Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Какие этнические группы участвовали в образовании казачества

  • 3. Раскройте основные теории происхождении казачества

  • 4. Опишите жизнь и быт первых казаков.

  • 5. Раскройте отличительные особенности вольных, служилых и

  • 6. Донское и запорожское казачество в XVI веке. Участие в войнах России и Речи Посполитой

  • 7. Расскажите, как происходило освоение Сибири казаками. Опишите поход Ермака и покорение Сибирского ханства

  • 8. Каково было значение казачества в Смутное время

  • 9. Войны казаков с татарами и турками в XVII веке. «Азовское сидение»

  • 10. Восстание под предводительством Степана Разина

  • История казачества. Вопросы к промежуточной аттестации Какие этнические группы участвовали в образовании казачества


    Скачать 100.29 Kb.
    НазваниеВопросы к промежуточной аттестации Какие этнические группы участвовали в образовании казачества
    АнкорИстория казачества
    Дата13.09.2019
    Размер100.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Kazachestva_1.docx
    ТипДокументы
    #86725
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Вопросы к промежуточной аттестации
    1. Какие этнические группы участвовали в образовании казачества?

    Казаки — это обрусевший восточный народ (хазары, черкасы, касоги) 
    Казаки — тюрки (или их потомки). Корни казачества можно проследить ещё в дославянскую эпоху в «южно-русских» и причерноморских степях — в обширных тюркских империях, располагавшихся на данной территории, впоследствии подвергшихся ассимиляционному процессу со стороны более поздней славянской составляющей. Также учёными часто указывается родство этимологии термина «казак» с тюркским словом қазақ (qazaq, kazakh), означающим вольного кочевника.
    Казаки — это славяне, заселившие в XV в. пустующие земли «Дикого поля»
    2. Приведите основные точки зрения на вопрос о происхождении слова «казак». Расскажите об основных толкованиях слова казак

    Существует несколько теорий о происхождении слова «казак». Например, из монгольского языка, где «ко» — броня, защита; «зах» — граница; таким образом, «козак» — защитник границы. Также, из турецко-татарского, слово обозначало - вольный бродяга, не имеющий ни кола, ни двора (разбойник). Или же слово произошло от косогов, народа, проживавшего на Кавказе. Но более рациональной из основных теорий принято считать тюркскую теорию, которая гласит, что казак – это человек свободный и вольный, никому не подчиняющийся воин, несущий военную пограничную службу, всегда готовый к бою.

    В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и имевшее особые права и обязанности, а также представителя военного сословия в славянских поселениях южных районов России и на Украине.
    3. Раскройте основные теории происхождении казачества

    Существует несколько гипотез о том, как появилось казачество, и кто является его предками: Восточная гипотеза и Славянская гипотеза. Есть мнение о том, что казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.

    Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.

    Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси).

    Но до сих пор не существует единой точки зрения о точном формировании казачества. Некоторые историки склоняются к тому, что, например, первоначальные казачьи общины состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Другие предлагают, что хазары, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Первое упоминание о таких казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

    По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. В результате процессов слияния генетических связей между Туранскими (Сибирскими) племенами скифского народа Кос-Сака (или Ка-Сака), Приазовских Славян со смешением Танаитов (Донцов) на Сев. Кавказе и на Дону, появился смешанный славяно-туранский тип народности, делившейся на многие племена. Именно от этого смешения и произошло первоначальное имя "казак", которое имело тюркское происхождение и означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом.
    4. Опишите жизнь и быт первых казаков. Первые казачьи поселения и хозяйство

    Особенностями казачьей жизни являются принципы общинности и взаимопомощи. Среди казаков всегда царило полное равенство. Казачья община являлась одновременно хозяйственной и военной. Во главе ее стоял Круг, т. е. собрание всех казаков, на котором решались все важные вопросы. Кругу принадлежала высшая судебная власть. Круг выбирал войскового старшину атамана, его помощника есаула подьячего (писаря). Атаман обладал неограниченной властью во время войны или похода. Он должен заботиться о казаках и понимать их. Духовной жизнью казаков руководило их духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее грамотных и религиозных людей. Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Характерной особенностью казачьего поведения и характера являлась потребность проявлять доброту и услугу. Считалось, что лучше обойтись, чем быть в долгу, т.к. долг считался хуже неволи. В казачьей среде презиралось пьянство, а также обман, причем не только делом, но и словом, поскольку казак должен всегда сдерживать свое слово. Мужчине в казачьем обществе принадлежала главенствующая роль. Он был защитником, добытчиком, он был обязан поддерживать порядок казачьего быта и уклада жизни. При всем при этом строго придерживались правила, что жена не вмешивается в мужские дела, а мужа не должны интересовать дела женские. Но все же женщина у казаков подлежала защите и уважению, поскольку она являлась продолжателем рода и за ней будущее народа. Казаки – гостеприимные люди, поэтому в их культуре гость считался божьим посланцем, к нему проявляли особое уважение, а самым важным был гость из далеких краев и незнакомых мест. Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества. Все казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа. Кроме Господних заповедей, у казаков свято соблюдались и чисто жизненные, то есть те, которых требовала бытовая необходимость. Обязательным было уважительное отношение к старшим, к любой женщине и почитание любого гостя.

    Хозяйство.

    Основой материального обеспечения и благополучия казаков являлось сельское хозяйство. Земля была собственностью юрта станицы. Эта земля делилась на три части. Первая часть была предназначена для выпаса скота. Вторая часть предназначалась для сенокосов. На третьей части выращивали хлеб. Станица занималась овощеводством и скотоводством. Также казаки занимались рыболовством, пчеловодством, виноградарством и табаководством.

    Первые поселения казаков раскинулись по низовью Дона. Первым центром казачьего дона считается городок Раздорский. Здесь первоначально располагался атаманский пункт, здесь решалось всё о военных походах. Затем центр казачества перенесли в городок Монастырский и окончательно в Черкасский. Жили казаки по 10-20 семей и всем, что есть у каждого, делились поровну и делали всё сообща. Первые казаки не связаны с лошадьми и не являлись конными воинами, они больше пользовались малыми судами и по рекам добирались до вражеских поселений и грабили их
    5. Раскройте отличительные особенности вольных, служилых и «воровских» казаков. В чем заключалась служба казаков государству?

    Среди казаков можно выделить вольных и служилых. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Они имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек и степные просторы. Вольные казаки не служили Царю, в отличие от служилых, а воровские казаки грабили торговые суда и сухопутные караваны.

    На жизнь казачества начинает оказывать все возрастающее влияние политика их государств, что повлияло на создание служилого казачества. Первоначально служилое казачество несло гарнизонную службу, позже казаки, находившиеся на службе у государя, разделились на городовых (полковых), обязанных обеспечивать защиту городов и станичных (сторожевых), предназначенных для несения службы в степи. В случае военной необходимости отряды служилых казаков присоединялись к крупным полкам.
    6. Донское и запорожское казачество в XVI веке. Участие в войнах России и Речи Посполитой

    Территориально казаки стали различаться с самого начала – донские облюбовали для своего убежища низовья реки Дон, а запорожские считали своей родной рекой Днепр. Вокруг этих рек стали стихийно образовываться казачьи поселения.

    В XVI веке казаки Верхнего Дона начинают возвращаться на свои исконные земли после распада Золотой Орды, т.е. на Нижний Дон. В 1533 г. на российский престол взошёл Иван 4, впоследствии названный Грозным. С детства он видел попытки русского боярства ограничить власть царя, поэтому предпринял ряд жёстких мер. Всё это вызывало недовольство служилого сословия. Многие из них, не дожидаясь, когда они попадут под подозрение, бежали за пределы Руси. Именно в эти и последующие за ними годы, на Дон хлынул новый поток переселенцев, произошел бурный рост числа казачьих городков. Численность казачества увеличилась, и оно ещё больше обрусело. На Дон пришёл цвет русского воинства. С разгромом опричниками Новгорода, часть уцелевших его жителей, так же бежит на Дон и Волгу. В 1560 году Иван Грозный отпускает на Дон служивших у него казаков и поддерживает их, при этом подписывая грамоту в 1570 году 3 января, гласившую, что казакам и их атаманам следует слушаться посланного им боярина. Эта грамота - первый официальный документ о признании московским царём донских казаков и считается отправной точкой в истории служения казаков российскому государству. Поэтому, 3 января 1570 года является датой создания Всевеликого войска Донского. Положение стало меняться с приходом в Московии к власти Бориса Годунова (1598 г.). Он не мог спокойно выносить вольного существования донских казаков, поэтому Годунов оборвал с ними все связи и ввел различные запреты. Позже произошло казачье социальное расслоение, выделившее две группы казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (голытьба), главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам и восстаниям.
    7. Расскажите, как происходило освоение Сибири казаками. Опишите поход Ермака и покорение Сибирского ханства

    В Сибирском ханстве правил тогда хан Кучум, который до 1573 года регулярно платил России дань, но потом решил вернуть своему государству независимость и даже убил русского посла, что положило начало войне.

    Для войны с Кучумом купцы Пермского края Строгановы, на земли которых совершал набеги хан, наняли казачий отряд в 750 человек под предводительством атамана Василия Тимофеевича Аленина, прозванного Ермаком. Ермак был родом донской казак, в молодости работал у Строгановых, потом ушел на Волгу.

    В сентябре 1581 года отряд Ермака двинулся за Урал. Успешно прошли первые столкновения с татарскими отрядами. Сибирские татары почти не знали огнестрельного оружия и боялись его. Кучум выслал навстречу казакам своего племянника с войском. У реки Тобол казаков атаковало до 10 тысяч татар, но казаки опять вышли победителями. Решающая битва произошла недалеко от ханской столицы Кашлыка. В сече полегло 107 казаков и много больше татарских воинов. Кучум с остатком верных ему людей бежал, а его племянника взяли в плен. Сибирское ханство перестало существовать. Правда, вскоре Ермак погиб. Сбежавший из его лагеря пленник привел ночью неприятеля. Татары перебили много казаков. Ермак прыгнул в Иртыш и пытался доплыть до лодки, но тяжелый панцирь, по преданию, подарок Ивана Грозного, утянул его на дно. Оставшиеся в живых люди Ермака хотели было возвращаться в Россию, но тут подошло с Урала подкрепление. Начало присоединению Сибири к России было положено.
    8. Каково было значение казачества в Смутное время?

    В начале XVII века в России произошли события, названные Смутой. В стране в то время развернулась настоящая гражданская война, а в борьбе за власть сменилось 6 правителей. Началась Смута в царствование царя Бориса Годунова. В народе он был непопулярен. Еще до его правления в стране было неспокойно, а экономический кризис, вызванный закрепощением крестьян и неудачной Ливонской войной, усугубился династическим кризисом. Распространялись слухи о спасении младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, погибшего в Угличе. Недовольство широких слоев населения России разделяли и казаки, среди которых была распространена вера в спасение Дмитрия, которого они готовы были поддержать в борьбе за престол, поскольку они не одобряли правление Бориса Годунова.

    В начале XVII в. некий человек, выдававший себя за чудом спасшегося Дмитрия, объявился в Польше, побывав предварительно у запорожских казаков и научившись у них военному делу, и заявил о своих претензиях на русский престол. И украинские и донские казаки поддержали Лжедмитрия. Он организовал поход на Москву, в котором приняли участие украинские и донские казаки. Перейдя русскую границу, войско двинулось к Москве, которое позже было разбито. Но прибывший с Дона отряд оказал Лжедмитрия большую помощь. Казаки заняли крепость Кромы и успешно обороняли ее от войск Бориса Годунова до весны. Это позволило самозванцу восстановить свои силы, и он вошел в Москву. Борис Годунов был убит.

    Вскоре на Тереке среди казаков началось движение во главе с Федором Будыриным, который хотел поделить власть с Лжедмитрием, посадив на престол самозванца, выдававшего себя за «царевича Петра», но Лжедмитрий не испугался его. Большую опасность он видел в назревающем боярском заговоре, поэтому он сознательно пригласил терских казаков торопиться в Москву. По они пути узнали, что произошло восстание, возглавлявшее Иван Болотников, который представлял себя как воеводу, спасшегося «царя Димитрия». Царь был убит, а престол перешел в руки Василия Ивановича Шуйского, сразу после избрания которого, в южном городе Путивле началось восстание, в котором Донские казаки активно участвовали. Они были во всех важнейших сражениях с войсками Василия Шуйского. В 1607 г. царские войска затопили Тулу, в которую отступили войска Болотникова вместе с казаками, и восставшие сдались. Пока войска они сидели в осаде, некоторые казачьи атаманы были посланы на польскую границу, где якобы скрывался уцелевший «царь Димитрий», который стал известен позже как Лжедмитрий II. Его провозгласили царем, он опирался на польскую шляхту и незначительное число украинских и запорожских казаков, вскоре к нему на помощь подошел большой отряд донских казаков. Летом 1607 г. Лжедмитрий II пошел на Москву, а через год стал лагерем в селе Тушино вблизи столицы. В конце 1609 г. Лжедмитрий II был разбит войсками князя М.В. Скопина-Шуйского. Ему пришлось бежать из Тушина в Калугу. С ним ушли многие казаки. Вскоре самозванец был убит своими же союзниками-татарами. Для борьбы с Лжедмитрием II Василий Шуйский пригласил в Россию шведские войска. Противник шведов, польский король Сигизмунд III воспользовался этим, чтобы самому вторгнуться в русские пределы. Часть казаков из лагеря Лжедмитрия II на какое-то время примкнула к полякам. Летом 1610 г. Поляки разбили армию Василия Шуйского, он был свергнут и выдан полякам боярами. Власть оказалась в руках коллегии из семи бояр (семибоярщина), которая пригласила на русский престол польского королевича Владислава. После этого в сентябре 1610 г. польские войска вошли в Москву. Казаки не смирились с польской оккупацией столицы. Их отряды во главе с И.М. Заруцким и князем Д. Трубецким приняли участие в ополчении, целью которого было освободить Москву от поляков. Но в ополчении начались трения между казаками и дворянами, и оно стало распадаться. Позже было создано второе ополчение. Когда оно приблизилось к Москве, часть казаков во главе с Заруцким, не желая поддерживать ополчение, ушла из-под Москвы на юг. Эти казаки хотели посадить на русский престол младенца, сына Лжедмитрия II, чтобы от его имени управлять государством. Однако значительная часть казаков во главе с князем Д. Трубецким осталась под Москвой и вместе с ополчением К. Минина и Д. Пожарского дралась с поляками. Значительная роль казаков в освобождении Москвы предопределила их участие в Земском соборе 1613 года, на котором избирали царя. Претендентов на престол было несколько, но казаки настояли на избрании молодого Михаила Федоровича Романова. На этом завершилась Смута в России.
    9. Войны казаков с татарами и турками в XVII веке. «Азовское сидение»

    Азов - мощная турецкая крепость, на которую опирались крымские и ногайские татары, совершая разорительные набеги на южные районы России. Летом 1637 года донские казаки с отрядом днепровских казаков захватили Азов, уничтожили охранявший его гарнизон и освободили несколько сот русских пленников, и потом владели им в течение 5 лет, сделав его своей столицей. В 1641огромное турецко-татарское войско осадило Азов. Однако донцы проявили стойкость и искусство в обороне. Понеся большие потери, турки вынуждены были снять осаду. Отстояв крепость, казаки предложили русскому правительству принять Азов под свою власть. Для решения вопроса был созван Земский собор, на котором было решено отказаться от Азова, во избежание войны с Турцией, и предложено казакам покинуть его. Весь XVII век казаки активно воевали с Турцией, крымскими татарами и ногайцами. После захвата Азова турки построили новые укрепления на Дону, мешавшие казакам совершать морские походы. Однако казаки нашли способ обходить турецкие укрепления в низовьях Дона и нападать на турецкие земли и Крым.
    10. Восстание под предводительством Степана Разина

    Когда в 1642 г. казаки отказались от завоевания крепости Азова, то они не смогли больше ходить в грабительские походы в Причерноморье и в Приазовье: им преграждал путь Азов, турецкая крепость. Поэтому размер военной добычи казаков значительно уменьшился. В связи с тяжелым положением России и закрепощением крестьян количество беглых крестьян на юг страны увеличивалось. Население росло, а источников существования оказывалось все меньше. Таким об­разом, на Дону возникло напряжение, что объясняет участие казаков в восстании Степана Разина, которые были главной силой. В середине XVII в. в казачестве выделилась верхушка – домовитые казаки - богатые люди с личным имуществом. Весной 1667 г. Степан Разин принял решение идти вместе с казаками в грабительский поход на Каспийское море. Плывя по Волге, разинцы занимались самым настоящим разбоем, а потом и вышли в Каспийское море. Далее они двинулись по р. Яик. На этой реке находилась царская крепость Яицкий городок, где жили яицкие казаки. Разинцы захватили городок и казнили все начальство, а большинство служилых людей присоединились к Степану Разину. Спустившись вниз по Волге, Разин не встретил серьезного сопротивления. Он разграбил Дербент, Решт и другие города, разгромил флотилию иранского шаха и летом с огромной добычей вернулся в Россию. Весной в 1670 году в Черкесск со своим войском прибыл Степан Разин, где состоялся всеобщий казачий круг, на котором Разин убил царского посла. Тем самым он объявил войну Московской Руси. Он принимает решение идти на Волгу. Он захватил Царицын и Астрахань, Саратов и Самару, но в октябре 1670 года потерпел поражение под Симбирском и вернулся на Дон. Разин надеялся собрать новую армию. Низовые казаки опасались, что эта экспедиция приведет к карательным мерам. Между разинцами и домовитыми казаками началась гражданская война, окончившаяся пленением Разина. Он был выдан Москве, где его убили. После поражения С. Разина царское правительство потребовало от казаков принесения присяги верности. В 1671 году казаки на Войсковом кругу приняли решение о присяге московским царям.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта