Главная страница

эссе по истории имэс. Задание к семенару 1 История. Владимир (Святой) креститель земли русской


Скачать 21.32 Kb.
НазваниеВладимир (Святой) креститель земли русской
Анкорэссе по истории имэс
Дата02.05.2023
Размер21.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗадание к семенару 1 История.docx
ТипДокументы
#1103549

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ЭССЕ

На тему:

«Владимир (Святой) - креститель земли русской»

Москва 2023

Князь Владимир Святославович был одним из самых первых русских князей. Он княжил очень давно – больше тысячи лет назад, а люди помнят его до сих пор. Заслуги князя Владимира перед Русью были очень велики. Именно поэтому о нем знают даже дети. О времени княжения Владимира Святославовича сложено много былин. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Он настоящий русский богатырь, смелый, доблестный воин и мудрый правитель. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Ярким олицетворением богатырской мощи, силы является всем нам известная картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

Одним из важных событий правления князя Владимира Святославовича стала «языческая реформа», которую он предпринял около 980 г. сразу же после захвата Киевского престола. Первая попытка государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Целью данной реформы: во-первых, являлась необходимость подчеркнуть суверенность и независимость Руси от христианской Византии, во-вторых, укрепление положения великого князя, как главного военачальника державы, в-третьих, необходимость упорядочения мифологического хаоса, царившего в сознании восточнославянских племен. Так же Владимир, относившийся строго к наемникам, отодвигал на задний план наемных дружинников-варягов (часть из которых была христианами), а после наступления мира, выгнал их из Руси, за множественные бесчинства.
Пантеон богов Владимира

Богам Владимира, идолы которых были установлены на капище в Киеве около 980 г., посвящено огромное количество противоречивой литературы. Так, исходя из Повести временных лет, пантеон состоял из шести богов. Во главе находился Перун - бог войны, грома и молнии, так же являлся покровителем княжеской власти, Хорс - бог солнца, небесный Конь, Дажьбог - один из самых почитаемых восточно-славянских богов, бог плодородия и солнечного света, Стрибог - бог ветра и воздушных стихий, Семарьглбог – сеятель семян, хранитель посевов и сельского хозяйства), и единственная богиня в пантеоне Макошь - богиня плодородия и плодовитости, мать судьбы и урожая, покровительница домашнего очага. Данные боги были популярны среди населения южной части Руси, а князь был заинтересован в поддержке Киева, поэтому выбор был сделан именно на них. Стоит обратить внимание на то, что идолы были установлены рядом с княжеским дворцовым комплексом, в самом центре киевской крепости, это позволяло расширить круг, участвовавших в жертвоприношениях, так как горожане могли приводить всю свою семью, члены которой так же принимали участие в жертвоприношениях и пирах. Судя по договорам с греками, на Руси существовало два культа: культ Перуна и Культ Волоса (Велеса). Волос был почитаем практически всеми восточными славянами, однако после проведения реформы, Перун возглавил пантеон из шести богов, а Волос в него не попал. Связано это с внутриполитическими задачами Владимира, а именно с желанием отдалить и уменьшить влияние волхвов на общественные настроения на Руси, которые мешали князю при построении централизованного государства.

Основной сутью языческой реформы являлось предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Так как необходимое Владимиру народное единство не могло быть построено на полнейшем хаосе в вопросе вероисповедания..

Однако несмотря на то, что языческая реформа не удалась, она привела к резкому сокращению языческих богов и изменению мировоззрения, которое не менялось веками, и подготовило Русь к следующему шагу – принятию христианства.

Крещение Руси в 988 г. стало важнейшим событием для становления и развития государства, так как благодаря этому Древнерусское государство выходило на новый уровень развития и встало в один ряд с европейскими государствами.

Стоит отметить, что Владимир не сразу решился на принятие христианства, он уделил много времени изучению мировых религий (католичество, православие, иудаизм, мусульманство). Согласно Повести Временных Лет, к князю прибыло посольство с миссионерами из разных конфессий, но по разным причинам они были отосланы, только проповедь представителя православной византийской церкви была благоприятно воспринята. Так же существуют записи о том, что Владимир отправил своих послов в разные страны, которые вернувшись, в один голос заявили князю что не видели ничего более впечатляющего чем Византийское православие.
Языческая реформа и последующее Крещение Руси, было направлено на объединение Руси и защиты ее границ, имело огромное историческое, культурное и духовное значение. Принятие христианства привело к налаживанию отношений с различными цивилизованными государствами, налаживанию торговых отношений с европейскими странами, что сделало Киевскую Русь значимым игроком на мировой арене, а князь вошел в историю как «Владимир Креститель».

Поляне - название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).
Древляне - восточнославянское племя, обитавшее в Полесье на границе современных Украины и Белоруссии (главным образом в Житомирской и на западе Киевской нынешних областей). Предполагают, что с востока их земли ограничивал Днепр, а с севера река Припять, за которой жили дреговичи. И. П. Русанова предполагала, что древлянам принадлежал правый берег Припяти, за которым начинались исконные земли летописных дреговичей.
Словене (ильменские словене) - восточнославянское племя, проживавшее во второй половине 1-го тысячелетия н. э. в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
Голядь - балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI-XII веков, в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей. Археологически соотносятся мощинской культуре. Название племени (этноним) идентично галиндам.
Племя - может обозначать форму как этнической, так и политической организации. Племя не обязательно обладает территорией проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой. Так же, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.
Племенной союз - это слияние двух или более племен, которое имело стратегический и политический характер. Объединение людей в племенные союзы ознаменовало одну из стадий разложения первобытного общества и становления государственности. Восточнославянские племена. Как известно, расселение восточнославянских племен на обширной территории от озёра Ильмень до степей Причерноморья в середине первого тысячелетия до нашей эры.
Протогосударство («вождество») – это обычно группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения. Военная функция вождя выходит на первый план. С момента возникновения первичных протогосударств, которые возникали одновременно в наиболее благоприятных для жизнедеятельности общества регионах, появляется ожесточенное соперничество между ними. В этих условиях войны оказываются главным средством решения споров и реализации преимущества, т.к. образование военно-организационных структур способствует ускоренному формированию протогосударств. Власть в протогосударстве, как и в общине, была выборной, т.к. иных форм ее замещения общество еще не знало. Но достигший власти вождь не спешил с ней расстаться, стараясь ее укрепить, добиться ее легитимизации, в чем заинтересован и коллектив, объединенный в рамках протогосударства. Оформление пожизненной, а затем и наследственной власти вождя происходило с помощью института сакрализации. Сакрализация вождя была важнейшим условием институционализации его власти, легитимизации его Божественного права на власть. Постепенно власть становилась пожизненным правом, а выборы лидера – редким явлением. Наследственный характер власти в семье вождя (выбор мог идти разве что между различными ее представителями) сыграла громадную роль в стабилизации гос. структуры. На этом заканчивается формирование протогосударственных обществ со всеми созданными институтами с функциями. При этом, формирование протогосударств происходило в период, когда общество не знало классового деления.

Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси - и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
Погост - административно-территориальная единица (сельский податный округ) на Руси. Впервые административно-территориальное деление в Древней Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
Урок - фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.
Повесть временных лет - древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Хазарский каганат - государство, возникшее в середине VII века в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западного Тюркского каганата.
Смерд - категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX-XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.
Закуп - это феодально-зависимый крестьянин. Закуп, соответственно «Русской Правде», - человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полученную у него «купу».
Рядович - в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду» (договору), как правило, попавшие в зависимость от него на период отработки займа, взятого деньгами, зерном или орудиями труда. Отрабатывали долг, используя часть своего времени. Были близки к закупам. Рядовичами становились не пошедшие в холопство и заключившие «ряд» тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Рядовичи часто использовались в роли мелких административных агентов своих господ.
Митрополит - это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого - столичный человек.
Посадник - должность, глава города, «посаженный» (назначенный) князем (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Посадник подчинялся народному вече и контролировал власть князя, ведал посадским войском, охраной правопорядка, судом, подписанием дипломатических договоров.
Феодальная раздробленность (удельная система) - период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые, более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующим в них является натуральное хозяйство.
Татаро-монгольское иго - система политической и даннической зависимости русских княжеств от Монгольской империи до 1260-х годов, позже, после распада Монгольской империи, от Золотой Орды до конца XV века. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1242 годах; иго устанавливалось в течение двух десятилетий после нашествия, в том числе и в не разоренных землях.


написать администратору сайта