Главная страница
Навигация по странице:

  • Руководитель

  • ВВЕДЕНИЕ Данная работа кратко знакомит с биографией Леонардо да Винчи и более подробно раскрывает его вклад в развитие анатомии.Цель

  • ЧЕРЕПНАЯ КОРОБКА

  • РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА

  • ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК

  • Интересные факты

  • Список литературы

  • Вклад Леонардо да Винчи в развитие медицины эпохи Возрождения


    Скачать 32.92 Kb.
    НазваниеВклад Леонардо да Винчи в развитие медицины эпохи Возрождения
    АнкорВклад Леонардо да Винчи в развитие медицины эпохи Возрождения.docx
    Дата11.07.2018
    Размер32.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВклад Леонардо да Винчи в развитие медицины эпохи Возрождения.docx
    ТипРеферат
    #21338


    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей Дом детского творчества «РАДУГА»

    г. Екатеринбург

    исследовательский проект на тему:

    «Вклад Леонардо да Винчи в развитие медицины эпохи Возрождения»

    Выполнила: Полушина Христина, 13 лет

    Руководитель: Майборода Е.В.

    Екатеринбург, 2011

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение……………………………………………………………………...2 стр.

    2. Сердце. ……………………………………………………………………….4 стр.

    3. Черепная коробка ………………………………………………..................5 стр.

    4. Развитие эмбриона……………………………………………………….…..6 стр.

    5. Витрувианский человек……………………………………………………..7 стр.

    6. Вывод…………………………………………………………………………9 стр.

    7. Список литературы…………………………………………………………10 стр.



    ВВЕДЕНИЕ

    Данная работа кратко знакомит с биографией Леонардо да Винчи и более подробно раскрывает его вклад в развитие анатомии.

    Цель: изучение открытий Леонардо да Винчи в области медицины эпохи Возрождения.

    Задачи:

    1. Познакомиться с анатомическими исследованиями Леонардо да Винчи;

    2. Отследить значение этих исследований при изображении человека.

    Как не может быть врача без знания анатомии, так не может быть анатомии без ее истории. Знание истории анатомии дает учёному-медику картину развития науки, показывает динамику усложнения научных понятий, роста и накопления объема научных знаний, и, наконец, может предостеречь от ошибок. Биографии и жизненные пути ученых прошлого могут наставить анатомов настоящего и будущего на совершенствование своих знаний, повышение квалификации и более активное участие в научной жизни.

    Любопытным и даже странным может показаться тот факт, что сильный и значимый вклад в развитие анатомии средних веков был оказан не деятельностью врача, а художника.

    Средние века и эпоха Возрождения – время людей энциклопедических, поистине всеобъемлющих знаний и потрясающих возможностей. Таким человеком и был Леонардо да Винчи, чей творческий гений позволил существенно пересмотреть многие положения анатомической науки, открытые до него.

    Леонардо желал, чтобы его имя удержалось в истории как имя выдающегося изобретателя, механизатора и инженера. В итоге мы помним его и как выдающегося художника – картины его известны, пожалуй, повсеместно, - и как выдающегося анатома. Анатома, далекого от медицины и клиники, но проникшего удивительно глубоко в изучении строения человеческого тела.

    В процессе изображения человеческой натуры в живописи или скульптуре, Леонардо да Винчи хотел быть максимально правдоподобным – это позволило бы ему быть не только просто очень реалистичным художником, но и художником особенным и запоминающимся.

    Паоло Джовио, современник Леонардо, писал о нем и проделанной Леонардо да Винчи исследовательской работе: "Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы... Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов".

    Первоначальный интерес Леонардо да Винчи был таким же, как и у Поллайоло – изучение мышечной системы человека. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале «Санта Мария Нова», основанном в 1255 году.

    Паоло дель Поццо Тосканелли, учёный математик, астроном и врач, также оказал влияние на молодого Леонардо. Художник придавал большое значение точным зарисовкам анатомических структур, как одного из способов изучения анатомии человека. Наиболее активно Леонардо да Винчи работал в 1510-1511гг. Вскрытия он производил с помощью анатома Торре в больницах Северной Италии. Имеется более 200 листов анатомических рисунков Леонардо да Винчи, которые составляют 13 томов.

    Леонардо первым стал использовать анатомические рисунки не для иллюстрации текстов Галена и Гиппократа, но и для самостоятельного изучения анатомии.

    Леонардо дополнял свои эксперименты «имитационными моделями», он попытался воссоздать функции отдельных органов во всех деталях. Так, изучая работу глаза и восприятие им света, автор создал модель odscara, которую всегда ставил возле себя.

    Огромное трудолюбие и трудоспособность сделали Леонардо человеком, близким к богу. Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали своё время, широко стали известны гораздо позже.

    Леонардо да Винчи – самый яркий гений эпохи Возрождения, один из самых загадочных людей, тайны души которого до сих пор неразгаданными. Учёный по призванию, Леонардо да Винчи обладал исключительными качествами интеллекта – острой наблюдательностью, богатым воображением, возможностью отделять себя от окружающего мира.

    Леонардо да Винчи жил в эпоху великих мастеров Возрождения, что не могло не отразится на его творчестве.

    СЕРДЦЕ

    Ни одному органу человека (за исключением глаза) Леонардо не посвятил столько текстов, как сердцу. «Чудесное орудие, изобретенное верховным художником», - так отозвался Мастер о сердце человека.

    Особый интерес у Леонардо вызывали гемодинамические проблемы физиологии сердца. Он был первым кто правильно описал работу сердца. Господствовавшая в то время теория кровообращения Галена не выдерживает никакой критики.

    По Галену артерии берут начало в сердце, но начало вен находится в печени, где образуется кровь. Сохранив галеновское представление об образовании крови в печени, Леонардо отверг его представление о том, что вены берут начало в этом органе, вернувшись к более правильному представлению Аристотеля  и далее развив его. Леонардо правильно дал оценку сердцу как плотному мышечному органу, который питают артерия и вена. Он был противником теории двух желудочков, он совершенно верно полагал, что клапаны (именно так он их называл), делят сердце на четыре отдела.

    Гипотеза кровообращения Леонардо во многом предвосхитила последующие открытия в этой области, совершенные Везалием, Серветом и Гарвеем. «Сердце как такое — не источник жизни, а сосуд, сделанный из плотной мускулатуры, оживляемый и питаемый артериями и венами, подобно прочим мускулам. В самом деле, кровь и жилы, в нем очищающиеся, являются жизнью и питанием других мускулов… В сердце — четыре желудочка, а именно — два верхних, называемых ушками, и под ними — два нижних, правое и левое, называемые желудочками.» - писал Леонардо.

    Леонардо верно заметил, что толщина правой и левой частей сердца неодинаковы.

    Он сделал правильный вывод о том, что сердце не нуждается в уравновешивании, но не имея понятия о замкнутой системе кровообращения, не смог объяснить истинных причин данного явления.

    ЧЕРЕПНАЯ КОРОБКА

    Рассматривал Леонардо также и строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа – этого «седалища вложенной богом души».

    Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни. Эти рисунки являются выдающимися достижениями анатомии средневековья. Два рисунка профиля черепа выполнены 2 апреля 1489 года.

    Леонардо да Винчи не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трёх плоскостях – сагиттальной, фронтальной и горизонтальной – представляя объёмное изображение костей, его составляющих.

    Делал зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа. Это позволило Леонардо открыть воздухоносные пазухи черепа. Применял он также и метод инъецирования расплавленным воском желудочков мозга.

    РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА

    Леонардо нередко называют отцом эмбриологии. Во время пребывания при дворе герцога Сфорца Леонардо изучает феномен продолжения рода; в 1512 году он составляет представление о развитии зародыша. Он показал, как развивается ребёнок в околоплодных водах, нарисовав его положение, внутренние органы и кровеносные сосуды; «как ребёнок дышит, получая питание через пуповину, и почему одна и та же душа обитает в двух телах». Здесь учёный коснулся совершенно не исследованной области – связи матери и ребёнка в её утробе.

    Изображений эмбриона в матке до Леонардо не существовало.

    ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК

    De architectura libri decem (лат., «Десять томов по архитектуре») — самый древний и единственный трактат по теории архитектуры, целиком дошедший до наших дней с дохристианских времен. Он посвящен римскому императору Августу. Считается, что его автором был военный инженер римской армии по имени Марк Витрувий Поллион.

    Один из общих принципов Витрувия требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу и его пропорциям.

    Интересно, что оригинальный манускрипт Витрувия вообще не содержит иллюстраций, хотя ученые предполагают, что они там были изначально. Авторы изданий времен Возрождения иллюстрировали текст самостоятельно.

    И только у Леонардо да  Винчи два положения виртуозно совмещены на одном легком, прекрасно читаемом рисунке.

    Витрувианский человек – является самым известным рисунком Леонардо да Винчи примерно в 1490 году был помещён в один из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях : с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Этот рисунок символизирует канонические пропорции.

    Витрувианский человек представляет собой произведение искусства и научный труд, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

    Рисунок Витрувианского человека часто используют как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.

    При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация расположения рук и ног составляет две различные позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы.

    Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования – Модурол, повлиявшую на эстетику архитектуры ХХ века.

    На сегодняшний день Витрувианский человек не воспринимается как символ идеальных пропорции, скорее это изображение символизирует человека во вселенной.

    Интересные факты:

    Есть теория о том, что на рисунке Витрувианского человека Леонардо изобразил Христа. По просьбе хранителей Плащаницы Леонардо да Винчи реставрирует её. И вдохновлённый изображением Христа на святыне он переносит идеальные пропорции на свой рисунок, он изображает «БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА». Леонардо да Винчи поместил человека в центр Миросоздания.

    ВЫВОД

    Большой взлет в эпоху Возрождения получили интеллектуальное и художественное мировосприятие и мировоззрение человека. Так же эта эпоха еще и называется «золотым веком анатомии», когда  происходило становление последней как науки.

    Не смотря на то, что работы Леонардо были забыты на долгие века – золотой век анатомии был открыт его анатомическими трудами.

    Работа с данным проектом помогла мне увидеть совсем другую сторону великого гения всех времен Леонардо да Винчи. Было очень интересно узнать о нем как о разносторонне развитом человеке, проводившем свои исследования в областях различных наук, и медицина не стала исключением. Именно благодаря Леонардо да Винчи медицина получила прогрессивное развитие.

    Работа с данной темой была интересной и увлекательной, и очень меня заинтересовала. На достигнутом я решила не останавливаться и продолжать свое знакомство с творчеством, исследованиями и изобретениями Леонардо да Винчи.

    Список литературы

    1. Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом.М.-Л. Изд-во: М. Л., Изд. медицинской литературы. 1955.

    2. Петров Б.Д. Леонардо да Винчи-естествоиспытатель. Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965.

    3. Интернет ресурсы





    написать администратору сайта