Самоубийца слаб и в то же время силен в независимости от влияющих на него факторов. В этом и заключается абсурдность. А вот чем руководствуется суицидник в пиковый момент - здравым умом или инстинктами в состоянии аффекта - Камю дает ясно понять: «Всегда просто быть логичным, но почти невозможно быть логичным до самого конца. Столь же логичным, как самоубийцы, идущие до конца по пути своего чувства». Сизифов трудЧтобы подвести итог своим рассуждениям, автор в качестве примера использует миф о Сизифе. В нем говорится о том, как Сизифа наказали боги за его своевольность, пристрастия к мирским увлечениям и неподкупную любовь ко всему живому. В качестве наказания Сизиф поднимал гигантский камень на вершину горы, после чего булыжник каждый раз скатывался вниз. Основанием для этого наказания стало то, что боги считали, что самая жестокая кара для провинившегося – это никому не нужный и бесполезный труд, повторяющийся из раза в раз. Именно поэтому героя данного мифа можно считать жертвой абсурдности. В миг, когда наступает небольшой перерыв его мучений, он наконец-то осознает происходящее. В этом и заключается суть проблемы: весь его “производственный” цикл – осознанный. Следовательно, без всяких сомнений можно провести аналогию данного героя с жизнью современного человека, так как во многих случаях жизнь не просто печальна, но и абсурдна. Большинство людей выполняют одну и ту же работу изо дня в день, не имея прогресса, не создавая ничего нового и не достигая успехов. Суть проблемы та же самая, как и в случае с Сизифом: люди делают это осознанно. Они понимают, что идут на работу, что будут выполнять однообразный “производственный” цикл. Осознание этого момента есть у каждого. Но далеко не у каждого возникает прозрение, а зачем он все это делает? Принесет ли это кому-нибудь пользу? А что, если изо дня в день я толкаю камень на вершину горы, чтобы тот скатился вниз, чтобы я снова его затащил на гору? Тогда где во всем этом смысл моей деятельности? Несмотря на всю абсурдность и трагичность ситуации с Сизифом, его следует принимать как счастливого героя, ведь он полностью осознает свои деяния, каждый раз заталкивает булыжник на вершину горы в надежде победить судьбу и в результате этот процесс для Сизифа только в радость. Данная ситуация является ярчайшим примером проявлением абсурда в жизни человека. Тот самый мир, про который рассказывает автор, и есть обитель страданий, которые несет на своих плечах Сизиф. Однако, то, что он делает это полностью осознанно, поддерживает его в борьбе с теми самыми страданиями, ведь он понимает: то, что он делает – полностью его выбор, где он занимает руководящую позицию, так как именно от него зависит исход события. А счастливый он, потому как Сизиф полностью понимает и принимает сложившиеся обстоятельства, что уже ставит его выше этих самых обстоятельств, где он вынужден находиться. В результате всего выше сказанного, разобравшись с понятие абсурдности, Камю говорит о том, что умный человек в совокупности с его объективной оценкой реальности, превращает гнетущие и тяжелые условия бытия в его стандартные повседневные задачи, которые он должен выполнять, вследствие чего отклоняет самоубийство как таковое. Именно Альбер Камю вновь поднимает актуальность древнегреческого мифа и связывает с современными реалиями, в которых преобладает рутинность и однообразность действий. Говоря о многих профессиях наших дней можно сказать, что они ходят по кругу и делают те же самые дела снова, которые выполнили вчера, не создавая ничего нового. ЗаключениеСуицид абсурден уже только потому, что никто не воскресал с мира иного и не может рассказать о том, является ли смерть оптимальным вариантом решения или ухода от насущных проблем. Ни одни из тех, кто перешел ту самую черту жизни и смерти не сможет доказать нам, что после смерти становится лучше или хуже. Помимо суицида, абсурдности подчиняется и повседневная жизнь. Мы всегда пытаемся предугадать судьбу, чтобы всегда держать ее в узде. Однако, существуют «Барьеры» в сознании каждого человека. Именно из-за этого мы никогда не сможем познать всю истинность и сложность бытия потому, как такие барьеры тормозят нас и не позволяют познавать мир с такой же скоростью, с какой он уходит в плане сложности и развитости. Интересен тот факт, что абсурдность любой ситуации может возникнуть только в случае несогласия с этой самой ситуацией, поэтому, в свою очередь, полное согласие и примирение с конъюнктурой убивает ее. На определенном моменте жизни каждого человека наступает тот момент, когда ему нужно получить ответы на главные вопросы в его жизни: зачем я родился? Для чего я существую? Что я должен сделать в этой жизни? Каждый получает эти ответы сугубо индивидуально: кто-то целенаправленно ищет их, кто-то получает их случайно, что является редкой удачей, а кто-то даже не задается такими вопросами. С одной стороны, люди, задающиеся такими вопросами, уже обречены на абсурдность, ведь они подвергают критике всю сложившуюся ситуацию. Но ведь без критического отношения невозможен путь к прогрессу и успеху. Следовательно, успех человека прямопропорционален абсурдности его жизни. С другой стороны, люди, живущие в полной абстракции от реальности и не интересующиеся этими наиважнейшими вопросами, просто существуют, а не живут. Они не осознают своего предназначения, они просто есть. И все. Каждый человек должен определить для себя то, ради чего он живет. Если не разобраться со своей целью на определенном этапе жизни, тогда в чем смысл Вашего пребывания в этом мире? Список использованных источников1 Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде [философский трактат : пер. с фр.] / А. Камю ; [пер.: С. Великовский, Н. Немчинова]. - СПб. : Азбука-классика, 2007. 253 с. |