Главная страница

Влияние церкви. Влияние церкви на становление института поддержки детства в России (история и современность)


Скачать 21.26 Kb.
НазваниеВлияние церкви на становление института поддержки детства в России (история и современность)
Дата07.03.2022
Размер21.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВлияние церкви.docx
ТипДокументы
#385485

Влияние церкви на становление института поддержки детства в России (история и современность)

Участие религиозных организаций в становлении ин-та социальной поддержки детства имеет давние исторические традиции.

Принятие христианства Х в. – национальные традиции милосердия и благотворительности восточных славян (помощь общины « с миру по нитке – голому рубаха», скудельницы – дома для сироток, где их воспитывали одинокие старики, которые поддерживались общиной, особое милосердие к вдовам и сиротам, брали на воспитание в семью, милостыня и др.) соединяются с православной благотворительностью, формы которой заимствованы у Византии: возникают приюты, богодельни и др.

В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.

(Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своём иждивении 300 юношей.

В тяжёлый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, включая детей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за национальное возрождение и имела исключительно важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давая ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. В отличие от западной церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных, т.е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение трёх важнейших функций: обучение, лечение, призрения).

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни и приюты. Среди священников мы находим немало ярких примеров, когда их жизнь и деяния посвящались помощи людям. Так, вызывают глубокое уважение и восхищение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, Сергий Радонежский и многие другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, вырабатывать достойные образцы поведения, относится уважительно к людям, заботится о детях, совершать акты милосердия и любви к ближнему.

Религиозное понимание детства, относящееся к этапу Средневековья, характеризовалось спецификой отношения к ребенку, которое вытекало из сущности христианского учения о спасении. С одной стороны, ребенок воспринимался как образец нравственного совершенства, с другой - на природу ребенка смотрели пессимистически и полагали, что лишь строгой дисциплиной и беспрекословным исполнением воли родителей и учителей можно воспитать достойного человека. Такой подход к ребенку предполагал воспитание в детях добродетели и благочестия. Распространение физических наказаний в деле воспитания отражало идею спасения души через страдание в земном мире. Отличительная особенность христианской концепции детства состояла в том, что в ней было уделено большое внимание положению ребенка в системе семейных отношений. Семья выступала как проводник основных христианских идей, включаемых в воспитание посредством примера благочестивых родителей.

Границы детства определялись не состоянием развития ребенка, а теми обрядами, которые совершались в рамках христианского вероучения, это содействовало раннему включению ребенка во взрослую жизнь и формированию чувства ответственности за свои поступки. Процессы поддержки взрослого и ребенка были адекватны друг другу и выражались в различных формах милосердия, церковь активно содействовала религиозно-нравственному образованию ребенка в формирующихся училищах, которые могли посещать и социально незащищенные дети. Социально-историческая особенность периода с X до конца XVII века выразилась и в том, что церковно-монастырское призрение в условиях этой эпохи явилось основой для генезиса и дальнейшей эволюции системы государственных учреждений социально-педагогической защиты.

В последствии русская церковь активно участвует в благотворительности. Церковная линия благотворительности активно взаимодействует с государственной:

 с начала XVII в, до реформы 1861 г,в этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. Но более всего истории известно имя великого реформатора - Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

(Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для "зазорных младенцев", куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за "погубление зазорных младенцев" неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет - в матросы, подкидышей или незаконнорожденных - в художественные училища.)

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для "зазорных младенцев".

(Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В1797 г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагается "...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам "доброго поведения ". Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до 15". Как правило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управлялось органами общественного призрения. Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка - девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы - в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях.)

И общественной:

В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое "Воспитательное общество". В 1842 г., также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н. С. Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 г. - больница для детей московских бедняков.

(Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис " в России слепых нет ". В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отводит отдел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты).

В советский период церковь была отделена от гос-ва и утратила активное влияние на институт семьи и школы, претерпела гонения со стороны советской власти. Благотворительность как система была упразднена. Социальная защита детства стала прерогативой государства. «Все дети – дети гос-ва» В.И. Ленин.(коллективные формы воспитания и поддержки доминируют).

Сентябрь 1997 года ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» - снял правовые запреты на деятельность конфессиональных организаций.

Российские конфессиональные организации: христианские (православные, католические, протестантские), мусульманские, буддистские, иудаистские.

В настоящее время деятельность конфессиональных институтов чрезвычайно многообразна как по сферам (милосердие, благотворительность, миротворчество), так и по формам, методам деятельности.

Многофункциональность помощи: опека, участие в воспитании, формы поддержки в трудной жизненной ситуации.

Наиболее эффективные формы и направления практики милосердия:

Православные общества – оказание поддержки больным детям (больницы, хосписы), помощь наркозависимым, несовершеннолетним правонарушителям,

Католические и протестантские: интересный опыт работы с детьми из неблагополучных семей, детских домов и интернатов.

Все организации: помощь детям-инвалидам.

Христианские и мусульманские организации: содействие жертвам межэтнических конфликтов, помощь детям-мигрантам.

Главная проблема: налаживание сотрудничества светских и религиозных организаций в вопросах поддержки детства. Пример – организация «Покров» на базе ППФ РГПУ.

Материал дан в расширенном виде. Желтым цветом выделено то, что не для озвучания, а для вашей общей осведомленности, если спросят. План ответа обещала выслать С.А. Расчетина, которая читала вам историю социальной педагогики.


написать администратору сайта