Главная страница
Навигация по странице:

  • Почему экономика имеет религиозно-философские основания ОТВЕТ

  • Что означает тезис О. Шпенглера — «У каждой культуры свой собственный этический масштаб, значение которого ограничено ее пределами. Общечеловеческой этики не существует».

  • Что означают понятия — «адекватные экономические теории» и «неадекватные» Каковы их критерии. ОТВЕТ: Критерии «адекватной экономической теории»

  • Что означает категория «закон» (закономерность) В чем суть закона общественной жизни Дайте их формулировки. ОТВЕТ

  • Принципы формационно-цивилизационного развития. Дайте краткую характеристику этих принципов. ОТВЕТ

  • Принципы формационно-цивилизационного развития: Принцип соответствия способа производства (формации) — способу жизнедеятельности (цивилизации)

  • Принцип соответствия способа жизнедеятельности —способу национального духовного бытия (национальной культуре).

  • Принцип соответствия типа формации и типа цивилизации типу национальной культуры как совокупности форм духовного бытия.

  • Принцип соответствия типа формации и типа цивилизации типу геополитического устройства.

  • Структура национального хозяйства. Какова роль экономики в структуре НХ ОТВЕТ

  • Социальный характер общественного хозяйствования. Охарактеризуйте эту сферу. Объясните, почему воспроизводство человека и культуры происходит именно в этой сфере. ОТВЕТ

  • В чем заключается особенность системной методологии анализа национального хозяйства Дать краткую характеристику методов системного анализа. ОТВЕТ

  • Что означают понятия — «здоровое общество» и «патология нормальности» Кто автор этих категорий ОТВЕТ

  • Каким образом общественная патология связана с собственностью Что об этом писал известный психологи и философ Этих Фромм ОТВЕТ

  • Почему западное общество является антихристианским, и что об этом пишет Эрих Фромм Кто он такой. ОТВЕТ

  • В чем суть протестантизма В чем заключается его разрыв с христианством Как Н. Бердяев охарактеризовал протестантство ОТВЕТ

  • В чем протестантизма и католицизма и чем они отличаются от восточных духовных религий, включая и православие как восточное христианство ОТВЕТ

  • Обоснуйте тезис о том, что экономика и хозяйство всегда и везде порождаются непосредственно религией, либо ее идеологическими формами и принципами. ОТВЕТ

  • Что говорит американский ученый-биолог Лео фон Берталанфи, указывая на крайне негативную роль буржуазного духа Во что он превращает человека ОТВЕТ

  • нац экономика. Вопросы к зачету (Национальная экономика) к 29. 04. 2022


    Скачать 28.48 Kb.
    НазваниеВопросы к зачету (Национальная экономика) к 29. 04. 2022
    Анкорнац экономика
    Дата27.05.2022
    Размер28.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_29.docx
    ТипДокументы
    #552779

    Вопросы к зачету

    (Национальная экономика)

    К 29.04.2022

    1. В чем суть методологии и каким образом она связана с системой жизненных принципов бытия человека? В чем суть понятий «метод как угол научного зрения», «метод как точка отсчета»?

    ОТВЕТ: Метод в общественных науках ― это точка отсчета, это ― мировоззренческий угол зрения, отражающий системообразующие ценности и принципы цивилизации (способа жизнедеятельности), которые всегда формируются ― на основе духовно-нравственных ценностей, имеющих религиозное происхождение. Другими словами, угол научного зрения ученого-аналитика жестко определяется системой религиозно-нравственных ценностей и принципов того способа жизнедеятельности (цивилизации), продуктом которой является он сам и его сознание. Таким образом, методология в общественных науках — это система жизненных принципов, и единой научной методологии ― не существует. В общественных науках методология как система принципов, с помощью которых анализируется общество, его хозяйство и цивилизация в целом, ― является одновременно системой жизненных принципов, определяющих способ жизнедеятельности народа и всего общества. Научные принципы общественных наук ― суть принципы взаимодействия людей в различных сферах общества.

    1. Почему экономика имеет религиозно-философские основания?

    ОТВЕТ: Начнём с того, что в хозяйственной деятельности люди руководствуются не только и не столько экономическими интересами, ― прежде всего они опираются на те морально-этические нормы и правила, которые сформировались в данной стране, в данном регионе. В России эти правила сформировались православием, определяя национально-исторический облик страны. Поэтому, экономика и хозяйство всегда и везде порождаются непосредственно религией, либо ее идеологическими формами и принципами, которые, как, например, кальвинизм и его денежные принципы, сформировали идеологическую и морально-этическую основу нарождающегося капитализма. Другими словами, тот факт, что тип экономики и хозяйства порождаются и определяются религиями, подтверждает сама история возникновения капитализма.

    1. Что означает тезис О. Шпенглера — «У каждой культуры свой собственный этический масштаб, значение которого ограничено ее пределами. Общечеловеческой этики не существует».

    ОТВЕТ: В мире не существует некой «общечеловеческой» морали и этики. Но именно поэтому не существует единой научной методологии анализа экономики и хозяйственной деятельности, одинаково применимой для всех стран мира.

    1. Что означают понятия — «адекватные экономические теории» и «неадекватные»? Каковы их критерии.

    ОТВЕТ: Критерии «адекватной экономической теории»:

    1. главным критерием адекватности является способность экономической теории быть теорией общественного развития и теорией общественного воспроизводства как многослойного и многомерного процесса, имеющего своей основой духовное производство. Для этого она должна, во-первых, изучать общественное воспроизводство, а во-вторых, рассматривать его как двуединый процесс: 1) как процесс производства материальных благ и воспроизводства общественного богатства; 2) как процесс воспроизводства общества и самого общественного человека в целом;

    2. чтобы быть адекватной и отражать общие закономерности общественного развития, экономическая теория должна отражать не частные интересы отдельных социальных групп и классов, а интересы всего общества, всего народа в целом. Но для этого она должна быть теорией национального хозяйства. Только в этом случае она сможет выразить закономерности движения и окружающего мира, и каждого общества, каждого национального хозяйства в отдельности. Только в этом случае она сможет быть теорией общественного развития.

    3. принципы экономической теории должны быть адекватны геополитическим особенностям (климат, территория, ландшафт и др.), а также цивилизационным особенностям развития данной страны. И это понятно, если не забывать, что, а) любой экономический закон ― это закономерность, то есть воспроизводимость экономических отношений; б) соответственно, экономические законы национального хозяйства любой данной страны должны адекватно отражать и теоретически фиксировать законы хозяйства, то есть ― закономерности развития и воспроизводства всех хозяйственных укладов и соответствующих социохозяйственных отношений;

    Итак, адекватная экономическая теория должна быть теорией национального (народного) хозяйства и как таковая должна быть адекватна национальным морально-этическим ценностям, традициям исторического развития данной страны. Она должна отражать исторически сложившиеся хозяйственные уклады, являющиеся исторической формой организации народной жизни, т.е. должна быть адекватна критериям народной правды, адекватна хозяйственному опыту народной жизни, теоретически фиксируя его закономерности. Быть адекватной – это значит соответствовать, требованиям, традициям и правилам. Соответственно неадекватные экономические теории – это те, которые отражают интересы богатейших капиталов, игнорируя, интересы человека и общества в целом. Неадекватная экономическая теория, является частной теорией, а адекватная – теорией национального хозяйства и воспроизводством общества.

    1. Что означает категория «закон» (закономерность)? В чем суть закона общественной жизни? Дайте их формулировки.

    ОТВЕТ: Любой экономический закон ― это закономерность, то есть воспроизводимость экономических отношений. Соответственно, экономические законы национального хозяйства любой данной страны должны адекватно отражать и теоретически фиксировать законы хозяйства, то есть ― закономерности развития и воспроизводства всех хозяйственных укладов и соответствующих социохозяйственных отношений. Законы общественной жизни являются закономерностью самой жизни, составной частью которой является хозяйство. Соответствующие закономерности хозяйствования, таким образом, отражают в теоретической форме реальные формы жизни как формы и уклады национального (народного) хозяйства.

    1. Принципы формационно-цивилизационного развития. Дайте краткую характеристику этих принципов.

    ОТВЕТ: Мы не можем произвольно менять модель национально-экономического развития, т.к. она определяется динамикой формационно-цивилизационного развития, согласно которой формация, т.е. способ производства определяется типом цивилизации и национальной культуры. Формационный подход анализирует движение способа производства, цивилизационный ― способа жизнедеятельности, как совокупности духовных, политических и экономических форм бытия, то есть форм общественного жизнеустройства. Принципы формационно-цивилизационного развития:

    1. Принцип соответствия способа производства (формации) — способу жизнедеятельности (цивилизации):

    1. Способ производства — это, прежде всего, — формация, способ соединения рабочей силы со средствами производства. А способ жизнедеятельности — это цивилизация, способ государственного бытия, основанный на исторически сложившихся морально-этических нормах, стереотипах поведения и традициях. Способ производства не может существовать — вне общества, вне данного этноса и социокультурных традиций.

    2. Либеральный тезис о наличии единых для всех стран и народов принципов организации хозяйственной и политической жизни является не просто антинаучным, он является абсурдным по сути своей, игнорируя самобытную культуру всех не западных народов, считая ее «отсталой» и «туземной».

    3. Особые закономерности развития восточного капитализма также опровергают либеральный тезис об унификации всего мира на основе западных ценностей, о приоритете денежных ценностей, о господстве материи над духом. Не произошло унификации мира на основе западной экономической системы.

    4. Провал либеральных реформ в России подтверждает универсальность принципа, согласно которому способ производства, как способ экономического бытия, всегда соответствует способу жизнедеятельности, как совокупности норм, традиций и стереотипов национального бытия.

    1. Принцип соответствия способа жизнедеятельности —способу национального духовного бытия (национальной культуре). Формы жизнедеятельности, выступая определяющим фактором по отношению к способу производства, зависят от культуры.

    2. Принцип соответствия типа формации и типа цивилизации типу национальной культуры как совокупности форм духовного бытия. Цивилизационный подход к развитию общества переводит анализ из горизонтальной, линейной плоскости формационного развития — в вертикальную плоскость. При таком подходе к динамике общественного развития уклады и способы производства не выталкивают и не изживают друг друга в стремлении к пресловутой однородности (гомогенности); они уже не сменяют друг друга в борьбе за историческое первенство. Здесь нет «передовых» и «отсталых» укладов и способов производства, нет так называемых «пережитков феодализма».

    3. Принцип соответствия типа формации и типа цивилизации типу геополитического устройства. Геополитические факторы имеют неустранимый характер, и не только геополитические различия, но и различия в культуре, в системе ценностей и целей общенационального развития. В основе противоположности между Западом и Востоком лежит ― противостояние двух образов жизни, расположенных в разных системах мировоззренческих координат. Противоположность либерального и традиционного общества определяется несовместимостью работающих принципов, на основе которых они функционируют. И это противостояние также имеет ― неустранимый характер.

    Итак, принцип соответствия способа производства способу жизнедеятельности, а формации — цивилизации и принципам национальной культуры является универсальным принципом цивилизационного развития.

    1. Структура национального хозяйства. Какова роль экономики в структуре НХ?

    ОТВЕТ: Существует два противоположных подхода к оценке места и роли НЭ в системе НХ: частнохозяйственный и народнохозяйственный подходы. В основе частнохозяйственного подхода лежит философия общей судьбы, основанной на формации «Мы». Интересы нации и общества в целом ставятся выше любого частного «Я». Стоит заметить, что в данном случае солидарность порождает ощущение со принадлежности к общему «Мы», сопричастности к общей среде, общей истории, единым целям, интересам. В рамках народнохозяйственного подхода к предмету экономической теории отношения между хозяйствующими субъектами и обществом определяются философией общей судьбы и формулой «Мы», ставящей интересы нации, всего народа выше частнохозяйственных интересов. Очевидно, что в рамках этого подхода меняется содержание экономических категорий, а также оценка места НЭ в системе НХ и ее роль. В рамках данного подхода экономика и вся система национальной экономики рассматривается как чисто служебная сфера, которая должна обеспечивать всю систему НХ всеми необходимыми ресурсами для воспроизводства как НХ, так и общества в целом. Таким образом, экономическая теория сформировалась как общетеоретическая наука, стремясь отразить различные механизмы хозяйствования в условиях общественного производства, имея при этом два различных подхода к оценке динамики национально-экономического развития. Соответственно, ключевые категории здесь имеют разное содержание, и это видно на примере сравнительного анализа некоторых понятий, в которые исследователи вкладывают разный смысл, исходя при этом из того угла научного зрения.

    1. Социальный характер общественного хозяйствования. Охарактеризуйте эту сферу. Объясните, почему воспроизводство человека и культуры происходит именно в этой сфере.

    ОТВЕТ: Национальное хозяйство состоит их двух главных сфер:

    1. Сфера экономики, которая в морально здоровом обществе является служебной сферой.

    2. Сфера социально-общественного хозяйства.

    Любое нормальное — здоровое общество состоит из трех частей или сфер: духовной сферы, сферы политики и экономики. Экономика является всего лишь прикладной частью общества, выполняя служебные функции, производя товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей. Первичными являются ценности человека и смысл его жизни. В результате многовековой хозяйственной практики, основной на традициях и морали данной страны (цивилизации), у людей формируются стереотипы поведения, появляются соответствующие хозяйственные уклады, формы собственности и формы производства. Тип и характер нравственных ценностей, а соответственно и тип культуры здесь определяется типом религии. Провозглашаемые в рамках западного общества цели и ценности ― личный успех, богатство, индивидуализм, частная собственность и пр.― не только не объединяют людей в общее целое, а наоборот, их разъединяют. Однако господство денег в западном обществе является производным от господствующей системы денежных ценностей, которая получила религиозно-нравственную поддержку в извращенных и заведомо ложных формах антропоцентризма и протестантства. Также в данном вопросе стоит рассмотреть традиционную структуру общества. Составляющие общества:

    1. Сфера культуры: это сфера духовного устройства общества, это духовная сфера, которая включает в себя религиозно-нравственные ценности, систему морально-этических норм, культурно-исторические традиции и обычаи, стереотипы духовного бытия, а также — ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

    2. Сфера политики.

    3. Сфера экономики.

    1. В чем заключается особенность системной методологии анализа национального хозяйства? Дать краткую характеристику методов системного анализа.

    ОТВЕТ: По определению Зомбарта, к которому присоединился во Франции Ф. Перру и Р. Барр , экономическая система характеризуется тремя группами элементов: дух ― «жизнь духа», которая определяет национальный образ мысли, активность, мотивы и психологию экономической деятельности; форма ― совокупность государственных, социальных, юридических и институциональных элементов, которые определяют отношения между экономическими субъектами (режим собственности, статус труда, роль государства); Зомбарт выступал за государственный контроль над бизнесом и настаивал на необходимости планирования индустриального прогресса; субстанция ― техника, формы производства и предпринимательства, совокупность материальных способов, с помощью которых из ресурсов производят блага .У Зомбарта речь идет о взаимодействии ― духа, формы и субстанции: а) духа ― способа духовного бытия; б) формы ― способа жизнедеятельности как «совокупности социальных, юридических и институциональных элементов», которые определяют отношения между экономическими субъектами; в) субстанции ― способа материального производства как «совокупности материальных способов, с помощью которых получают и трансформируют блага». Речь идет о взаимодействии трех структурных элементов, образующих формационно-цивилизационное движение общества. Методов системного анализа:

    1. Формационный метод анализа — опирается на чисто экономические категории: средства производства, рабочая сила, инвестиции, новые технологии и пр. Однако, очевидно, что анализ динамики развития любого данного общества сквозь призму его деформированной двухмерной структуры дает заведомо упрощенную и даже искаженную социальную картину.

    2. Цивилизационный метод анализа — опирается на социокультурные категории: культура, мораль, этика, традиции, политика и пр. Цивилизационный подход переводит анализ общественного развития из горизонтальной, линейной плоскости формационного развития ― в вертикальную плоскость. Он рассматривает три основные сферы общества ― как единый социальный организм, у которого есть свой «стиль души», «лицо» и «стиль культуры», имеющий религиозно-духовное, политическое и социально-экономическое содержание.

    3. Геополитика принципиально важна своим методом для политико-экономического исследования. Она ставит развитие формации (способов производства) и цивилизации (способов жизнедеятельности) в зависимость от национальных факторов: а) этнических; б) природно-климатических; в) территориальных, пространственных. По геополитическим признакам цивилизации также делятся на две группы: морские (островные) и сухопутные (континентальные).

    1. Что означают понятия — «здоровое общество» и «патология нормальности»? Кто автор этих категорий?

    ОТВЕТ: Говорить о «здоровом обществе» «имеет смысл только в том случае, если мы допускаем, что возможно существование психически нездорового обще­ства; это, в свою очередь, предполагает существование все­общих критериев душевного здоровья, применимых к роду человеческому как таковому, на основании которых можно судить о состоянии здоровья любого общества». Автор: Эрих Фромм. «Патология нормальности» - патология, возведенная обществом в ранг всеобщей нормы. Автор: Эрих Фромм.

    1. Каким образом общественная патология связана с собственностью? Что об этом писал известный психологи и философ Этих Фромм?

    ОТВЕТ: Дословно Фромм писал, ссылаясь на авторитет Фрейда: «Важно то, что Фрейд считал, что превалирующая ориентация на собственность… является патологической в том случае, если она остается постоянной. Иными словами, для Фрейда, — продолжает рассуждать Фромм, ― личность, ориентированная в своих интересах исключительно на обладание и владение, — это невротическая, больная личность». Ссылаясь на Фрейда, Э. Фромм, подчеркивает, по сути, ставя свой медицинский диагноз: если социальная структура общества в целом состоит из людей с рыночным характером, а само оно основано на денежных «ценностях», то такое общество — «является больным обществом».

    1. Почему западное общество является антихристианским, и что об этом пишет Эрих Фромм? Кто он такой.

    ОТВЕТ: Фромм является последователем Зигмунда Фрейда (1856–1939), который считал, что культура и цивилизация Запада по мере своего развития все больше противоречат нуждам человека. Эта точка зрения привела его к понятию «социальный невроз». Антропоцентризм — это буржуазная мировоззренческая система, согласно которой человек есть человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. Вера в то, что человеческий род сотворен для того, чтобы править миром и быть средоточием Вселенной, является буржуазной идеей ― идей буржуа, верящего беспредельно только в силу денег, в мамону. В конечном итоге, это привело к тому, что разум и дух научного познания, как подчеркивает Эрих Фромм, «начал вырождаться в манипулятивный интеллект, а индивидуализм — эгоизм. Короткий период христианизации закончился, и Европа возвратилась к своему изначальному язычеству». Ставя вопрос, «является ли западный мир христианским», Фромм отвечает: «За фасадом христианской религии возникала новая тайная религия, «индустриальная религия», укоренившаяся в структуре характера современного общества, но не признаваемая «религией». Индустриальная религия несовместима с подлинным христианством, она низводит людей до положения слуг экономики и созданных их же руками машин». Он особо подчеркивает, что христианство в рамках либерального западного общества подменило фактическое язычество, сделавшее своим культом потребление, наслаждения, деньги и власть. Живое существо здесь становится товаром на «рынке личностей», формируются люди с «рыночным характером», которые не умеют ни любить, ни ненавидеть.

    1. В чем суть протестантизма? В чем заключается его разрыв с христианством? Как Н. Бердяев охарактеризовал протестантство?

    ОТВЕТ: Протестантизм — это буржуазно- либеральное прочтение христианства, это система буржуазно-либеральных взглядов, направленных на реформацию, то есть на преобразование сути христианства, на его подчинение целям буржуазного переустройства общества, на превращение христианства в систему буржуазного воспитания и перевоспитания широких народных масс. Протестантская революции XVI-XVII веков, превратившая христианство в «религию богатых» (Н. Бердяев), утвердила не просто власть денег, она сделала деньги и денежное богатство высшей «ценностью». Деньги стали господствовать не сами по себе, а как результат драматического перелома в общественном сознании Англии и других капиталистических стран того периода, как результат превращения христианства и Евангельской вести о спасении всего человечества — в денежную «индустриальную религию, несовместимую с подлинным христианством»1. Их господство отражало утвердившееся в тот период доминирование протестантских, денежных ценностей.

    1. В чем протестантизма и католицизма и чем они отличаются от восточных духовных религий, включая и православие как восточное христианство?

    ОТВЕТ: Католицизм является юридическим прочтением христианства, и в отличие от протестантизма имеет строго централизованную организацию. Соответственно, жестко иерархический тип религиозного устройства формирует централизованную экономику. Модель «католического капитализма» — это модель, условно говоря, «государственного капитализма» или «христианского социализма». На Востоке, в частности в Японии и Ю. Корее, религиозно-нравственная этика буддизма сформировала «семейный» тип общинного, коллективистского капитализм, который американцы называют «коммунальным капитализмом». Англосаксонскую цивилизацию сотворил дух морских разбойников — пиратов и корсаров, устремленных всегда к добыче и разбою, к власти и богатству, ставших в Англии первыми капиталистами или по меткому выражению немецкого геополитика Карла Шмитта, — корсар-капиталистами. Под воздействием этого духа протестантизм тогда утратил духовную связь с христианством, превратившись идеологическую систему «буржуазной бережливости», в «денежную религию», в «религию богатых», в котором стремление к богатству и другие буржуазные ценности были возведены в ранг «религиозного» догмата веры, подменяя собой истинные христианские духовные ценности. Протестантизм — это вообще буржуазно-либеральное прочтение христианства.

    1. Обоснуйте тезис о том, что экономика и хозяйство всегда и везде порождаются непосредственно религией, либо ее идеологическими формами и принципами.

    ОТВЕТ: Анализ исторической динамики общественного развития убеждает нас в том, что экономика и хозяйство всегда и везде порождаются непосредственно религией, либо ее идеологическими формами и принципами, которые, как, например, кальвинизм и его денежные принципы, сформировали идеологическую и морально-этическую основу нарождающегося капитализма. Другими словами, тот факт, что тип экономики и хозяйства порождаются и определяются религиями, подтверждает сама история возникновения капитализма. Закономерности формационно-цивилизационного развития, указывающие на зависимость формации и цивилизации от типа культуры и от типа геополитического устройства, должны быть дополнены еще один важным принципом — соответствия типа формации и типа цивилизации типу религиозного устройства общества.

    1. Что говорит американский ученый-биолог Лео фон Берталанфи, указывая на крайне негативную роль буржуазного духа? Во что он превращает человека?

    ОТВЕТ: Лео фон Берталанфи, указывая на крайне негативную роль буржуазного духа:

    «Этот дух господствует в нашем обществе и…необходим для его функционирования: редукция человека к низшему уровню его животной сущности, манипулирование им как автоматом для потребления или марионеткой политических сил». И он же: «Это (может быть, исключая атомную бомбу) ― величайшее открытие нашего века: возможность редукции человека к автомату, «покупающему» все».

    1



    написать администратору сайта