Главная страница
Навигация по странице:

  • Действующие лица

  • Слонимский театр

  • М.К. Огинский.

  • ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. Вопросы к экзамену история искусств музыкальное искусство


    Скачать 176.84 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену история искусств музыкальное искусство
    Дата12.10.2022
    Размер176.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #729563
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    ОБЗОР ОПЕРНОГО И БАЛЕТНОГО ТВОРЧЕСТВА.

    СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ

    Сергей Прокофьев среди крупнейших советских композиторов занимает одно из первых мест. Его богатое творческое наследие получило широкое признание в Советском Союзе и за рубежом. Прокофьев оставил более 130 произведений, в числе которых 8 опер, 7 симфоний, оратории и кантаты, инструментальные концерты и ансамбли, многочисленные фортепианные произведения, романсы, песни, музыка для театра и кино. В своих лучших сочинениях, отмеченных глубиной содержания, неисчерпаемой фантазией, ярким своеобразием, высоким художественным мастерством, Прокофьев продолжает и развивает традиции русской классики.

    Его музыке, полной оптимизма, свойственны энергия и напористая стремительность развития, упругие ритмы, широта мелодического дыхания, чистый, светлый лиризм, черты возвышенного эпоса.

    Оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919) и «Огненный ангел» (1927), балет «Блудный сын» (1928). Прокофьев то воскрешает славные страницы русской истории, создавая величественные картины, потрясающие глубоким драматизмом, то обращается к волнующим темам современности, трактуя их гуманистически, жизнеутверждающе. Среди лучших его произведений балеты «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1945), «Каменный цветок» (1950), оперы «Семен Котко» (1939), «Дуэнья» (1940), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Война и мир» (1953), кантата «Александр Невский» (1939). оратория «На стражу мира» (1950), симфонии Пятая (1944), Шестая (1947) и Седьмая (1952), за которую композитор был посмертно удостоен Ленинской премии.
    Балет на музыку Сергея Прокофьева в четырех актах, девяти картинах. Либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского и С. Прокофьева.

    Действующие лица:

    · Эскал, герцог Вероны

    · Парис, молодой дворянин, жених Джульетты

    · Капулетти

    · Жена Капулетти

    · Джульетта, их дочь

    · Тибальд, племянник Капулетти

    · Кормилица Джульетты

    · Монтекки

    · Ромео, его сын

    · Меркуцио, друг Ромео

    · Бенволио, друг Ромео

    · Лоренцо, монах

    · Паж Париса

    · Паж Ромео

    · Трубадур

    · Шут

    · Граждане Вероны, слуги Монтекки и Капулетти, подруги Джульетты, хозяин кабачка, гости, свита герцога, маски

    Действие происходит в Вероне в начале эпохи Возрождения.

    Сюжет

    (излагается по изданному клавиру)

    Раннее утро на улице Вероны. Появляются прохожие, трактирные служанки готовят столы для посетителей. Из дома Капулетти выходят слуги и любезничают со служанками. Из дома Монтекки также выходят слуги. Начинается драка. Выбежавший на шум племянник Монтекки Бенволио разнимает дерущихся, но Тибальд, который только и ищет случая сразиться с кем-нибудь из враждебного рода, выхватывает шпагу. На шум схватки из обоих домов выбегают родные и слуги, разгорается бой. Появляется герцог Вероны. Он приказывает сложить оружие и объявляет, что отныне поединок в городе карается смертью.

    Зал во дворце Капулетти и сад перед дворцом. Джульетта шалит, поддразнивает кормилицу, и лишь вошедшая мать прекращает веселую возню. Джульетта теперь — невеста Париса и должна вести себя с достоинством. На бал по случаю помолвки собираются гости. Начинаются танцы, все просят Джульетту показать свое искусство. Тайком проникший во вражеский дом замаскированный Ромео не может оторвать от нее глаз. Меркуцио, также пробравшийся сюда в маске, смешит гостей. Воспользовавшись тем, что всеобщее внимание направлено на кузена, Ромео говорит Джульетте о своей любви. Маска спадает с него, и Джульетта видит прекрасное лицо юноши. Ее также охватывает любовь. Тибальд узнает Ромео. Гости расходятся, и кормилица раскрывает Джульетте имя того, кто ее пленил. Лунная ночь. В саду дворца Капулетти встречаются влюбленные — никакая вражда не может стать преградой их чувствам. (Эта картина часто делится на четыре: В комнате Джульетты, На улице перед дворцом, В зале дворца и В саду перед балконом.)

    На площади в разгаре карнавальное веселье. Кормилица разыскивает Ромео и передает ему письмо Джульетты. Он счастлив: Джульетта согласна стать его женой.

    В келью патера Лоренцо приходит Ромео с просьбой обвенчать его с Джульеттой. Лоренцо согласен. Появляется Джульетта, и патер благословляет юную чету.

    На улицах Вероны продолжается карнавал. Веселятся Бенволио и Меркуцио. Тибальд вызывает Меркуцио на поединок. Ромео пытается остановить их, но Тибальд наносит роковой удар — Меркуцио убит. Ромео мстит за друга: Тибальд также падает мертвым. Ромео должен бежать, чтобы не быть казненным.

    Ромео в комнате Джульетты. Он пришел проститься. С рассветом влюбленные расстаются. Входят родители Джульетты и объявляют, что выдают ее замуж за Париса. Напрасны мольбы Джульетты.

    Снова келья патера Лоренцо. К нему прибегает Джульетта за помощью. Патер дает ей зелье, выпив которое она погрузится в сон, подобный смерти. Когда ее оставят в фамильном склепе Капулетти, Ромео, предупрежденный патером, придет за ней.

    Джульетта дает согласие на брак с Парисом, но, оставшись одна, выпивает зелье. Подруги, пришедшие нарядить ее к венцу, застают невесту мертвой.

    В усыпальницу прибегает услышавший о страшной вести Ромео — патер Лоренцо не успел предупредить его. В отчаянии юноша выпивает яд. Джульетта просыпается и, увидев мертвого возлюбленного, закалывает себя кинжалом. Появляются старые Монтекки и Капулетти. Потрясенные, они клянутся прекратить роковую вражду.

    1. Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII–XVIII вв.: общая характеристика. Выдающиеся музыканты Я. Голанд, Э. Ванжура, М. Радзивил, М.К. Огинский. Школьная опера и частнособственнические театры магнатов.

    В XVIII веке Беларусь входила в состав Речи Посполитой. В конце века Речь Посполитая была разделена тремя государствами и перестала существовать как самостоятельная политическая единица. Белорусские земли в 1795 году полностью отошли к России, став Северо-Западным краем Российской империи.

    На фоне сложных политических событий Беларусь переживала время активизации духовной жизни, связанной с укоренением в национальной культуре идей эпохи Просвещения. Развитие науки, образования и искусства побуждалось стремлением высших аристократических слоёв общества соответствовать европейской моде и проходило в рамках широко развитого меценатства. Покровителями искусств были во второй половине XVIII в. белорусские магнаты И. Храптович, А. Тизенгауз, семейства Радзивилов, Огинских, Сапег и др. Под их покровительством шло развитие новой классицистской архитектуры, создавались великолепные садово-парковые ансамбли, развивалось декоративно-прикладное искусство.

    В музыкальной культуре этого времени соседствовали духовная и активно развивающаяся светская музыка, развивалась профессиональная исполнительская деятельность и любительское (чаще всего аристократическое) музицирование, сосуществовали придворный частновладельческий и школьный музыкальные театры. Во второй половине XVIII в. была заложена основа для развития национального композиторского творчества и созданы первые образцы оперной, оркестровой, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.

    Распространение идей Просвещения на территории Беларуси стало стимулом для развития театрального искусства и появления музыкального оперно-балетного театра. За относительно короткий срок вся территория Беларуси покрылась сетью музыкальных театров. В 50-е годы XVIII в. возникли Несвижский и Слуцкий театры Радзивилов, в 70 – 80-е были созданы Слонимский театр Михала Казимира Огинского, Гродненский театр Антония Тизенгауза, Ружанский и Дречинский театры Сапег, Шкловский театр Семёна Зорича.

    Наибольшую известность приобрёл Слонимский театр М. Каз. Огинского. Он отличался огромными размерами, грандиозной вместимостью зрительного зала и великолепными возможностями художественного оформления спектаклей. Прогрессивная «машинерия» обеспечивала необычные эффекты, которые могли бы поразить воображение даже современного зрителя: на сцену свободно въезжала кавалькада лошадей, а при определённых манипуляциях сцена превращалась в озеро, по которому плавали небольшие лодки и бутафорские корабли.

    Труппы белорусских магнатских театров, в состав которых входили чаще всего крепостные артисты, были отлично обучены. Благодаря высокому уровню мастерства гродненская балетная труппа стала позже основой Варшавского театра, а шкловская составила ядро театра в Санкт-Петербурге. Репертуар придворных магнатских театров составляли преимущественно западноевропейские оперы и балеты. Весьма незначительную часть занимали в нём произведения национальных авторов. Исполнительские коллективы формировались из профессиональных музыкантов, среди которых значительную часть составляли специально приглашённые для этой цели зарубежные исполнители. Местные музыканты (крепостные и вольные) были вначале в меньшинстве, но со временем их количество неуклонно росло. Белорусские артисты могли быть обучены за границей, куда их на свои средства отправлял магнат, или приобретали навыки пения, танца, игры на музыкальных инструментах от иностранцев прямо в капелле или оперно-балетной труппе.

    Особую социальную группу среди артистов музыкального театра составляли великосветские музыканты-любители, к которым, в частности, относились Михал Казимир Огинский и Матей Радизивил.

    Я. Голанд. Творчасьць Яна Давіда Голанда ў канцы XVIII — пачатку XIX ст. аказала значны ўплыў на разьвіцьцё беларускай музычнай школы эпохі клясыцызму. Да 2006 г. было завершанае аднаўленьне камiчнай опэры кампазытара «Чужое багацьце нiкому ня служыць». Сюжэт твора, упершыню пастаўленага ў 1785 г. у Нясьвiскiм тэатры магнацкага роду Радзiвiлаў, уяўляе сабой клясычны ўзор камiчнай опэры свайго часу. Кася — дачка багатага ўдаўца Чужапанка — пакахала парабка Янака. Аднак прагны бацька не жадае аддаваць дачку з зайздросным пасагам свайму халопу. Але дзякуючы фантазii Янака, Чужапанак дае згоду на шлюб. Да нашых дзён дайшлi толькi партыi першай скрыпкi i кантрабаса, а таксама вакалу з тэкстам. Э.Ванжура. Композитор и клавесинист. По национальности чех. С 1783 жил в России. До 1786 был муз. руководителем Воспитательного дома, инспектором муз. классов Петровского т-ра в Москве. В 1786-97 служил в дирекции имп. т-ров в Петербурге. Участник придв. камерных концертов. В 1785-94 издавал "Journal de musique pour le clavecin ou piano-forte dеdiй aux dames", где в 1790 напечатал "Русскую симфонию на украинские темы" - один из ранних образцов симф. разработки нар. тем в рус. музыке. Написал музыку комич. оперы "Храброй и смелой витязь Архидеич". Другие приписываемые ему произв. (6 симфоний, струн. трио, квартеты, танцы для фп.) не сохранились.

    М.К. Огинский. 1765-1833) – грамадскi дзеяч, палiтык, депламат, музыкант-аматар, аўтар славутага Паланэза ля мiнор («Развiтанне з Радзiмай»). Кампазiтар паходзiў са старажытнага роду Вялiкага Княства Лiтоўскага, прадстаўнiкi якога спрадведку жылi на Беларусi. Ён не лiчыў сябе прафесiйным музыкантам, хоць атрымаў грунтоўную музычную адукацыю (пад кiраўнiцтвам Восiпа Казлоўскага) i праславiўся як кампазiтар.З юнацтва Мiхал Клеафас актыўна праяўляў сябе ў палiтычным жыццi краiны. Быў паслом у розных еўрапейскiх дзяржавах. Браў удзел у паўстаннi Т.Касцюшкi 1794 г. Жыў у эмiграцы. У 1801 г. Прыняiў прысягу на вернасць расiйскаму iмператару. Быў з павагай прыняты пры рускiv двары i атрымаў высокiя дзяржаўныя пасады. З 1802 па 1822 гг жыў у Беларусi (у маёнтку Залессе каля Смаргонi), дзе напiсаў многiя музычныя творыю Апошнiя гады жыцця правёў у Iталii, памер у Фларэнцыi.Мызычная спадчына кампазiтара ўключае 24 паланэзы, фартэпiянныя мiнiяцюры, рамансы i песнi, оперу «Зелiс i Валькур, або Напалеон у Каiры». Агiнскi напiсаў таксама музычна-эстэтычныя працы «Лiсты пра музыку» i «Назiраннi пра музыку». У яго творчасцi рознабакова ўвасобiлiся традыцыi класiцызму, сентыменталiзму i ранняга рамантызму.

    1. Музыкальная деятельность Антония Генриха Радзивилла. Опера «Фауст».

    Первый музыкальный «Фауст» XIX века был создан А.Г. Радзивиллом. В связи с 250-летием со дня рождения Гете в 1999 году на сцене Национального академического Большого театра РБ эта опера была поставлена.

    Князь Антоний Генрих Радзивилл (1775, Вильно – 1832, Берлин) – польский магнат, политик, композитор и меценат. В 1792 году Радзивилл уехал в Германию для получения образования. В 1794 году, откликнувшись на приглашение прусского короля, приезжает в Берлин, где через два года женится на Ф.Л. Бранденбургской. Молодожены поселяются во дворце, подаренном им отцом Антония. С 1795 года он жил в Берлине, где его дом стал одним из центров культурной жизни города. В салоне Радзивиллов на Вильгельмштрассе каждые две недели исполнялись квартеты Гайдна, Моцарта, Бетховена и других композиторов. В молодые годы он приобрел известность как хороший виолончелист и часто сам принимал участие в музицировании.

    С 1815 года Радзивилл – наместник прусского короля в Великом княжестве Познанском. В 1814 – 1815 гг. на съезде аристократии на Венском конгрессе он принял участие в создании и постановке одноактной идиллии «Великий день в замке, или Сцены трубадуров 1148 года»: им была написана музыка для двух номеров (один из его соавторов – известный композитор Антонио Сальери). Князь и исполнил одну из главных партий – Блонделя де Нель (тенор).

    Личное знакомство и дружба связывали князя-музыканта со многими знаменитостями. Ему посвящали свои произведения Бетховен, Шопен, Мендельсон и др. 

    Музыкальное наследие Радзивилла невелико. Учитывая свое аристократическое происхождение и положение в обществе, князь должен был заниматься политикой, а не музыкой. Будучи образованным музыкантом, он сочинял музыку как аристократ-любитель. Его композиторская подготовка опиралась на разносторонний опыт музыканта-исполнителя (виолончелист, гитарист, певец), глубокое знание музыки мастеров прошлого и современных ему авторов. Помимо оперы Радзивилл написал около 30 сочинений.

    «Немецкий Радзивилл» поддерживал отношения с Гете. Он стал автором оперы «Фауст» (сочинялась в 1810 – 1831 гг., издана в 1835 г. в Берлине), в которой впервые в польской музыке для театра проявились черты романтизма.

    В 1808 году из печати выходит первая часть «Фауста» Гете, впечатлившая князя. Прежде чем обратиться к самому автору трагедии, Радзивилл предложил сотрудничество Цельтеру и Эбервайну, которые не решились взяться за ответственную работу. Князь самостоятельно начал из текста трагедии создавать либретто для оперы. Гете, заинтересовавшись музыкой Радзивилла, согласился дать разрешение на использование сюжета своей трагедии «Фауст» как основы будущей оперы. Более того, он выступил в качестве либреттиста.

    Перед визитом князя Гете прослушал некоторые номера из уже написанного Радзивиллом материала. Музыка аристократа-любителя так понравилась великому поэту, что он назвал композитора «настоящим трубадуром», «могучим талантом», чья «гениальная, порывистая композиция» вдохновляет его на доработку оперы. О своей, уже состоявшейся встрече с князем в Веймаре в 1814 году Гете вспоминал: «Визит князя Радзивилла пробудил тоску, которую трудно утолить; его гениальная порывистая композиция к “Фаусту” зародила у нас тусклую еще надежду на постановку этого необычного произведения в театре»

    Летом 1819 года во дворце Манбижу при участии придворных состоялась премьера оперы. Через год она в расширенном варианте была показана еще раз полностью. Радзивилл не прекращал работу над оперой до самой смерти (1832). Театральный критик Цельтер писал, что композитор работает над своим произведением «как шелковичный червь... каждая ниточка крепко его держит». Законченная уже чужой рукой, опера в окончательном варианте впервые публично прозвучала в Берлинской песенной академии и до 1888 года имела двадцать пять успешных постановок. Премьера состоялась в Берлине в 1835 году. Затем опера несколько десятилетий с большим успехом шла в театрах Германии, Польши, Чехии, Англии. Современник князя в 1820 году писал: «Музыка Радзивилла к трагедии Гете настолько оригинальная, что каждый другой композитор, кто осмелится после обратиться к „Фаусту”, будет уже только преемником и последователем князя». А Фредерик Шопен в письме другу отозвался о ней так: «Ты знаешь, как он любит музыку. Он показал мне своего „Фауста”, и я нашел там многое, что настолько хорошо задумано, даже гениально, что этого я никак не мог ожидать от королевского наместника».

    Либретто «Фауста» написанное самим Гете, – самостоятельное художественное произведение, рассчитанное на сценическую постановку, поэтому его текст значительно отличается от текста драматической поэмы Гете. Важное драматургическое значение приобрели вставные номера – хоры Ангелов, Женщин, Учеников, Солдат, Духов, песни Нищего, Про блоху, Про крысу, Фульская баллада и др. Они сообщили динамизм и экспрессию сюжету. Каждый из них несет в себе глубокий философский смысл и психологический подтекст. В музыке «Фауста» сочетается трогательная наивность и драматизм, гротеск и мистицизм.

    Фрагменты «Фауста» впервые были исполнены в Беларуси в 1995 году, а полностью опера поставлена в 1999 году. Работа В. Скоробогатова была отмечена специальной премией Президента РБ для деятелей культуры и искусства (1999) в номинации «Музыкальное искусство» за постановку оперы «Фауст» Радзивилла и исполнение в ней партии Мефистофеля. В том же году была сделана запись оперы (дирижер А. Лапунов). 

    1. Музыкальное творчество в Беларуси XIX в.: Н. Орда, М. Ельский, Д. и В.Стефановичи, Ф. Миладовский.


    Музыкальне творчестоВ XIX столетии стал пробуждаться интерес общества к белорусскому народномумузыкальному творчеству. Это выразилось в собирании, публикации и изучении, а также композиторской обработке и концертной пропаганде белорусской народной музыки. Использование белорусских народно-песенных тем и интонаций встречается в творчестве Ф. Шопена, С. Монюшки, М. Римского-Корсакова, А. Абрамовича и др.

    Большую роль в музыкальной жизни белорусских земель сыграл польский композитор, уроженец Беларуси Станислав Монюшка. Музыкальное образование он получил в Минске под руководством Д. Стефановича. В 40-е годы XIX века композитор создал ряд комических опер по написанным В. Дуниным-Марцинкевичем либретто «Рекрутский набор», «Состязание музыкантов», «Идиллия». Венцом творчества С. Монюшки стала опера «Крестьянка» («Галька»), поставленная в Минске в 1852 году. От момента постановки оперы и до начала XX века в Беларуси не появилось больше ни одного серьезного произведения такого жанра, авторами музыки и либретто которого являлись бы белорусы.

    На музыкальную жизнь Беларуси XIX столетия большое влияние оказали также польские композиторы М. Карлович и Л. Роговский, включавшие в свои произведения народные белорусские мелодии. Среди выходцев Беларуси значительный вклад в развитие национальной профессиональной музыки внесли А. Абрамович и И. Шадурский. Первому из названных композиторов принадлежит музыкальное произведение в восьми частях «Белорусская свадьба», кадриль «Шесть пор года», фортепьянные фантазии, вариации, вальсы и т.д.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта