география. Вопрос 1. Определяя форму правления в ранней Римской империи, одни исследователи характеризуют ее как монархию, другие как диархию. Насколько, на Ваш взгляд, правы те и другие Дайте собственную оценку государственному строю принципата
Скачать 79.17 Kb.
|
Вопрос №1. Определяя форму правления в ранней Римской империи, одни исследователи характеризуют ее как монархию, другие - как диархию. Насколько, на Ваш взгляд, правы те и другие? Дайте собственную оценку государственному строю принципата …Если мы обратимся к более далекому прошлому - истории Древнего Рима, - то увидим, что первые ростки народного представительства и образцы представительных органов, статус, порядок формирования и распределение полномочий которых были взяты за основу парламентского строительства многих стран мира, зародились именно там. Определенно, монархистом, с жесткими правилами правления, был Август. В конце XVII и в XVIII в. вопрос об Августе неоднократно затрагивали французские историки и публицисты. В большинстве случаев их суждения не отличаются от политических взглядов придворных, прославлявших Августа как милостивого монарха. Кто-то считал его милостливым, кто-то жестким монархом. В оппозиционных кругах складывалось отрицательное отношение к основателю Империи. Человек без стыда, без веры и чести, лукавый и неблагодарный... скупой и кровожадный, спокойный в своих преступлениях, в государстве, имеющем правильное устройство, был бы приговорен к высшему наказанию за самые первые свои преступления. В настоящее время можно оценивать Августа как чудовище ловкое и счастливое . Как лукавый тиран выступает Август у Монтескье: Август «установил порядок, иными словами, долговременное рабство» . Гиббон пытается охарактеризовать отношение различных групп населения к падению республиканского режима, подчеркивает роль легионов, дает обзор полномочий Августа и его отдельных мероприятий. Но личные мотивы исторического деятеля играют у Гиббона громадную роль. Холодный ум, бесчувственное сердце и трусливый характер заставили его, когда ему было девятнадцать лет, надеть на себя маску лицемерия, которую он впоследствии никогда не снимал... Его добродетели, также его пороки были поддельные, и, сообразуясь с тем, чего требовали его личные интересы, он сначала был врагом римского мира, в конце концов, сделался его отцом. Он хотел обмануть народ призраками гражданской системы управления. Вместе с тем труды Э. Гиббона явился крупным исследованием по истории Древнего Рима, посвященным в основном более позднему времени, но касающимся и начала принципата. В книгах уделяется значительное внимание императорской власти и, в частности, показано усиление произвола и деспотизма императоров. Однозначно, что те реформы, которые проводились в Римской империи в в правление Диоклетиана, смогли продлить существование гигантской державы на долгое время. Сохранявшийся со времен Августа принципат как форма правления уступил место доминату: императорская власть приобрела характер абсолютной монархии, императора стали называть не «принцепс», а «доминус» - государь. Кроме того, ему воздавались божественные почести. При монархии император считался безраздельным господином как свободного, так и несвободного населения государства, а в придворный церемониал вошел также обычай преклонять колени перед монархом и т. п. Исследуя историю Рима, ясно, что Римский Сенат пережил несколько трансформаций. Судя по отрывочным, подчас мифологизированным историческим источникам, его статус в царский период, во времена ранней и поздней республики, Римской империи значительно отличался. Сенат в Древнем Риме возник как совет старейшин 300 патрицианских родов при рексе (царе) около XVI века до Рождества Христова. Тогда римляне тогда жили родами. Эти самые триста родов были объединены в три трибы и, по существу, составляли римский народ. Это были только коренные, старые жители Рима. Таких называли «патрициями». Только они были полноправными гражданами. Государственное устройство повторяло семейные отношения. Во главе рода стоял старейшина, который избирался всеми членами рода. Царь тоже избирался народным собранием, состоявшим из мужчин-воинов. Должность эта была пожизненной и не переходила по наследству. В дальнейшем, как правило, рекс сам назначал своего преемника, а в случае, когда он умирал, не сделав этого, власть переходила в руки Сената. Из числа сенаторов (по жребию) выбирали временного царь. Если в течение пяти дней он не успевал подыскать человека, которого можно было бы предложить в цари, то сам назначал нового, временного, и тот поступал так же, пока не был избран царь. Однако, принципат - это уже монархия. Вопрос о принципате неоднократно затрагивали французские историки и публицисты, иногда прославлявшие Августа как милостивого монарха. Ясно, что мнения их неоднозначны. Так, министр просвещения Наполеона III Дюрюи рассматривал переход к империи как положительное явление. В то же время в оппозиционных кругах складывалось отрицательное отношение к основателю Империи. Примером тому могут служить произведения Монтескье, противника бонапартистов Жан Жака Ампера, считавшего основанную Августом империю концом римской жизни. Однако, существовало и такое понятие, как двухпалатный парламент Древнего Рима. В него входили народные собрания и сенат. Образовавшаяся система была двоевластием («диархией») сената и императора: власть императора происходила от армии и представляла всех подданных империи, сенат выступал от имени Римского государства, овладевшего миром. Теорию диархии в числе первых поддержал историк римского государственного права П. Виллемс. Очень близок к Моммзену О. Карлова, концепция которого отличается от теории диархии только частностями, так, он считает основой власти императоров и прямо отрицает установление монархии в Риме после гражданских войн I в. до н.э. По мнению многих историков, Август в своей политике следовал не Цезарю, стремившемуся к превращению Рима в монархию, а Помпею, которого можно считать основателем принципата: политической системы, при которой полнота власти принадлежит сенату, а его охранителем и защитником является принцепс. Предмет дискуссии не исчерпан и в наши дни. Теория «двоевластия», пусть в измененной форме, появляется на страницах научных трудов снова и снова. Выдающиеся работы древних историков не оставили сомнений у позднейших исследователей по крайней мере в том, что в системе принципата существенной реальностью был республиканский элемент, наряду с которым появилось и нечто новое. Теория Моммзена привлекла внимание историков к изучению принципата Августа: одни вслед за Моммзеном считали его диархией, другие не соглашались с этим выводом. Рассмотрев источники публикации историков того времени, я считаю, что принципат рассматривался как особая магистратура, подчиненная закону, которая основывалась на определенных принципах, которые, в свою очередь, лежали в основе римского государственного права. Основой власти принципата, все же, считются магистратские полномочия, не выходящие за рамки республиканской конституции. Следовательно форма правления эпохи ранней империи ближе по своим публично-правовым принципам к эпохе республики, чем к эпохе поздней империи, когда устанавливается абсолютная монархия. Однако, с другой стороны форма правления республики схожа с республикой по причине исключительного положения императора, но нельзя говорить и о монархии, поскольку сенат юридически оставался высшим государственным учреждением. Итак, на основании разделения власти между сенатом и принцепсом, все же правильно отнести строй ранней Римской империи к диархии. Вопрос №2. В эпоху развитого Средневековья в брачном праве стран Западной Европы господствовали нормы канонического права, однако применялись и нормы местного территориального права. Проведите сравнительный анализ этих норм в разных странах Западной Европы.\ Эпоха имеет лишь начальную точно обозначаемую грань - распад и падение Римской империи, которая в политическом и культурном отношении была своего рода кульминацией античного общества. Конечная грань эпохи растянулась на много веков, для разных народов Европы и Азии пришедшийся то на XVI, то на XVIII в. Особое место в процессе формирования общеевропейского брачного права в средние века отведено каноническому праву. Каноническое право принесло с собой ухудшение правового положения именно женщин. Именно из римского семейного права бралось самое худшее. Например, был установлен брачный возраст - 12 лет для девочек и 14 - для мальчиков. Каноны играли роль в реальной жизни средневекового гражданина. Это было отчетливо видно и при рассмотрении брачных запретов, связанных с недопущением венчальных браков между представителями разных социальных страт. Формально даже представителям высших сословий не было дано права нарушать в браке сословные границы. Но летописные сообщения о распространенности сожительства князей с простолюдинками создают представление о достаточно условном соблюдении этого предписания. Креститель Руси великий князь Владимир был сыном великого князя Святослава Игоревича и ключницы его бабушки; один из галицких князей получил даже «отчество» - правильнее назвать его прозвищем или «матерством») по имени своей незнатной и не венчанной с отцом матери (Настасьич). Несмотря на все поучения о том, что мезальянс ведет ко «злу и неистовству», несмотря на существование правила, по которому женившийся на несвободной терял свой высокий социальный статус и принимал статус жены, такие браки продолжали существовать. О том, как они оценивались общественным мнением, данных в писаниях нет. При сопоставлении брачных предписаний в некоторых странах средневековой. При сопоставлении брачных предписаний в некоторых странах средневековой Западной Европы и России обращает на себя внимание для обоих рассматриваемых регионов право господина разрешать и формировать браки между принадлежащими ему крепостными крестьянами. Семейные отношения в эпоху средневековья строились на принципе власти отца и мужа, несмотря на то, что в разных местностях это было различно. Например, на севере Франции взаимоотношения между супругами, а также между родителями и детьми были свободнее. Имущественные отношения были построены на общности имущества, которыми управлял и распоряжался муж как глава семейства. На юге Франции сохранилась римская власть домовладыки, общности имущества не было. Муж получал приданое, которым он управлял в течение брака и которое возвращалось жене после смерти мужа. Там же было распространено наследование по завещанию . Именно под влиянием римского права было широко распространено наследование по завещанию. На севере Франции завещания были ограничены: завещатель не мог устранять законных наследников. Феодальные владения, во избежание их дробления, переходили только к старшим наследникам мужского пола. Женщины, за исключением некоторых случаев, не наследовали имуществ. Все эти отношения регулировались именно каноническим правом, на основе вероучения католической церкви, поскольку в условиях феодальной системы церковь была носителем феодальной идеологии, и освещала своим авторитетом все отношения в обществе. Однако, действовавшего в ряде европейских стран права запрещать браки с крестьянами иного социального положения, в том числе свободными, у русских вотчинников и помещиков не было (имелось, как уже сказано выше, лишь дидактическое пожелание в канонических текстах). Это оказывало прямое влияние на демографическое поведение русских крестьян. Со времен «Русской Правды» (XI в.) число социально-смешанных браков к XVII в. не уменьшилось, порождая многочисленные судебные разбирательства о том, к какому социальному рангу следует причислять в них «женок» и «чад» холопов. Интересен факт, что в конце XVIII - начале XIX в., дальновидные помещики ничуть не противились появлению среди крестьян браков малоимущих крепостных с выкупившимися зажиточными крестьянами: граф Н. П. Шереметев вообще считал, что тому надо «всеми мерами способствовать, а не развращать бедностию» . Возвращаясь к вопросу о средневековых брачных ограничениях в системе православного канонического права, очевидно, что нормы христианской морали позволяли не более двух браков в жизни. В феодальных республиках позволялся и третий брак после смерти второго супруга (супруги) - «аще кто будет млад, а детей не будет ни от перваго брака ни ото втораго». Четвероженца же если не проклинали, то надолго лишали причастия: «первый брак - закон, второй - прощение, третий - законопреступление, четвертый - нечестие, понеже свиньское есть житие». Эти нормы дожили без изменений до Стоглава. Очень строгими были в средневековой Руси и Московии XVI в. брачные запреты, связанные с инцестом. Запрещалось вступление в брак не только с лицами, близкими по крови, но и по свойству, а также родству возможному или будущему. Родственниками же считались люди, имевшие отношение друг к другу, начиная с 6-й степени родства и свойства, а интимной связью между ними объявлялись даже объятия и танцы с ними. Однако, летописи XI-XVI вв. не приводят примеров близкородственных браков (например, между кузеном и кузиной). Сохранение невинности до брака древнерусские законы не рассматривали как условие для его заключения. Девственности до брака они требовали только от невест священнослужителей, а с людей мирских брался штраф, если «замуж пошла нечиста». Рассматривая брачное право Византии, явно, что здесь брак также регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь. Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требования: достижение брачного возраста (для невесты - 12 лет, для жениха - 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях. Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа. Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии. Расторжение брака путем развода производилось по судебному решению. Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата). Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого. Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое. Англия. Брачно-семейное право Англии в значительной мере определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Оно также находилось под сильнейшим влиянием канонического права. Ряд важнейших норм канонического права, например, церковная форма брака, запрещение двоеженства и пр. нашли непосредственное закрепление в законе. На пример, статут 1606 года относил двоеженство к фелонии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Английская средневековая семья носила патриархальный характер. Правовой статус замужней женщины был крайне ограничен. Ее движимое имущество переходило к мужу, в отношении недвижимого имущества устанавливалось его управление. Замужняя женщина не могла самостоятельно заключать договор, выступать в суде в защиту своих прав. Относительно большей дееспособностью пользовались замужние женщины в крестьянских, ремесленных и купеческих семьях, там, где действовали соответствующие нормы обычного права. Они могли управлять своим имуществом, заключать договора, заниматься торговлей. Развод признавался англосаксонским обычным правом. Женщина, уходя из семьи мужа в случае развода или в случае смерти мужа, получала свою долю семейного имущества (движимое имущество, скот, деньги). Каноническое право, как известно, не допускало развода. Разрешалось лишь при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов, «отлучение от стола и ложа». В исключительных случаях развод мог быть, вероятно, разрешен папой римским, а впоследствии английским парламентом. Отказ папы в признании развода Генриху VIII стал, как известно, непосредственным поводом к полному разрыву английских королей с римской курией и установлению своего верховенства над английской церковью. Внебрачные дети не признавались, учитывая отношение к ним не только католической церкви (как рожденным в грехе), но и баронов. Робкие попытки церкви допустить узаконение внебрачных детей последующим браком родителей встретили упорное сопротивление последних. Это было связано с той же охраной феодального землевладения, так как узаконение детей расширяло круг потенциальных наследников. Мертонский статут 1235 года прямо запретил узаконение внебрачных детей. В феодальной Англии не было какой-либо единой системы наследования. Особый, медленно меняющийся порядок перехода по наследству реальной собственности отличался от наследования личной собственности. «Общее право»не знало завещательного распоряжения. Оно фактически было введено вместе с институтом доверительной собственности, который и стал со временем определять весь порядок получения наследства несовершеннолетними и по закону, и по завещанию, так как в любом случае требовалось назначение доверительного собственника для управления их имуществом. Брачно-семейное право средневековой Сербии является типичным образцом становления и развития этой отрасли права в славянских странах. Элементы брачно-семейных отношений формировались у населения, приживавшего на территории Древнесербского государства в рамках правового обычая и судебной практики. В Сербии самым древним способом было похищение невесты женихом. Похищение женщин, как способ заключения брака, был известен сербам и хорватам с древних времен и практиковался до конца XIX в., несмотря на жесткие санкции государства. Об использовании данного обычая при заключении брака в Древней Руси свидетельствует ст. 2 Краткой редакции «Устава князя Ярослава» (середина XI в.). Она гласит: «Аже, кто умчить девку или насилить, аже боярьская дчи, за сором еи 5 гривен золота, а епископу 5 гривен золота; а менших бояр гривна золота, а епископу гривна золота; добрых людеи за сором 5 гривен серебра, а епископу 5 гривен серебра; а на умычницех по гривне серебра епископу, а князь казнить их». Эта статья направлена против языческого обычая умыкания невест и оговаривает два случая: добровольное и насильственное умыкание. Наряду с похищением, другим распространенным способом заключения брака была покупка жены. Нередко выкуп вносил жених или представители его рода с целью возмещения убытков семье невесты и предотвращения кровной мести. Типичным выкупом в Сербии за будущую жену была передача женихом обуви и одежды семье невесты. С другой стороны, классовая дифференциация в сербском раннефеодальном обществе повлекла за собой массовое разорение крестьянства. Уплата выкупа за невесту стала вызывать большие затруднения. Именно поэтому широкое распространение получил третий способ заключения брака, когда невеста сама переходила в дом жениха. Данное положение исключало необходимость вносить выкуп ее семье. Итак, анализ нормативной и исторической литературы позволил сделать вывод, что формально осуждаемых, но фактически допускаемых форм внебрачных союзов было много. Вместе с ранним брачным возрастом, практическим отсутствием контрацепции и высокой рождаемостью, социогеографическими факторами (наличием значительного количества свободных территорий, малочисленностью городского населения и несущественностью издержек урбанизации) они создавали условия для избыточности воспроизводственных возможностей. Однако различия между «нормой» и «реальностью» заставляют нам задуматься, насколько были верны, законопослушны наши предки, о соответствии их повседневного быта пожеланиям канонического права. брачный право принципат империя 3. Тестовая часть Как следовало поступить с рабом, привезенным в Старовавилонское царство из другой страны, если он оказался свободнорожденным вавилонянином (по Законам Хаммурапи): в) освободить без выкупа Какое ведомство возглавлял канцлер (первый министр) в империи Хань: б) финансовое Назовите высший апелляционный судебный орган в Аттике в классическую эпоху: б) гелиэя На какого магистрата в Риме не распространялось право интерцессии: в) на диктатора Что такое владение в классическом римском праве: в) фактическое обладание вещью с намерением считать ее своей Что такое бенефиций у франков: б) условное держание земли, передающееся по наследству Какое лицо обладало «прямым правом собственности» на феод в средневековой Франции: а) сеньор Какое положение занимал Парижский парламент в государственной системе Франции XIII-XV вв.: б) это высший судебный орган Какой из указанных английских парламентов получил название «Образцовый»: б) парламент 1295 г. К какой школе изучения римского права принадлежал Бартоло де Сассоферрато: б) к школе постглоссаторов Список литературы 1. Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов Учебник. - 453 с. . Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран / Учебное пособие - М.: ФОРУМ, 1999-488 с. . Вольтер М.-Ф. Принцесса Вавилонская. Издательство «Всемирная литература», 1919. . Гайворонская Я. В., Самусенко Т. М. Теория государства и права. Издательство ДВГУ 2000. . Гринин Л. Е. Генезис государства как составная часть процесса перехода от первобытности к цивилизации //Философия и общество// 2006. . Гринин Л. Е. О стадиях эволюции государства. Проблемы теории./ История и современность, 2006, № 1: 3-45. 7. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи в 7 томах. - М.: Терра. 2008. 8. Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. 2002. - 414 с. . Монтескьё Ш. Избранные произведения. - М., 1955. . Мачульская И. Парламентаризм «и опыт, сын ошибок трудных» // Сенатор// - СПб, 2009. - С.3. . Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. - М., 1942. - С 86. |