Главная страница
Навигация по странице:

  • Судебник 1497 г. как источник права централизованного Российского государства.

  • Русская культура второй половины 13–15 веков.

  • Проблемные вопросы: Какие факторы по вашему мнению оказали наибольшее влияние на возвышения Москвы среди всех остальных Русских княжеств и земель.

  • Обозначьте достижение Ивана Даниловича как Московского князя и Великого Князя Владимирского.

  • Как повлияла практика передачи власти Московскими князьями своим старшим сыновьям на процесс централизации государства.

  • Что сделало невозможным объединение Русских земель под эгидами Великого Княжества Литовского.

  • Какие положения судебника 1497г. можно выделить особо.

  • Какие достижения Русской культуры в 12–15 веках наиболее значимые и интересные. Литература

  • Ответы на вопросы по истории. Вопросы история. Вопросы Русские земли под властью Орды и Великого Княжества Литовского


    Скачать 23.07 Kb.
    НазваниеВопросы Русские земли под властью Орды и Великого Княжества Литовского
    АнкорОтветы на вопросы по истории
    Дата06.10.2022
    Размер23.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы история.docx
    ТипДокументы
    #717425

    Вопросы:

    1. Русские земли под властью Орды и Великого Княжества Литовского.

    В 1237 году монгольские орды под предводительством хана Батыя обрушились на княжества Древней Руси. Первый опустошительный набег испепелил Северо-Восточную Русь. Затем монголы предприняли новый поход, ринувшись на южнорусские земли. Среди лежавших на их пути городов был и Курск. Курск, лишившись князя, превратился в резиденцию монгольского баскака, центр Курской тьмы. 

    На восточных рубежах Литвы никогда не утихала борьба с татарами. Однако главным врагом для неё было Великое Княжество Московское. Все противники политики московских князей находили убежище в Литве. Усиленное внедрение католицизма вызвало недовольство и сопротивление со стороны православных подданных Великого Княжества. В 1500 году в подданство Московского государя переходит со всем своим уделом, подобно всем прочим соседним северским князьям, Рыльский князь Василий Шемячич. Это вызвало, однако, долгую войну и лишь в 1523 году Курский край окончательно вошёл в состав единого Русского государства.

    1. Судебник 1497 г. как источник права централизованного Российского государства.

    Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян, введя так называемый Юрьев день.

    Источниками Судебника 1497 г. являлись Русская Правда, Псковская Судная грамота, текущее законодательство московских князей. Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал. Больше половины статей было написано заново (всего он насчитывал 68 статей), а старые нормы часто в корне переработаны. Статьи Судебника позволяют понять многие стороны общественно-политической жизни Руси того времени: усиление власти Великого князя, увеличение роли дворянства и многое другое.

    Судебник содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права.

    1. Русская культура второй половины 13–15 веков.

    В историко-культурном процессе XIII–XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов. Второй период (11-я половина XIV–XV вв.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры.

    Судя по житийной литературе XIV–XV вв., обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их учили чтению ("грамоте"), а затем письму.

    Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в XIV–XV вв. на Руси развивалось книжное дело. Постепенная замена пергамена бумагой делала книги более доступными. К XV в. известно уже достаточно много библиотек. Хотя большинство книг того времени, очевидно, погибло в огне военных пожаров, в кострах церковной цензуры и т. п., от XIII–XIV вв. до нас дошло все же 583 рукописные книги.

    Проблема сильной централизованной власти, назревшая в XV в., способствовала распространению на Руси популярного среднеевропейского фольклорного повествовательного сюжета — "Сказания о Дракуле воеводе".

    Живопись 11-й половины XIII–XV вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Но в результате нашествия художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций.

    Проблемные вопросы:

    1. Какие факторы по вашему мнению оказали наибольшее влияние на возвышения Москвы среди всех остальных Русских княжеств и земель.

    Я считаю, что наибольшее влияние на возвышение Москвы повлияли такие факторы как поддержка церкви, центральное территориальное положение, положение на перекрестке торговых путей и природная защищенность от внешнего вторжения.

    1. Поддержка церквей было одним из самых влиятельных факторов возвышения Москвы. При Иване Калите митрополит Владимирский Петр переехал в Москву. Город моментально стал центром духовной жизни Руси. при этом церковь на тот момент уже высказывала идеи необходимости объединения Руси вокруг единого политического центра. Естественно, что в глазах церкви и в ее учениях московские князья стали правителями всех русских земель. Этим воспользовался Иван Калита, который объявил себя князем Московским и всея Руси.

    2. Выгодное географическое положение Москвы в центре Северо-Восточной Руси, на перекрёстке сухопутных и речных путей, определявшее её населённость, сделавшее её центром колонизации и этнографическим центром Великороссии, а также транзитным пунктом, что способствовало экономическому росту края.

    3. Через Москву проходил торговый путь из Новгорода в Смоленск (2 самых богатых торговых городов Руси), а также торговый путь из Оки на Волгу, откуда торговцы добирались в Золотую Орду. Пересечение 2-ух крупных торговых путей позволяло Москве жить относительно безбедно только за счет установления пошлины.

    4. Москва была ограждена от Орды Рязанским и Нижегородским княжествами. Это не защищало от военных походов, которые то и дело устраивало Хан, но защищало от локальных набегов, которые очень часто самовольно устраивали монгольские мурзы на пограничные земли. В этой связи московские земли стали привлекать население своей безопасностью.

    1. Обозначьте достижение Ивана Даниловича как Московского князя и Великого Князя Владимирского.

    Вошел в историю как “собиратель русских земель”. Присоединил: Белоозеро, часть княжества Ростовского. Купил: Галич и Углич.

    Поддерживал мирные отношения с Золотой Ордой. Участвовал в карательном походе на Тверь в 1327 году.

    Получил дозволение хана собирать дань для Золотой Орды. Часть денег оседала в Москве, что привело к экономическому росту.

    Активное содействие Русской Православной Церкви. Митрополия была перенесена в Москву в 1325 г.

    Построил 5 белокаменных храмов в Москве.

    1. Как повлияла практика передачи власти Московскими князьями своим старшим сыновьям на процесс централизации государства.

    Практика завещаний власти в Руси Московской была не принята. Если это и использовалось, то только с соизволения Московского князя, у которого под боком служила еще церковная власть в виде Патриарха.

    Таким образом, если князь или боярин после себя не оставлял сыновей, то основное его имущество (земли и крестьяне) переходили в автоматическое распоряжение князя Московского. Это привело к вымиранию местных элит и передаче всех полномочий Кремлю. По такой траектории развивалось самодержавие.

    1. Что сделало невозможным объединение Русских земель под эгидами Великого Княжества Литовского.

    В конце XIV в. Литва приняла католичество, что отталкивало православных русских князей, которые предпочитали единую по вере Москву.

    С конца XIV в. в Литве усиливается польское влияние. Это усиливает культурные различия между Литвой и русскими княжествами, которые тяготели к культурно близкой Москве.

    Московские князья к XV традиционно воспринимались как старшие на Руси как обладатели великокняжеского ярлыка, данного от ханов. У литовских князей не было такого преимущества.

    Белокаменный Кремль Москвы, построенный при Дмитрии Донском, позволил отбить нашествия литовцев во главе с Ольгердом и устоять.

    У Литвы в это время были опасные противники – Тевтонский и Ливонский ордена, которые отвлекали её силы на востоке.

    Куликовская битва закрепила статус Москвы как объединительницы русских земель. Литва в этом противостоянии выступала на стороне Мамая, что снизило её авторитет среди русских земель.

    1. Какие положения судебника 1497г. можно выделить особо.

    Я считаю, что можно выделить такие положения как:

    1. Общие для всей страны правовые нормы

    2. Снижение судебных пошлин

    3. Равенство всех перед законом, это позволило равноправно относиться ко всему народу

    1. Какие достижения Русской культуры в 12–15 веках наиболее значимые и интересные.

    Литература:

    Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод — Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов — своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф.

    Архитектура:

    В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля — Успенский собор. В 1484–1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487—1491гг.) была построена Грановитая палата.

    Живопись:

    Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV—XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

    Научные знания:

    Религиозная литература продолжает пользоваться повышенным спросом, но переводчики XII–XIII вв. все чаще интересуются не только церковными, но и научными текстами. Так появляются переводы книг, содержащих ценную информацию об устройстве мира и человека. Переписываются книги медицинской тематики, труды по истории и географии. Распространению новых знаний и науки в Древней Руси все еще мешает божественное представление о мире. Но накопленные материалы способствовали развитию научных знаний в Древней Руси в будущем. Из переведенных книг люди узнали, что о природных явлениях, ранее принимавшихся за выражение воли Бога. Новые знания по математике, географии, физике и химии применяются в архитектуре и живописи. Эти области науки в 12 веке пользуются повышенным спросом. Средневековая наука Руси ни в чем не уступает европейской. В XII–XIII вв. устанавливаются новые торговые связи. Это способствует накоплению информации о географическом устройстве мира. Образованные люди знают, что вокруг них простирается огромный мир. Путешественники подробно описывают свои странствия по Европе, Китаю, Индии, Ближнем Востоке и даже Египте. Богомольцы рассказывают о красотах Царьграда и Иерусалима.


    написать администратору сайта