Социально-культурная деятельность. СКД. Внешкольное образование (до 1920 года)
Скачать 80.5 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» (ХГИК) Доклад на тему: «Внешкольное образование (до 1920 года)» Выполнил: студентка 1 курса ДОШ-1 Иванова И.П. Проверил: преподаватель Иванов И.И. Хабаровск 2019 Истоки древнерусской культуры и искусства уходят в далекую старину, ко времени образования в IV - VI веках единой, хотя и неоднородной, группы славянских племен. Нашими предками были восточнославянские племена, именовавшиеся сначала «антами», а позже (в VII - VIII веках) «россами». Зарождение досуговых форм деятельности тесно связано с переходом племен к оседлому образу жизни и занятием земледелием. Досуг носил коллективный характер, помогал восстановить физические и психические силы, содействуя сплочению членов общины, выполнял важнейшую для древнего социума функцию - единения. Своеобразие досуга обусловлено религиозными представлениями и особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времени года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ. В древности формы досуга опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, досуговые занятия различных общественных групп были во многом сходны. Вся жизнедеятельность человека регулировалась, главным образом, традицией, обрядами, обычаями, укоренившимися привычками. Отличные возможности для отдыха и развлечений в летнюю пору представляла деревенская улица. Именно здесь проходили разнообразные гуляния с играми, кадрилями, хороводами, карагодами. Инициаторами были чаще всего молодые женщины и девушки, которые собирались посередине села и начинали «играть песни». Через некоторое время к ним присоединялись мужчины и парни. Начиналось веселье с песнями, плясками, кадрилями, традиционными театрализованными действиями и т. д. Весьма важное место в сфере сельского досуга занимали традиционные братчины или, как их еще называли, кануны. Обычно они проводились по так называемому обету и были связаны с какими-то давними событиями, имевшими счастливую развязку. Деревня приносила своеобразную дань святым, спасавшим село от урагана, пожара, наводнения, засухи, града и т.п. За общинный стол полагалось усаживать всех, включая и бедняков, не участвовавших в ссыпке, а также и тех, кто случайно оказался на этот день и час в празднующей деревне. Осенью, а затем зимой на смену уличным гуляниям приходили супрядки. Это один из видов посиделок. На них собирались в основном девушки и женщины с рукоделием - чесали кудель, пряли, вязали, вышивали. Здесь неизменно пели, играли, обменивались новостями. Супрядки проводились по очереди в тех домах, где жили молодые девушки. Этот вид посиделок мог быть общим, но гораздо чаще собирались по возрастам и, соответственно, посиделки делились на большие, средние, малые. Досуг и труд в русской деревне сочетались довольно тесно. На посиделки девушки шли с прялками, гребнями, спицами. Зачином посиделок была работа. До прихода парней никакого веселья не предусматривалось: все занимались рукоделием, можно было вести разговор или петь «протяжные песни». Но хозяйка дома уже ставила самовар, ждали гостей. Парни приходили как из своей, так и соседних деревень. К чаю полагалось приносить угощение: пряники, конфеты, орехи, изюм. После чаепития начиналась основная часть посиделок -танцы. Если не было гармони или какого-то другого музыкального инструмента, кадриль водили просто «под песню». Танцы тоже перемежались с играми, забавами, потехами. Вечоры, вечерины, беседы - в разных местах их называли по-разному - проводились тоже в зимний период. Но значительно реже, чем супрядки или посиделки. Здесь присутствует уже много элементов чисто праздничного общения. На вечеринах не полагалось брать с собой рукоделие. Основной стержень вечерин - кадрили и хороводы. Здесь пели песни, играли, загадывали загадки. Как правило, молодежь звала к себе на гулянье «почетных гостей» - стариков, умеющих «вести старины» и рассказывать сказки. Ни одна вечеринка не обходилась без плясок и игр. Особое веселье разгоралось, когда приходили ряженые из своих или соседних деревень. Популярностью пользовались хороводные игры, содержанием которых был песенный диалог, где две танцевальные пары поочередно «наступали» друг на друга и пели так называемые задорные частушки. На вечеринках любили «завивать веревочку»: участники ее, взявшись за руки, водили хоровод под исполняемые всеми песни. «Веревочка» разрасталась в длину, вываливалась в сени и даже на улицу, а затем снова возвращалась в избу. Утомившиеся могли «оторваться от веревочки» и отдохнуть, сидя на лавках, а затем опять включиться в эту веселую хороводную забаву. Избу для бесед отдавали по очереди или нанимали. В русских супрядках, вечеринах довольно строго соблюдался установленный «уклад». Но при этом они никогда не превращались в некие усредненные, трафаретные развлечения. Социально-педагогическая ценность традиционных форм деревенского досуга заключалась в том, что они были превосходной школой общения. Система посиделок давала молодым людям своеобразное «общественное воспитание». Здесь существовали обязательные для выполнения своды поведенческих правил. Нравственным уставом досугового поведения категорически осуждались всякое бахвальство, заносчивость, чопорность и превыше всего почитались скромность, уважение к старшим, дружелюбие, доброта. Высоко ценилось умение ладно сплясать, хорошо спеть, не растеряться в игре, проявить там, где это требуется - остроумие, находчивость, ловкость. Одной из распространенных форм деревенского досуга всегда было гостевание, т.е. хождение в гости и прием гостей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосольством. Обильное угощение за столом неизменно сопровождалось домашним весельем, а затем и традиционным гулянием по улице. Среди гостевых праздников важное место занимала масленица, в рамках которой предусматривался особый распорядок хождения по родне. Масленичная пятница именовалась тещиными вечерками - зятья должны были звать тещу на угощение, суббота - золовкиными посиделками - невестки приглашали к себе золовок, в прощеное воскресенье существовал обычай непременно посещать кума с кумой. С развитием и ростом городов развивалась городская развлекательная культура. Население российских городов долгое время расширялось в основном за счет притока деревенских переселенцев. Это оказало самое серьезное влияние на формирование городского досуга. На протяжении столетий крестьяне, становясь горожанами, приносили с собой на новое место жительства вековые устои, нравы, обычаи сельской общины. В системе отдыха и развлечения подобное влияние оказывалось особенно заметным. В сфере организации досуга чаще всего превалировали те же танцы, песни, игровые развлечения, а так же привычная «завалинка», хождения в гости и т.д. Подобную картину можно было наблюдать не только в уездных городках, но и на окраинах губернских центров, и в самой столице. В период формирования крестьянской общины складывается празднично - обрядовый календарь. Результаты археологических и этнографических исследований, произведения устного народного творчества служат доказательством того, что праздники и обряды вплетались в ткань повседневной жизни людей, были всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Праздники и обряды, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности. В русском языке слово «праздник» произошло от прилагательного «праздный», что значит «незанятый», «пустой». Чередование будней и праздников характеризовало быт восточных славян. К моменту возникновения государственности в конце IX - начале XX веков славяне имели достаточно развитую праздничную обрядовую культуру, в основу которой был заложен природный календарь. Праздниками и обрядами отмечалось начало весны, наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Праздники в основном посвящались языческим божествам. Самыми раздольными и разгульными обрядами были святки (конец декабря - начало января), масленица (проводы зимы), Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю). Обряд и праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Характер многих языческих празднеств был связан с природой вокруг села. По мере развития обряды и праздники обогащались новыми элементами. «Ряженье», сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением, сопровождавшим праздники и обряды, были игры, особенно борьба, кулачный бой, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужчин, свидетельствовали о способности использовать их в любой момент для противостояния неприятелям. Важную роль в формировании повседневного досуга сыграло принятие христианства, в соответствии, с нормами которого полагалось делать свободными от работы воскресные и праздничные дни. Досуг стал более четко отделяться от труда как основной деятельности крестьянина. Распространение христианства среди славян, начавшееся еще в IX веке и официально введенное в Киевской Руси в 988 г., оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Православная традиция глубоко пронизана воспитательным началом. Новый Завет, творения отцов церкви, духовное наследие христианских мыслителей легли в основу морально-нравственного ориентирования верующего человека. С принятием христианства на Руси складывается явление «двух культур» - духовной и светской. Духовная культура подразумевала изменение мировоззрения людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. На Руси, в период становления христианства, сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту особенность в духовной жизни общества, народном быту и в содержании досуга. Появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. В борьбе с языческой верой блюстители христианской церкви пытались искоренить народные праздники, называя проявляемое в них «буйство» в поведении людей и совершаемые древние обряды «бесовством». Но христианская церковь не смогла полностью уничтожить народные традиции. Языческие празднества, составляющие празднично-обрядовый календарь, продолжали существовать рядом с новыми, церковными праздниками и обрядами. Многие праздники в честь старых божеств нашли свою нишу в христианском календаре. Церковные праздники гарантировали крестьянам право на отдых, проводя четкую грань между трудовой деятельностью и досуговой. Распространение христианства несло в себе прогрессивные начала. Оно способствовало развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в российское общество. Но данные веяния коснулись прежде всего высших слоев общества. XI в. - время рождения древнерусской литературы, письменности. При монастырях в XI - XII веках начали собираться первые библиотеки. К XIII веку появилась и «мирская» литература, книжное чтение стало одним из основных занятий образованных людей Руси. О том, что чтение воспринималось не только как учение, но как вид досуговой деятельности, можно судить по нескольким письменным источникам, дошедшим до нас, в частности, по литературе нравственно -поучительного характера. С XIV века начинается развитие зодчества. Увеличивается число церквей. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова. Церковь выступала для средневекового человека в качестве своеобразного культурного центра. В сельских общинах («мирах») возводились «мирские церкви». Церковная трапезная становится местом общинных сходок и праздничных церемоний. Регулярное посещение церкви в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа. Церковь становится местом провождения свободного времени и дает возможность общения. Среди церковных служителей появилось понятие «глумы», под которым понимали беседы людей во время богослужения по волнующим их социальным вопросам. В эпоху средневековья, к XV веку, появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты - скоморохи. К 30-м годам XV века относится первое упоминание о «медвежьей потехе» -уличных комедиях с участием медведя и «кукольных представлениях». Зрелища или «позоры», как называли их в древности, резко осуждались церковью, но всегда собирали большое количество народа. На протяжении XI - XV веков на Руси создавались условия для расширения форм культурно - досуговой деятельности. Усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран. Со времени царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозить европейские журналы, книги. Цари отдавали предпочтение игре в шахматы. Во дворце в шахматы играли каждый день. При царском дворе также сохранялись досуговые занятия, бытовавшие еще в глубокой древности. Царь и знатные вельможи держали «бахарей», «домрачеев» - людей, которые пели песни, рассказывали сказки и истории об иностранных обычаях и старине. В дворовом штате царя состояли шуты и шутихи, карлы и карлицы. Для представлений во дворце была построена «Потешная палата». Несмотря на проникновение западных образцов, в досуговых формах деятельности высших и низших слоев общества оставалось много общих черт. В проведении досуга продолжали следовать патриархальным традициям. Главным видом проведения свободного времени были застолья и пиры, которые устраивали по поводу различных знаменательных дат для семьи и по праздникам. В XV - XVII веках пиры были распространены во всех слоях русского общества. Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось на их досуге. Женщина -крестьянка имела право принимать участие во всех коллективных праздниках и других формах общественного досуга, что определялось условиями жизни и крестьянского труда. Женщины из боярских, дворянских, купеческих семей были сильно ограничены в способах проведения досуга. Им не разрешалось принимать участие в коллективных празднествах, не допускались музыка и танцы. В лучшем случае они могли развлечься под представления шутов и скоморохов. Посещение церкви разрешалось только с согласия мужа. Основные правила поведения для русского человека были сформулированы в «Домострое». Наблюдалось различие в проведении досуга городского и сельского населения. В городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на ритуально - обрядовую сторону праздников. Труд ремесленников и торговцев не был напрямую связан с природно-климатическими условиями и поэтому представления о связи некоторых праздников с божественными силами не имели столь важного значения. Совершение обрядов все больше приобретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье. Уже в XV веке в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения выполняли не только свою прямую функцию - предоставить посетителям еду и напитки - но еще и служили местом общения и развлечения для городских жителей. Таким образом, досуговая деятельность в средние века отличалась большим разнообразием форм. Досуг всех слоев российского общества опирался на народную традиционную основу. Различия касались по преимуществу лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, обусловленной имущественным положением человека. На протяжении обозначенного периода досуг носил в основном коллективный, общественный характер. Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества представляла собой многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. В отличие от прошлых столетий, когда формы досуговых занятий различных общественных групп опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, в начале XVIII в., по мере складывания и развития сословий, досуг крестьян стал утрачивать свои единые черты. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Каждое сословие неодинаково реагировало на сохранение преемственной связи с традиционными способами досугового времяпрепровождения и на «заимствования» из западно-европейской культуры, начало которым было положено в период петровских реформ, создавало новые традиции в проведении досуга. Результатом явилось разное сочетание в досуге россиян традиционных народных элементов, «чужеродных» западных и вновь созданных, предопределившее специфику форм досугового общения в конкретной социальной среде. В дореволюционное время понятия внешкольного образования не существовало. Дети в зависимости от сословия могли получить образование в училищах и гимназиях, но главную роль играло домашнее воспитание. В семье купца отец передавал сыну тонкости торгового дела, священник наставлял детей согласно священным книгам и обучал духовным обрядам. В дворянских семьях первостепенное значение имело занятие литературой, искусствами, военным делом. Отпрыски знатных фамилий с детских лет посещали литературные салоны, в которых впитывали атмосферу творчества, критической мысли от самых образованных людей своего времени. С приходом революции семейное воспитание отошло на второй план. Сословные грани исчезли, роль воспитателей взяли на себя общественные организации. Родители, работавшие на производстве в несколько смен, физически не могли уделять должного внимания своим детям. В 1920-е годы была сделана перепись беспризорников, в результате которой выяснилось: лишь треть этих детей была лишена родителей. Остальные проживали в семьях и при этом разбойничали, воровали, не зная, куда применить свою энергию. Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы. После Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы. На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В ноябре 1917г. в Народном комиссариате по просвещению был создан специальный отдел внешкольного образования, основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительной работы, прежде всего среди неграмотного взрослого населения. В этот период формируется организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения России. Н.К. Крупская подчеркивала чрезвычайную важность внешкольной работы для правильного воспитания детей, создания условия для их всестороннего развития. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники. В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. После революции деятельность внешкольных учреждений начиналась в центральных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станциях юных техников, детских спортивных школах, детских парках, домах культуры. Она была направлена на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знаний, организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов. Особый импульс развитию внешкольного образования, отделу внешкольных учреждений дал Первый Всероссийский съезд по просвещению, проходивший в Москве 25-28 августа 1918 года. На съезде работала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования. В Москве в апреле 1918 года детям был передан особняк купца Свешникова, в котором открыт Дом ребенка «Пчелка». С этого Дома ведет свою историю современный центр дополнительного образования - Центр досуга и творчества «На Полянке». В июне 1918 года открылась биологическая станция юных любителей природы. Организатором и бессменным руководителем на протяжении многих лет был впоследствии основоположник школьного курса биологии и методов ее преподавания Борис Васильевич Всесвятский. С первых же дней своего существования биостанция стала застрельщиком юннатского движения, она вела большую опытническую работу. На станции были организованы курсы для учителей, издавался «Листок юных натуралистов». В основе образовательной деятельности были экскурсионный и исследовательский методы. Станция стала организационным и инструктивно-методическим центром юннатской работы в стране. Непосредственная работа с детьми, выполнение функций собственная внешкольного учреждения имели уже второстепенное значение. Особую ценность в разработке теории внешкольного образования представляет «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е. Н. Медынского, изданная в 1923 году. Это было одно из фундаментальных исследований, имеющих теоретико-методологический характер. Е.Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека. Крупной заслугой Е.Н. Медынского стала формулировка основных принципов внешкольного образования: общих принципов внешкольного образования, принципов построения систем внешкольного образования и принципов организации образовательного процесса. Труды A.С. Макаренко А.П. Пинкевича З.И. Равкина и В.Н. Сороки-Росинского заложили основу для поступательного развития системы внешкольного образования, несмотря на наличие идеологических догм и постоянную практику, направленную на превращение внешкольных учреждений в придаток школы и пионерской организации. Их идеи были развиты в послевоенное время в трудах И.П. Иванова. Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е годы XX века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы. 29 апреля 1923 года в Хамовническом районе Москвы на базе детского клуба «Трудовая коммуна» открылся первый в стране Дом пионеров. В 1920-е и 1930-е годы в Москве было продолжено создание подобных учреждений, число которых достигло тринадцати к 1939 году. После принятия Советом народных комиссаров РСФСР постановления от 26 декабря 1932 года «О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.», начался настоящий бум открытия новых детских внешкольных учреждений, в том числе домов и дворцов пионеров и школьников. Первый Дворец пионеров и октябрят был открыт в 1935 году в Харькове. В июне 1936 года в Москве в переулке Стопани открылся городской Дом пионеров и октябрят (позже переименованный в Дворец). В 1930-е годы дворцы пионеров были открыты и в других городах(13, с.12). Список информационных источников Грибкова, Галина Ивановна. Педагогика досуга : учебно - метод. пособие : направление подготовки 071800 «Соц. - культур. деят.» : профиль подготовки : «Менеджмент детского и юношеского досуга» / Грибкова, Галина Ивановна ; Г.И. Грибкова ; Минобрнауки России, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Моск. гос. акад. коммун. хоз-ва и строительства». - М. : МГАКХис, 2011. - 59 с. - Слов. терминов: с. 55-59. - Библиогр. в тексте. - ISBN 978-5-98523-152-6. Григорьева, Елена Ивановна. Народная художественная культура : учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. - Соц.-культур. деятельность : в 2-х ч. Ч. 1 / Григорьева, Елена Ивановна ; Е.И. Григорьева, С.Ю. Мартынова ; М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». - 2-е изд., перераб. и доп. - Тамбов : ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. - 163 с. - Прил.: с. 144-163. - Примеч. в тексте. Киселева, Татьяна Григорьевна. Социально-культурная деятельность : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и спец. «Соц.-культ. деятельность» / Киселева, Татьяна Григорьевна ; Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников ; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с. - Библиогр.: с. 533-539. - ISBN 594778-058- 5. Новикова, Галина Николаевна. Технологические основы социальнокультурной деятельности : учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Соц.-культ. деятельность» / Новикова, Галина Николаевна ; Г.Н. Новикова ; М-во образования РФ, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МГУКИ, 2008. - 173 с. - Библиогр. в тексте. - Библиогр.: с. 169-173. - ISBN 5- 94778-156-5. |