Главная страница
Навигация по странице:

  • «Основы военного этикета» Тема

  • ВРЕМЯ

  • ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия по б локу дополнительного образования «Основы военного этикета» ЗАНЯТИЕ №2

  • Воинский этикет. Воинский этикет и культура общения военнослужащих


    Скачать 187 Kb.
    НазваниеВоинский этикет и культура общения военнослужащих
    АнкорВоинский этикет
    Дата29.01.2021
    Размер187 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3_a_extra.doc
    ТипКраткое содержание
    #172550


    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    проведения занятия по блоку дополнительного образования

    «Основы военного этикета»

    Тема: «Воинский этикет и культура общения военнослужащих»
    ЗАНЯТИЕ №1: «История воинского этикета России: поведение на службе, в обществе и семье»
    ВРЕМЯ: 1 час (50 мин).

    ХОД ЗАНЯТИЯ




    п/п

    Учебные вопросы

    Время, мин

    Краткое содержание вопроса

    I.

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    5 мин

    - принимаю доклад о наличии л/с и готовности к занятию;

    - проверяю наличие л/с и готовность к занятию;

    -довожу тему занятия.

    II.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    40 мин

    Воспитанность человека проявляется прежде всего в общении с другими людьми. Умение правильно вести себя, искусство общаться во все времена ценились очень высоко и во многом определяли как степень уважения человека в обществе, так и его продвижение по службе, успех в карьере.

    При этом важно учитывать, что в области общения с другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо твердо знать правила приличия, принятые в данном обществе и применять их на практике, воспринимая их как норму. Особые требования к поведению человека предъявляет армия. Но и здесь знание определенных законов поведения - непременное условие нравственной свободы и естественности действий. Именно поэтому изучение требований воинского этикета позволяет лучше приспособиться к условиям армейской среды, с достоинством выйти из типичных и затруднительных ситуаций, встречающихся в жизни.

    1. Из истории этикета

    Этикет - это система правил поведения, важная составная часть общей культуры человека. Веди себя так, как я предписываю, и ты будешь "своим человеком" в той или иной социальной группе. Если мораль определяет поведение человека стратегически (я поступаю так, исходя из моих внутренних убеждений), то этикет задает тактику поведения и касается внешнего проявления отношения человека к людям (я поступаю так, потому что так принято в этом обществе). Этикет затрагивает прежде всего обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежду. Проще говоря, этикет определяет как нужно двигаться и говорить, что одевать и как поступать в той или иной ситуации. Выделяют различные виды этикета. Дипломатический этикет включает правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов - на переговорах, приемах, обедах и т.д.; общегражданский этикет - это совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом в повседневных условиях жизни и работы; воинский этикет представляет собой свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их служебной и неслужебной деятельности.

    Служебный этикет

    Не за страх, а за совесть. Это, пожалуй, главное требование служебного этикета. В лучших традициях российской армии - забота о чести мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались специальные своды правил, в которых в четкой и нередко афористичной форме излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались "Правила учтивости офицера", у драгун - "Чести напоминание", у улан - "Чести наставление".

    Служба в вооруженных силах считалась в России не просто почетным долгом каждого мужчины, но и незаменимой школой высоконравственного поведения, служившего образцом для остальных. "Чтобы слыть светским человеком, надо было прослужить два года в гвардии или хотя бы в кавалерии, - писал А.И.Герцен.

    III.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    5 мин

    - отвечаю на возникшие вопросы,

    - провожу контрольный опрос,

    - отмечаю лучших и выставляю оценки за занятие,

    - заканчиваю занятие.


    Руководитель занятия ________________________________

    (подпись, фамилия)

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    проведения занятия по блоку дополнительного образования

    «Основы военного этикета»


    ЗАНЯТИЕ №2: «Достоинство и честь офицера»
    ВРЕМЯ: 1 час (50 мин).

    ХОД ЗАНЯТИЯ




    п/п

    Учебные вопросы

    Время, мин

    Краткое содержание вопроса

    I.

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    5 мин

    - принимаю доклад о готовности к занятию;

    -довожу тему занятия.

    II.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    40 мин

    Слово «честь» для русских воинов всегда было словом определяющим. Еще в «Слове о полку Игореве» сказано было, что войско шло на половцев «за землю русскую… ищучи себе чести, а князю славы», и часто погибали за землю, за честь, за славу!

    Без чести (свода моральных правил воина), долга и дисциплины всякое войско превращается в сборище сознательных убийц по отношению друг к другу и к мирным людям.




    Портрет Екатерины II . Художник Левицкий
    О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, опираясь на определенные гласные и негласные законы-договоренности. Недаром и само слово «честь» произошло от древнего глагола «чисти» (корень «чит»): полагать, считать, мнение. Это слово того же корня, что и слова «почет, чистота, честность». В Толковом словаре Даля мы находим следующее объяснение: «Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (Человек незапятнанной чести); заверенье, утвержденье (Поступок, несовместимый с честью); высокое званье, сан, чин, должность (“И временщик он, да высоко стоит, в чести”); внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства.




    М.И. Кутузов. Портрет второй половины XVIII в.
    Когда-то искали себе честь и славу, защищали землю Русскую воины Перуна, княжеские дружинники, бояре. Традиция продолжалась далее. В честном служении состоит источник воинского духа Русской армии.

    Воинская честь составляла важнейшее духовное качество офицерства – элиты армии. Дворянское офицерство выполняло свой долг «по совести и чести», гордилось военными подвигами предков, стремилось к отличию в боевых делах, передавая свое доброе имя следующим поколениям.

    Развитие традиций русской армии прочно связано с именем Петра Великого, который понимал офицерскую честь как служение Отечеству: «В службе – честь!» Накануне Полтавской битвы, начавшейся на рассвете 27 июня 1709 г., в полках был зачитан приказ: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Не помышляйте, что сражаетесь за Петра, но за государство, Богом Петру врученное, за род свой, за Отечество, за веру и церковь. А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога – только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние ее».

    Вот несколько петровских заповедей: «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради подлежит их равным образом отечески содержать»; «Капитан должен вести себя с солдатами, яко отец с детьми, увещевая непорядочных, направляя их советами и наказывать милости недостойных, отличать и любить добрых».

    С первыми регулярными воинскими образованиями в России в систему воспитания будущих воинов стало внедряться понятие чести, тесно связанное с патриотизмом. Перед развернутыми боевыми знаменами воины клялись: «Отчизне служить верно, послушно, во всем поступать так, как честному, верному, храброму солдату быть надлежит».

    В период правления Екатерины II, известной своей заботой об укреплении государства Российского, основные положения обучения и воспитания войск были изложены в «Инструкции пехотного (конного) полка полковнику». «Инструкции» указывали, что главной обязанностью полкового командира является «честь и право полка своего весьма удерживать». Его первый долг и забота должны были быть «о пользе, службе, чести и сохранении полка».




    Портрет неизвестного офицера на фоне пейзажа. Художник К.К. Гампельн
    Воззрения на воинскую службу Екатерины II, находившейся под влиянием учения Вольтера, и одного из главных ее помощников, генерал-поручика И.И. Бецкого наиболее ярко выразились в «Новом уставе сухопутного кадетского корпуса», принятом 11 сентября 1766 г. «Корень всему злу и добру – воспитание», – утверждал Бецкий. Исходя из этого, будущим офицерам старались дать самое разностороннее на то время воспитание. Кадеты, помимо военных предметов, изучали: красноречие, историю, географию, хронологию, языки, нравоучение, естественное право, государственное право, астрономию, рисование, живопись, гравирование, ваяние, архитектуру, музыку, фехтование... Считалось, что необходимо поддерживать в воспитанниках склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивым и сострадательным к бедности и несчастью. С этой целью устраивались праздники для бедных, когда кадеты должны были ухаживать за нищими и калеками, выслушивая рассказы опытных людей.

    С этими военными школами можно сравнить создание в XX в. суворовских военных училищ с семилетним курсом обучения, откуда вышли известные военачальники и деятели культуры.

    Военные традиции были во многом приумножены великим русским полководцем А.В. Суворовым. После штурма Измаила он заметил: «Мы с Кутузовым хорошо понимаем друг друга. Если бы Измаил не был взят, ни меня, ни его не было бы в живых…Жизнь и доблесть офицера – в победе».

    В изданной в XIX в. книге для офицеров «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию» (имеющей подзаголовок «Собрание писем старого офицера к своему сыну») на этот счет сказано следующее: «Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся, общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям».

    Исторически сложилось так, что для российского офицера честь играла главенствующую роль не только в военной карьере, но и во всей его жизни, даже после завершения службы. Ее потеря означала не только конец военной службы, но и лишение определенного социального статуса, так как такого человека исключали из жизни дворянского общества. За нарушение чести полагалось «изгнание офицера из полка без жалованья и пенсии». Уронивший достоинство подвергался осуждению в Офицерском собрании, никто не подавал ему руки.




    Великий князь Михаил Павлович. Художник Дж. Доу
    Лишение мундира или права ношения каких-либо знаков отличия означало лишение воинской чести и служило одним из самых тяжелых наказаний для военного. Иногда оно применялось к подразделению или даже воинской части, нарушившим устав или проявившим малодушие на боле боя.

    В структуре духовных качеств офицера видное место занимает воинский дух. Чтобы стать офицером, надо сродниться с профессией, нужно приобрести многие военные навыки психологического порядка, необходимые в военном деле. Это невозможно добиться без высокого воинского духа.

    При выполнении команд офицеру желательно понимать смысл действий, чтобы не было глупых и роковых промахов. Необходимо хотя бы учиться на своих прежних ошибках, иначе мы будем постоянно повторять их и терять лучшие силы. От отдельного человека многое зависит.



    III.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    5 мин

    - отвечаю на возникшие вопросы,

    - провожу контрольный опрос,

    - отмечаю лучших и выставляю оценки за занятие,

    - заканчиваю занятие.


    написать администратору сайта