Главная страница

Быт рядового римлянина в эпоху Октавиана Августа. волгоградский государственный университет институт истории, международных отношений и социальных технологий


Скачать 194.93 Kb.
Названиеволгоградский государственный университет институт истории, международных отношений и социальных технологий
АнкорБыт рядового римлянина в эпоху Октавиана Августа
Дата24.11.2022
Размер194.93 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаKursovaya_1_kurs_1 (4).rtf
ТипДокументы
#810888

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра отечественной и всеобщей истории, археологии

Роль рабства в древнеримской экономике

Введение…………………………………………………………….....2-10

Глава I. Патриархальное рабство в Древнем Риме, его суть и особенности…………………………………………………………………..11,12

Глава II. Классическое рабство в древнем Риме…………………...13-17

Глава III. Классическое рабство в Древнем Риме………..………...18,19

Заключение….......................................................................................20,21

Список использованных источников и литературы.........................22-25

Введение
Перед написанием курсовой работы я должен определить актуальность выбранной мной темы. Исследуемая мной тема является актуальной, так как проблема рабства и применение рабов в экономике Древнего Рима всегда вызывала интерес у отечественных и зарубежных ученых. На данную тему существует множество дискуссий, например, одна из них – это значимость и влияние древнеримского рабства в античном мире и на сам Рим. Данная тема уже затрагивалась многими учеными прошлого и позапрошлого века, например, Василием Ивановичем Кузищиным, Анри Валлоном и Еленой Михайловной Штаерман.

А.Валлон в своем труде” История рабства в античном мире” дал полную сводку материалов об античном рабстве и сделал вывод о рабовладельческом характере античности в целом. Валлон посчитал рабство как причину, приведшую к упадку как греческого, так и римского общества.

В.И.Кузищин в книге “Античное классическое рабство как экономическая система” рассмотрел и описал классическое рабство в Древнем Риме, проанализировал положение и трудовую деятельность рабов на виллах, сравнил и изучил трактаты древнеримских авторов Коллумелы, Варрона, Цицерона, процитировал их мнения насчет организации труда и ведения хозяйства на виллах.

Е.М.Штаерман в своих исследованиях опираясь на источники, дала оценку классическому древнеримскому рабству. По ее мнению, переходом к классическому рабству стало развитие производительных сил, которые требовали дополнительной рабочей силы после запрета на долговое рабство. Е.М.Штаерман считала, что кризис произошел в связи с широким распространением классического рабства, которое стало основой римской экономики. Виллы стали вытеснять маленькие крестьянские земли и множество крестьян остались без земель, что в итоге послужило социальной борьбе богатых и разорившихся крестьян. Во времена империи классическое рабство достигает своего апогея, рабы были не заинтересованы в труде, а соответственно добиться больших результатов от них было нельзя.

Проблемой моего исследования является определение пути эволюции древнеримского рабства в экономике.
Далее следуют задачи, которые должны помочь мне достигнуть цели работы. 
Задачи таковы:
1. Проанализировать источники по рабству в экономической сфере Древнего Рима.
2. Описать суть и особенности патриархального рабства в Древнем Риме.
3. Изучить и описать классическое рабство в Древнем Риме.
4. Раскрыть причины экономической эволюции рабства в Древнем Риме.
Целью моей курсовой работы является анализ и изучение пути развития и упадка рабства в экономике Древнего Рима.

В роли объекта в изучении выступает поступенчатое экономическое развитие рабства и рабского труда в различные периоды Древнего Рима.
Под предметом будет подразумеваться рабство в экономической сфере Древнего Рима.
Перед тем, как приступить к исследованию, необходимо рассмотреть ряд источников. В частности, к источникам будут относиться труды Варрона, Катона, Коллумелы и Цицерона, в которых изложены принципы построения и организации рабского труда в определенные промежутки времени, на определенных формах частной собственности.

Марк Теренций Варрон, ученый-энциклопедист, родившийся примерно в 116 году до н.э. в городе Риети и умерший вскоре после 56 года до н.э. Был общественным деятелем, занимал различные административные посты и участвовал в военных кампаниях.

Им было написано множество трудов, но одним из самых фундаментальных был его трактат «Сельское хозяйство» в котором он отводил рабам, которых он называл «Орудие говорящее» основную роль работников на садах, полях и виноградниках. Он говорит о рабах подробно, каких покупать и как с ними обращаться, при этом ссылаясь на советы Кассия, еще одного древнеримского ученого, который считал раба «вещью», но советовал создавать им нормальные условия жизни. Варрон позволял иметь рабу семью и собственность в виде скота (пекулии), наставлял поощрять рабов за хорошо сделанную работу и стараться располагать к себе начальников. Целью таких подачек, было желание более расположить рабов к работам - “Прилежнее к работе они становятся, если хозяин щедрее оделяет их пищей, не скупится на одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые льготы, например, разрешает пасти в имении свою скотину и т. Д”.1 Но в тоже время Варрон не позволял рабам вести разгульный образ жизни - “надо, чтобы рабы из имения не бросали работу и не разгуливали, празднуя по будням, вместо того, чтобы делать дело и прибавлять доходности имению”. Не позволял рабам покидать имения без разрешения виллика, который являлся своего рода назначаемым начальником над рабами, его обязанностью было – следить за рабским контингентом. Виллику разрешалось иметь семью, что позволяло хозяину сильнее держать его в руках.

При покупке рабов, следует уделять внимание разнородному национальному составу, дабы рабы не смогли сговориться против хозяина, из-за языковых барьеров между ними.

Варрон изучил трактаты Сазерны и Катона, которые в своих трудах рассчитали необходимое количество рабов для эксплуатации на определенных сельскохозяйственных участках. По мнению Варрона, эти подсчеты являются неверными, поскольку сопровождаются лишними расходами и не имеют в себе четко установленных норм. Он считал, что в этих расчетах не было учтено географическое расположение поместья, а от агрономического трактата, по его мнению, требуется применение в любых природных и географических условиях. В отличие от Катона, который уповал на размер виллы и специализацию, Варрон считал, что основным признаком хорошего поместья является: плодородная земля и ее пригодность для выращивания разнообразных агрономических культур, а не количество рабов на участке. Если же вилла находится в месте с плохим климатом, то лучше воспользоваться батраками, нежели чем, своими рабами, ведь по сравнению со II веком до н.э. эры, когда рынки были забиты рабами, в I веке до н.э. число рабов заметно сократилось в связи с восстаниями рабов и покоренных территорий, например Спартака 73-71 гг. до н.э., а так же в связи некоторым, по сравнению со II веком до н.э. спадом внешней политики. Из-за этого, цены на рабов в разы возросли, а значит, здоровье раба стало цениться намного сильнее. Поэтому советы Варрона и основаны на таких спадах и гнетущем опыте прошлых десятилетий.

Еще одним источником является труд Марка Порция Катона Старшего, который называется "О земледелии".

Катон, родившийся во втором десятилетии I века н.э. и погибший в 149 г. до н.э., был одним из крупных энциклопедистов и историков античности, служил в легионах с последующим карьерным ростом, до определенного периода был общественным деятелем.

В своем трактате, он подробно рассказывает про деятельность и про положение рабов в своем поместье. Катон рассказывает про обязанности вилика-надзирателя за рабами "вот обязанности вилика. Он должен завести хороший порядок, соблюдать праздники; чужого в руки не брать; свое охранять тщательно. Он разбирает споры рабов; если кто в чем провинился, он хорошенько наказывает виноватого, смотря по проступку."2 Виллик у Катона предстает человеком занятым, деятельным и подающим пример рабам. Он позволяет иметь вилику жену (ключницу), которая так же выполняет ряд задач по наблюдению за работами. По выражению Катона, она не должна быть распущенной и бездеятельной, должна хорошо вести свое хозяйство и почитать мужа и хозяина. В пятидесятых главах описывается содержание рабов: говорится о размерах пайка и вина, которые зависят от времени года, условий работы и положения раба, так же описывается приварок и одежда, которая состояла из туники и плаща.

На вилле Катона существовали надсмотрщики и черпальщики масла. В обязанности надсмотрщика входило: стережение погреба, давильни и наблюдение за правильным приготовлением масла.

Помимо рабов Катон предусматривал использование работников, нанятых за деньги или долю урожая. Они могли собирать упавшие маслины и виноград, косить сено. Однако вилику давались указания не задерживать наемных работников в поместье более одного дня.

У Катона весь рабский персонал разделен на сельских работников и городских слуг. Сельские рабы находятся только в поместье и обладают всеми необходимыми средствами существования и даже имеют право на праздники. В Катоновском имении явно прослеживается разделение труда, выделяются работники, специализирующиеся на разных отраслях хозяйства: оливководы, садоводы, пастухи, пахари и виноградари.

Под последним источником рассмотрю работу еще одного, чуть более позднего, по сравнению с Варроном и Катоном автора, а точнее труд Луция Юния Модерата Коллумелы - " О сельском хозяйстве"3.

Луций Коллумела родился в IV году н.э. на территории Испании в городе Кадис и обладал несколькими имениями в Италии. Его труд является неким обобщением выводов и теорий, сделанных учеными до нашей эры и начале наших веков в сфере сельского хозяйства.

Он описывает помещения для рабов, для свободных он дает информацию лишь о том, что их помещение должно быть равноденственное обращено на юг. Для колодников же должен быть оборудован подвал с маленькими окнами, до которых невозможно дотянуться, предположительно это эргастул. Дом вилика должен находиться возле ворот, чтобы наблюдать за входящими и выходящими под прямым присмотром префекта. Пастухи и пахари живут возле хлевов. В конце концов, все помещения для рабов должны находиться рядом друг с другом. Так же для рабов советовалось ставить бани, где бы они мылись только по праздникам.

Колумелла настоятельно рекомендовал отдавать поместья, которые владелец посещает редко, под аренду колонам, поскольку без должного внимания к имению, которым не обладали рабы, все может пойти не по желанию собственника. Схожего мнения придерживался и Варрон.

Еще одним советом является – правильный выбор вилика. Основными чертами вилика должны быть порядочный возраст, дабы его слушались рабы всех возрастов, трудолюбие и, хотя бы основные знания в сельском хозяйстве. Впрочем, таких положений придерживались предшественники Колумеллы.

В отношении к рабам он придерживается тактики своеобразного поощрения и втирания в доверие. Колумелла рекомендует советоваться с рабами “они охотнее берутся за то дело, о котором, как они думают, с ними совещались и которое предпринято с их совета.”4

После, автор говорит о распределении рабочих - кто к какой работе горазд. Пастухи и пахари должны быть сильными и крепкими, а также обладать сильным и громким голосом, дабы животные слушались. Виноградарь должен быть приземистым и мускулистым, а также обладать сметливым умом. У Колумеллы виноградарями в основном являются колодники. Он объясняет это связуясь с требованиями к виноградарям и считает, что закованные рабы как никто другой обладают сметливым умом и силой. Однако, непонятно почему это так, возможно, Колумелла считал, раз часть рабов смогла затеять хотя бы подобие бунта, то она уже отличается от остальной части быстротой и сметливостью ума. Возможно, это связано с тем, что безопаснее всего было ставить колодников именно на такой тип работы, ведь над ним велся наиболее тщательный надсмотр.

Колумелла придерживается специализации в поместье, в чем он совпадает с Катоном “Нельзя давать любую работу кому попало; нельзя, чтобы все занимались всем.” Поэтому, он придерживается строгого разделения труда и советует для лучшего контроля над работой, делить рабов на декурии (в среднем 10 человек).


Глава I. Патриархальное рабство в Древнем Риме, его суть и особенности

В первый период римского государства рабство было развито слабо. Рим вел успешные воины в Италии, что начало пополнять республику рабами. Несмотря на победоносные воины, которые позволяли обращать в рабство множество людей, рабство носило патриархальный (внерыночный характер) и раб воспринимался как помощник в доме семьи. Численность рабов же была мала по сравнению с классическим периодом.

В патриархальный период раб еще не становится, по выражению Варрона ‘орудием’ говорящим. Он воспринимался как часть семьи и мог, есть за одним столом с хозяином, иметь свою семью и сбережения. Иногда, хозяин мог оставить раба заглавного пока первый находился в отъезде. Поскольку хозяин чаще всего отдавал предпочтение трудовой деятельности в деревне, то и подневольник, в основном, помогал ему с сельскохозяйственной деятельностью, хотя и мог услуживать в городе. Так же раб мог иметь при себе пекулии (лат. собственность) — имущество, с обязательством выплаты части прибыли хозяину. По упоминанию Валлона помимо внешних источников рабства, были и внутренние, например, за неуплату долга должник был обязан отрабатывать его под кабалой у заемщика, однако после, этот вид был отменен указом.

Еще одним источником являлись взаимоотношения патроната-клиентелы. Это отношения, существовавшие в древний период Рима и подразумевавшие под собой зависимость клиента от патрона. Л.A. Ельницкий говорит об этом “Для древнейшего же периода представление об архаическом рабстве усложняется еще и тем, что наряду с ним существует, как очень близкое ему и весьма распространенное явление, институт патроната-клиентелы, предполагающий, видимо, различные степени фактической зависимости клиента от патрона.”5

Также, по словам Л.A. Ельницкого, который ссылается на закон Цинция, изданный в 204 г. до. н. э., с юридической точки зрения вольноотпущенник мог приравниваться к рабу. Далее путем критики другого исследователя Моммзена, Л.A. Ельницкий опровергает его точку зрения, доказывающую что, многие рабы являлись на деле вольноотпущенниками, т.к., обладали большой хозяйственной и юридической самостоятельностью. Л.A. Ельницкий приводит, в качестве опровержения, различные эпиграфические памятники в которых зафиксировано куда больше экономических и юридических прав рабов, чем упоминаемых “вольноотпущенников”, Моммзена.

В патриархальный период спрос на рабов был относительно не велик, ведь основным видом экономики было сельское хозяйство, состоявшее из небольших земельных участков, на которых трудилась семья во главе с отцом. Раб являлся помощником семьи, они вместе обрабатывали землю и вместе ели за одним столом, а рабыни помогали жене в ее домашних обязанностях. Из-за относительно небольшой территории на тот момент, Рим не сильно желал эксплуатировать рабов, как в последующие периоды. На них не возлагались какие-либо должности, ибо все они были заняты свободными людьми. Со временем Рим начинает широкую экспансионную политику за пределы государства и вместе с тем, постепенно, патриархальные отношения между хозяином и рабом, в общих чертах, сходят на нет, превращаясь в широко эксплуатируемую систему рабского труда. Но патриархальное рабство еще продолжает существовать в домах богатых господ и лишь дополняется классической рабовладельческой системой.

Глава II. Классическое рабство в древнем Риме

Классическое рабство в Древнем Риме начинается, как правило, со времен стремительной экспансии Рима за пределы полуострова, где-то приблизительно со II века до н.э. Одной из многих причин данной военной активности могло поспособствовать скорое развитие ремесла, торговли и развитие частной собственности, в связи с чем, потребовалось большое количество рабочих рук, которые можно было заполучить только путем завоеваний. По мнению Кузищина, такому стремительному развитию рабовладельческих отношений в Риме поспособствовали, не воины, а характер изменения культурных, политических и социально-экономических отношений. Он считает, что развитие зрелых рабовладельческих отношений у этрусков и в других областях Аппенинского полуострова, в IV-III вв. до н.э., произошло естественным путем, как результат внутреннего развития. А после отразилось на становлении классического рабства в Риме.6

Основным источником пополнения рабов, становившейся тогда империи, стали успешные завоевательные походы и захват огромного количества живой силы, подобная добыча рабского контингента, стала хорошей заменой некоторых исчезнувших внутренних источников рабства. Например, долгового рабства, отмененного еще в IV в. до н.э.. По упоминанию С.И.Ковалева во времена завершения обширных завоеваний империи, т.е. I и II веков н.э., Рим окончательно разбирается с пиратством “искоренение или по крайней мере значительное уменьшение пиратства”7, что также являлось внутренним источником пополнения государства рабами.

В классический период рабство становится одним из основных факторов экономики государства, поэтому, сильно меняется система эксплуатации рабов и отношение к ним. На смену патриархальных взаимоотношений между рабом и хозяином, приходят более жестокие формы использования рабского труда. Вместо натурально-хозяйственных отношений возникает товарно-денежное производство, которое стремится получить большой прибавочный продукт и его реализацию на рынке, что коренным образом отразилось на рабском труде.

Последствием такой нужды в невольном труде, становиться приток огромного потока рабской силы на рынки, а это повлекло за собой стремительное снижение цены на них, поэтому раб начинает считаться "вещью", не имеющей никаких прав. С этого момента начинается глобальная эксплуатация рабов во многих отраслях экономики. Их начинают беспощадно использовать на рудниках в завоеванных территориях, особенно в Испании, в связи с чем, там очень часто вспыхивали рабские восстания. Положение рабов на рудниках было крайне тяжким, ибо никто не заботился об условиях их существования там. К таким работам чаще всего были привязаны ранее бунтовавшие рабы или приговоренные к наказанию, поэтому над каждым из рудников был тщательный надсмотр и жестокие надзиратели.
Валлон разделял рабов в Древнем Риме на две категории: Рабы выполнявшие общественные работы и рабы несшие общественную службу. Рабы первой категории "наблюдали за исправным состоянием водопроводов и дорог, они исполняли как самые неприятные, так и самые тяжелые работы, вплоть до работ в каменоломнях и рудниках, куда обычно ссылали рабов, приговоренных к наказанию".8 Некоторая часть рабов второй категории, выполняла общественные поручения, такие как: бесплатная раздача хлеба, надзор за порядком при празднествах или выполнение роли разнощиков повесток. Другая часть была прикреплена к магистратам, для которых, иметь большое количество рабов при себе было престижным, полководцам, при которых рабы могли служить прислугой, секретарями или писарями. Помимо этого, их назначали кассирами или служителями в храмах. Но основную роль в экономике играли рабы, коих было самое большое количество и которые принадлежали частным лицам.

В этот период появляется новый тип хозяйства-виллы. Это более обширные по размеру поместья нежели, чем в былое время (100 югеров оптимальный размер виллы по словам Марка Порция Катона). На таких поместьях и начинает развиваться классическое Древнеримское рабство. Виллы в основном строили в Риме, Италии, Галлии, ведь на этих территориях была хорошая, плодородная земля. По источникам можно судить о ведении интенсивного типа хозяйства на виллах, ибо рабы были ценным ресурсом на момент наступления классического рабства, как минимум. Количество рабского контингента, по сравнению, с латифундиями было не велико. Все виллы в той или иной мере были специализированы и связаны с рынком, о чем также можно судить по источникам. Однако специализация вилл не была абсолютной. Наряду с интенсивными культурами возделывали ячмень, пшеницу, просо, занимались скотоводством. В отличие от свободных крестьянских хозяйств, виллы были ориентированы на рынок и на сбыт прибавочного продукта.

В свою очередь, хоть и медленно, но появляется и распространяется самый крупный по величине частный участок-латифундия. Впервые этот термин употребляется у Варрона в его труде “ Сельское хозяйство”, что позволяет утверждать то, что латифундии начинают зарождаться, хоть и в небольших количествах, но уже во времена поздней Республики. Это огромное имение в разы превосходит по размерам виллу, например, при Катоне Старшем это было имение в 200 югеров, в период поздней республики около 1000 югеров, а во времена н.э. еще более крупный. Латифундия могла являться развитой формой виллы.

Латифундии начинают полное вытеснение свободных землевладельцев, поскольку аристократы сами занимают все необходимые земли и в итоге им нет необходимости нанимать наемников, когда они могут пользоваться более дешевой рабочей силой-рабами. Поэтому основой такого поместья становиться экстенсивный тип производства, основанный на большом количестве рабского контингента. Но все же это будет характерно для ранних периодов империи, когда Рим все еще ведет успешные завоевательные воины и постоянно пополняет свои рынки дешевыми рабами.

Как замечает В.И.Кузищин, “В любой латифундии часть земли не использовалась под обработку, была превращена в охотничьи загоны или заповедники. Поэтому для ее владельца рентабельность хозяйства не играла большой роли, более важным был социальный престиж”.9

Е.М.Штаерман считала латифундии, которые по размерам в разы превосходили виллы, по большей части, землей, обслуживаемой мелкими землевладельцами и арендаторами, что вернее всего характерно для поздних времен латифундий, когда на смену рабскому труду пришли децентрализованные латифундии с колонами.10

С.И.Ковалев, ссылаясь на Колумеллу, говорит о том, что труд колоннов был по продуктивности почти схож с трудом рабов.11 Но, как и Варрон, Колумелла считает, что предпочтительней обрабатывать землю с плохой почвой и климатом, своими рабами, нежели чем отдавать под руку колоннам. «Однако если климат и почва удовлетворительны, то личное хозяйничанье владельца всегда принесет больше дохода, чем сдача в аренду колонам». Поэтому, можно предположить, что в определенных случаях колонат использовался с целью работы на земле с плохой почвой и климатом.

КОЛОНАТ (позднелат. colonatus) – “форма производственных отношений между крупным земельным собственником и непосредственным производителем - колоном, получившая широкое распространение в Римской империи. При системе К. крупная земельная собственность дробилась на парцеллы - небольшие земельные участки, сдаваемые в аренду колонам, которые постепенно прикреплялись к земле.

Глава III. Причины экономического кризиса рабства в Древнем Риме

Признаки кризиса рабовладельческого сельского хозяйства стали наблюдаться в самой Италии. На место уже устоявшимся виллам пришли латифундии, которые, в конце концов, оказались экономически нерентабельными, в связи с проблемами в управлении и мотивации труда рабов, латифундии стали малорентабельны. Владельцы латифундий пользовались советами своих предков поощрять рабов, однако, из-за огромного количества рабского персонала в поместье, подобные подачки, даже половине рабов, могли вызвать угрозу разорения хозяина. Поэтому если владелец и давал пекулии рабам, значит, скорее всего, хорошо отличившимся или виликам. Возможно, определенными методами, например, такими как выдача крупных пекулий или предоставление более лучших средств содержания, хозяин мог заставить какое-то количество рабов работать с большей мотивацией для достижения желанных подачек. Два отечественных исследователей Н.Н. Белова, М. Я. Сюзюмов, в своей работе “К вопросу о кризисе в Римской империи в III в.”, говорят о сильном изменении отношения к рабам, что дало им больше прав” Рабам стали доверять самостоятельно вести ремесло и торговлю.”12 По мнению, авторов, у рабов возрастает мотивация в связи с появлением шанса на манумиссию - освобождение раба на волю. Поэтому, многие рабы, желая получить свободу, начинают заинтересовываться в качественном выполнении своей работы. Законодательство также пытается содействовать рабам, принимая законы против жестокой эксплуатации. Однако требования знати возрастали, что сильно отразилось на свободном обществе, ибо даже заинтересованные рабы не могли оправдать завышенных требований верхушки. Государство начало облагать свободное население большим налогом и иногда изымать имущество у богатых граждан. В связи, с чем граждане начали разоряться, средние рабовладельческие предприниматели, от которых в основном зависело государство, также потерпело сильное разорение. В связи со всем этим рабы перестали быть мотивируемыми свободой, поскольку они понимали в каком удручающем положении находятся свободные. Это привело к сильному ухудшению продуктивности рабского труда в поместьях.

Спад экспансионной политики во II в. н. э. привел к уменьшению числа рабов, из-за чего повысилась цена на них. Рабовладельцы были вынуждены разрешить рабам заводить семью, для хоть какого-то поддержания их численности.

Основными проявлениями экономического кризиса было: сокращение дешевой рабочей силы вследствие прекращения экспансии, мобилизаций рабов в армию; сильно ухудшилась обработка полей; отказ от некоторых рентабельных сельскохозяйственных культур, которых заменила экстенсивная обработка земли. Еще одной причиной стал результат крайней нерентабельности латифундий, основанных на экстенсивном рабском труде. В связи с большим количеством рабов в поместье, требовался тщательный надсмотр из множества надсмотрщиков, численность которых была настолько велика, по необходимости, что в результате весь прибавочный продукт расходовался на них, из-за чего крупные рабовладельческие латифундии стали терпеть убытки и разорятся. Н.Н. Белова и М. Я. Сюзюмов, берут за основу то, что Римская империя, будучи полисным государством, концентрирует все доходы, ресурсы и рабскую силу в Риме, в связи, с чем друге провинции получают меньше дохода от рабского труда, из-за чего возникают различные споры и противоречия между гражданами.

Заключение

На основе приведенных данных можно сделать вывод, что рабство в Древнем Риме составляло неотъемлемую роль в экономике государства. Однако это больше характерно для классического периода. Как было показано, использование рабов в экономике различных периодов истории Рима, существенно изменялось, чему способствовали различные внутренние и внешние факторы. Если в период патриархального рабства раб не являлся основным и одним из ключевых факторов экономики, то в период классических рабовладельческих отношений он предстает как самый массово эксплуатируемый “ресурс”. Также развивается частная собственность и эксплуатируемые начинают работать на более крупных участках земли в отличие от патриархального периода, когда раб мог обслуживать и помогать хозяину на его небольшом участке. Подобные перемены и само состояние использования рабов в определенных экономических отраслях прямиком зависело от внешних и внутренних факторов. Если в определенный период Рим ведет успешные завоевательные воины, то он пополняет свой рынок дешевыми рабами, если же происходит спад военных походов, то количество рабов уменьшается, а цены на них увеличиваются. Если в патриархальное время и во времена зарождения и развития классического рабства внутренние источники пополнения рабов были также важны, то в поздние периоды государством ведется политика защиты основных прав рабов, что уменьшает право владельцам крупных имений беспощадно их эксплуатировать. В III в. широко распространяется перевод сельских рабов на пекулий: им предоставляют возможность иметь семью, свое отдельное жилище и мелкое хозяйство. С этого времени рабы стали составлять небольшой процент от численности населения Рима. В итоге рабство в Древнем Риме прошло значительный путь, порой занимая второстепенную, а порой одну из ведущих ролей в экономике Рима. Также подобный исторический опыт, показывает насколько это неустойчивая и нестабильная экономическая система, которая способна вмиг подорвать экономику государства, если не разумно пользоваться таким ресурсом, как рабство, которое постоянно нуждается в пополнении новыми рабочими руками. В современном мире шанс появления такого способа производства, в подобных масштабах, крайне низок, в связи со сложившейся геополитической ситуацией в мире и запретах о работорговле в большинстве стран. Однако рабство все еще является актуальным на некоторых территориях, хоть и является нелегальным.

Список использованных источников и литературы:

1. Варрон. Сельское хозяйство. / Пер. М. Е. Сергеенко. М.-Л.: Издательство АН СССР. 1963. 220 с.

2. Марк Порций Катон. Земледелие. / Пер. и комм. М. Е. Сергеенко при участии С. И. Протасовой. (Серия «Литературные памятники»). Отв. ред. И. И. Толстой. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 220 с.

3. Колумелла, Плиний // О сельском хозяйстве. / Пер. М. Е. Сергеенко. Под ред. и с вступ. ст. М. И. Бурского. (Серия «Классики естествознания»). М.-Л.: Сельхозгиз. 1937. 302 с. 2-е изд. М.: Сельхозгиз. 1957. 352 с. 157—212.

4. Валлон. А.История рабства в античном мире. - Смоленск: Русич, 2005. - 640 с, ил. - (Популярная историческая библиотека).

5. Е. М. Штаерман. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964, с. 69—88.

6. В.И. Кузищин. Римское рабовладельческое поместье II в. до н. э. — I в. н. э. М., 1973.

7. История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под ред. В.И. Кузищина. — 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2002. — 383 с: ил.

8. Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII — II вв. до н. э. М., 1964.

9. Белова Н.Н., Сюзюмов М.Я. К вопросу о кризисе в Римской империи в III в. Н.э // Античная древность и средние века. — 1978. — Вып. 15. — С. 5-22.

10. С.И.Ковалев. История Рима.” экономика и социальные отношения I-II вв.” Под ред. проф. Э. Д. Фролова. — СПб.: Полигон, 2002. — 864 с.: ил.


1 Варрон. Сельское хозяйство. / Пер. М. Е. Сергеенко. 220 стр. (см.Гл.XVII, 7)

2 Марк Порций Катон. Земледелие. / Пер. и комм. М. Е. Сергеенко. (см.Гл.V,1)

3 Книги 1, 3. // О сельском хозяйстве. (Катон, Варрон, Колумелла, Плиний). / Пер. М. Е. Сергеенко. С. 157—212.

4 Книги 1, 3. // О сельском хозяйстве. (Катон, Варрон, Колумелла, Плиний). / Пер. М. Е. Сергеенко. С. 157—212. (cм. Книга 1, глава 7, 15)

5 Ельницкий Л. А.

6 История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII — II вв. до н. э. М., 1964.

7 С.И.Ковалев. История Рима глава VIII.” экономика и социальные отношения I-II вв.”

8 Валлон.А История рабства в античном мире. - Смоленск: Русич, 2005. - 640 с, ил. - (Популярная историческая библиотека).

9 Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н. э. — I в. н. э. М., 1973.

10 Е. М. Штаерман. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964, стр. 69—88. 

11 С.И.Ковалев. История Рима глава VIII.” экономика и социальные отношения I-II вв.”

12 Белова Н.Н., Сюзюмов М.Я. К вопросу о кризисе в Римской империи в III в.


написать администратору сайта