Реферат по Гоббсу. Война как форма проявления человеческой природы в философии Т. Гоббса
Скачать 32.31 Kb.
|
«Война как форма проявления человеческой природы в философии Т. Гоббса» Оглавление Введение…………………………………………………………………2 стр. Основная часть 1. Человеческая природа и причины конфликтов по Гоббсу………………….…....2-3 стр. 2. Условия возникновения государства……………………………….…………….….4 стр. Заключение………………………………………………………………5 стр. Список использованной литературы…………………………..…...…..6 стр. Введение Конфликты сопровождают человечество на протяжении многих веков. Многие философы и учёные имели различные точки зрения насчёт возникновения конфликтов и по-разному объясняли их причины. Английский философ 17 века, Томас Гоббс объяснял существование войн и конфликтов между людьми человеческой природой. Именно, в ней, по мнению Гоббса, лежали причины конфликтов. Известен данный философ такими произведениями как трилогия «Основы философии», «Элементы законов, естественных и политических», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», «О свободе и необходимости» и другими. При подготовке данного реферата в основном я опиралась на его труд «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Томас Гоббс изучал социально-политические и правовые вопросы, рассматривал проблему человеческой природы, причины конфликтов и войн между людьми и условия возникновения государства. Человеческая природа и причины конфликтов в обществе Гоббс писал, что все люди в обществе являются равными по своей природе. Относительно физических и умственных способностей природа сделала людей равными. Но если же у одного индивида больше преобладают, например, физические или наоборот умственные способности, чем у другого это не означает их неравенство. Гоббс объяснял это тем, что если рассмотреть людей в соотношении всех их характеристик, то разница между ними не будет так сильно велика, чтобы один индивид превзошёл бы другого Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. и «мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, а другой не мог бы претендовать на него с таким же правом»1. Также если говорить о равенстве всех людей, то Гоббс полагал, что оно ведёт к взаимному недоверию, а взаимное недоверие к войне. Равные способности людей ведут к равенству надежд на достижение каких-либо целей. Поэтому два человека с равными способностями, надеждами и стремлениями, желающие одну и ту же вещь, становятся врагами. Это объясняется человеческой природой. Как говорилось ранее, по Гоббсу, именно в самой человеческой природе заложены причины войн между людьми. Он выделял три основные причины: это соперничество, недоверие и жажда славы. Поэтому, считал Гоббс, люди ведут бесконечные войны, применяют насилие и жестокость к другим людям. По причине соперничества люди враждуют из-за стремления подчинить к себе других людей, как писал Гоббс, «сделаться их хозяевами»2. Они жаждут власти, стремятся добиться более высокого положения по отношению к другим. Те, кто применяют насилие по отношению к другим из-за недоверия, делают это ради собственной безопасности, чтобы защитить себя и своё потомство. Третья причина вражды, жажда славы, считал Гоббс, относится к соображениям нашей чести. Здесь возникают конфликты, связанные с несогласием во мнениях, с ситуациями, когда кто-то проявляет неуважение к вам или членам вашей семьи. То есть, когда честь и самооценка человека становится под угрозой, он начинает защищаться и враждовать с обидчиком. Условия возникновения государства По природе человека Гоббс рассматривал его как существо эгоистическое, завистливое и ленивое, а первоначальное, естественное состояние общества как «войну всех против всех». Естественное состояние общества определяется как периодом общества, когда люди не заключили общественный договор о создании государства и иные договоры и соглашения. При таком состоянии общества возникает насилие и жестокость, такое общество имеет тенденцию самоуничтожения. Эгоистическая природа человека, постоянные конфликты и войны, возникающие в обществе, привели к тому, люди заключили между собой договор о создании государства, специальной структуры, которая должна контролировать отношения в обществе, правилам которой человек должен был подчиняться. То есть, сам конфликт послужил «побуждающим фактором к договору»3. Государство возникает на основе общественного договора. И его целью является упразднить естественное состояние людей, устанавливая определённый порядок и контроль над обществом, чтобы обеспечить мир и безопасность в этом обществе. Гоббс писал, что государство – это общая власть людей, которая защищает от нападений со стороны врагов и внутренних разногласий в обществе, возникавших на несправедливости. Заключение В своей работе «Левиафан» Гоббс затрагивал проблемы человеческой природы, конфликтности людей. Негативно оценивая человеческую природу, философ предлагал способ её преодоления исключительно применением государственного насилия. Человеческая природа враждебна для общества. И живя вне государства, люди ведут бесконечные войны, уничтожая друг друга, не соблюдая никаких законов и норм. С помощью общественного договора люди могут создать такое государство, чтобы оно могло контролировать и подчинять природную часть человеческой жизни. Тогда, по мнению Гоббса, сможет существовать прочное государство, обеспечивающее мир и защиту своим людям. Контроль со стороны государства может сдерживать человеческую природу, минимизировав конфликты и войны в обществе. Список использованной литературы Алексеев П.В. История философии - М.: Проспект, 2009 г. - 240с. (Нет в сносках в тексте) Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - Т.2. - М.: Мысль, 1991. - 731с. Черепанова, Е. С. Философия конфликта // Черепанова, Е. С. учеб. пособие - М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. –Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 196 с. 1 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. С. 84. 2 Там же. С. 86. 3 Черепанова, Е. С. Философия конфликта Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. С. 123 |