Сеиейное воспитание Сикорский. Воспитание детей в семье профессора и. А. Сикорского
Скачать 111.12 Kb.
|
Бердюгина Нина группа 2 к ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ ПРОФЕССОРА И.А. СИКОРСКОГО И горь Иванович СикорскийИгорь Иванович Сикорский (1889–1972 г.г.) – великий русский, а после революции – и американский авиаконструктор. Он создал первый в мире четырехмоторный самолет («Русский витязь»), первый тяжелый бомбардировщик и пассажирский самолет (знаменитый «Илья Муромец», 1914): так русский авиатор положил начало целому направлению мировой авиации – тяжелому самолетостроению. Работы Сикорского в эти годы запустили первое в мире серийное производство самолетов. За свою непростую жизнь он создал еще многое и многое «первое в мире», в том числе первым разработал и стал производить вертолеты. И, кроме того, Игорь Сикорский писал очень серьезные работы на философские и даже богословские темы. «Нестандартное мышление молодого инженера и конструктора, незаурядные способности летчика-испытателя видеть все преимущества и недостатки машины, склонность к анализу и обобщениям, редкая способность принимать смелые решения вопреки мнению маститых ученых, упорство, энергия и огромное трудолюбие, полная самоотдача и преданность небу позволили И. И. Сикорскому в течение нескольких десятков лет быть в первых рядах творцов передовой авиационной техники», – пишет биограф авиаконструктора[1]. Русский авиатор положил начало целому направлению мировой авиации – тяжелому самолетостроению Как же маленький мальчик Игорь, младший из пяти детей своих родителей, дошел до жизни такой? Как он смог стать человеком с этим «нестандартным мышлением», способным принимать «смелые решения», откуда у него такое «трудолюбие» и «самоотдача»? Откуда редкая ныне разносторонность: и потрясающие способности в области технической, и выдающиеся – в области гуманитарной? Вряд ли можно ответить на эти вечные риторические вопросы. Личность человека формируется под влиянием огромного количества факторов, большая часть из которых неподвластна человеческому контролю. И тем не менее есть и такие вещи, на которые можно повлиять, в первую очередь – с помощью воспитания, которое начинается с появления малыша на свет. По крайней мере в это верил, на этом настаивал отец Игоря Ивановича Сикорского. Отец семейства Сикорских И ван Алексеевич Сикорский, отец Игоря СикорскогоОтца будущего авиаконструктора звали Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919 г.г.). Он был всемирно известным ученым, психиатром, педагогом, доктором медицины, профессором Киевского университета им. Св. Владимира. В 1904-м г. отец тогда еще начинающего авиаконструктора основал в Киеве Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей, а в 1912-м г. — первый в мире Институт детской психопатологии. В его деятельности «высочайшая культура, незыблемые моральные принципы и глубокий профессионализм естественно сочетались с логически осознанным патриотизмом, который воспринимался как триединство Православия, Царя и Отечества»[2]. В России конца XIX – начала XX века, во все время правления Государя Николая II, в самых разных формах, и на государственном, и на частном уровне, активно обсуждался и определял реальную жизнь вопрос о самом тесном взаимодействии науки и семьи, семьи и школы. Знаменитый Петроградский родительский кружок, расцвет феномена детской книги, реформы Николая II – все из этой серии. «Семейное воспитание» называли тогда «новооткрытой областью научной педагогики»[3]. Здесь не было противопоставления семьи и школы. Это о другом: о том, что родители – первые и главные учителя своих детей. Совсем не обязательно единственные, но – главные, и – учителя. Родители – первые и главные учителя своих детей Для того чтобы помочь родителям осознать и освоить эту роль, в Санкт-Петербурге с 1898 года лучшие специалисты Российской Империи регулярно выпускали небольшие брошюрки «Энциклопедии семейного воспитания и обучения». И одним из активных участников этого движения, одним из авторов этой Энциклопедии был как раз отец будущего авиаконструктора – профессор Иван Алексеевич Сикорский. Но не только этот проект, но и многие другие работы Ивана Алексеевича посвящены воспитанию детей. Эти работы были популярны далеко за пределами России, переводились на английский, немецкий и другие европейские языки. Самая известная его книга по педагогике и психологии – «Душа ребенка» – в одной Германии переиздавалась больше 14 раз. Конечно, за прошедшие полтора столетия и медицина, и психиатрия, и психология, а за ними и педагогика ушли довольно далеко, и некоторые идеи доктора медицины Сикорского довольно сомнительны или явно неактуальны. Но, как бы то ни было, в его работах есть как минимум одна уникальная, бесценная вещь: это книги о том, как было устроено воспитание в семье Сикорских. Ведь это книги о том, какими взглядами руководствовался отец будущего авиаконструктора: Иван Алексеевич постоянно апеллирует к собственному опыту, говорит о том, как он сам воспитывал своих пятерых детей. Почти на каждой странице его научных трудов – ненаучное, милое: «мой мальчик», «моя девочка». Описание педагогических принципов и приемов этого философа, врача и педагога – работа огромная, потянет на монографию. А здесь мы просто посмотрим на некоторые интересные моменты этой большой истории. Единство и целостность в воспитании Отец семейства Сикорских в своих работах показывал родителей как воспитателей, «заботников» о детях. «Семейное воспитание, – писал он, – имеет свое высокое значение в том отношении, что в интимном мире семьи все особые достоинства и черты юного существа встречают вернейшую оценку и лучшее понимание»[4]. Педагогические и даже специальные научные тексты профессор Сикорский адресовал не только профессионалам, но также родителям: и отцам, и матерям[5]. Иван Алексеевич призывает родителей «наблюдать и открыть психологические особенности каждого юного существа и сообразно этому вести воспитание, стараясь в то же время содействовать развитию тех сторон, которые слабее намечены, чтобы таким образом придать гармоничную цельность душе ребенка»[6]. Вообще, по мысли Сикорского, воспитание ребенка, как и самовоспитание, должно стремиться к «идеальной полноте духа»[7]. По мысли Сикорского, воспитание ребенка должно стремиться к «идеальной полноте духа» Об этой цельности профессор Сикорский говорит и в другой книге, формулируя задачу воспитания детей: «придать возможную цельность и полноту умственному и душевному складу», чтобы у ребенка не развивалась «умственная односторонность». Наблюдать за своими детьми, выявлять и устранять подобную односторонность, по мнению Ивана Алексеевича, – одна из «важнейших сторон» родительского долга[8]. Сам отец семейства Сикорских был внимателен к своим детям, был, как сейчас это называют, «вовлеченным» родителем, соединяя родительскую заботу и свои психолого-педагогические исследования. Он вел «дневники наблюдения» за своими детьми с первых дней их жизни. Каждый этап развития ребенка, нюансы поведения каждого из детей тщательно анализировались[9]. Здесь, как и везде, Сикорский одновременно и ученый, и любящий отец, и его наблюдения за детьми – удивительно теплые, заботливые, я бы сказала – тактичные. Мне кажется, «тактичность» можно назвать одной из особенностей педагогики И.А. Сикорского. Развитие высших чувств Одно из важнейших отличий человека от животного – это свойственные человеку «высшие чувства», которые профессор Сикорский в свою очередь подразделяет на эстетические, интеллектуальные и нравственные. По мнению отца семейства Сикорских, родители должны целенаправленно развивать «высшие чувства» в своих детях. «Чувство стоит во главе душевных процессов, и всякое понижение чувства, даже простое неупражнение его, грозит человеку опасностью психического замедления, психической остановки или регресса... Мы отметим лишь три важнейшие последствия упадка чувства; они состоят: 1) в упадке идеализма и идеальных стремлений общества; 2) в упадке воспитательного воздействия старших поколений на младшие – отцов на детей, и, наконец, 3) в нарастании количества преступлений и самоубийств»[10]. Как же профессор Сикорский предлагал воспитывать и упражнять эти чувства в маленьких детях? «Для развития в детях высших чувств необходимо рано показывать им серьезные стороны жизни, не держа их на одних забавах и удовольствиях. Развитие высших чувств (терпения, кротости, незлобия, великодушия и т.п.) должно быть предметом серьезных забот в этом периоде жизни ребенка <от второго до шестого года жизни>. Без сомнения, единственным верным средством – развить эти чувства в детях – может быть только пример, показываемый старшими, но не проповеди и нравоучения. Последние очень опасны и ведут к резонерству детей, то есть к рассудочному, холодному пониманию форм чувства, но не насаждают самого чувства в сердце дитяти»[11]. Но кроме примера необходимо «наставление словом и делом»: «Полезно иногда обыденные случае обращать в поучение детям… Однажды, гуляя в саду, я заметил ежа, упавшего в яму, приготовленную для посадки дерева. Бедное животное, по-видимому, уже давно попавшее в яму и истомленное попытками выбраться из нее, впало в состояние панического страха при моем приближении. Я пригласил своего сына, мальчика пяти лет, и рассказал ему факт, пояснив, что животное боится, как бы мы его не убили, но мы – сказал я – наоборот, должны спасти ему жизнь. И ‟я приглашаю тебя, – продолжал я серьезно говорить мальчику, – помочь мне спасать жизнь ежу”… Бедный пленник был выпущен на свободу, но прежде, чем это совершилось, я обратил внимание своего сына на то, как еж тяжело дышит от страха… Мальчик был тронут, добивался, как бы объяснить животному наши добрые намерения. Пользуясь возвышенным настроением ребенка, я выяснил ему беспомощность животных… и долг человека помогать всегда животным и людям в их бедствиях»[12]. В своих детях отец семейства Сикорских воспитывал такие чувства, как «виновность» и «стыд», «чутье правды и долга», «чувство благоговения». «Религиозное чувство», по мнению профессора Сикорского, также играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка: «Развитие религиозного чувства является… самым естественным психологическим фактором духовного прогресса, который начинается в детском возрасте»[13]. Творчество и прочее креативное мышление «Воспитание чувств» – мотив для современной педагогики необычный. А вот о творчестве или, как принято сейчас выражаться, о «креативности», говорят много. Но наши слова – теория, а слова Ивана Алексеевича Сикорского – теория, подтвержденная жизнью. Ведь у него действительно получилось стимулировать, раскрыть и направить творческие силы своих детей. Отец семейства Сикорских очень внимательно наблюдал за тем, как играют его маленькие дети. При этом практикующий врач и вузовский преподаватель находил время и возможность самому изготавливать игрушки для детей: «В вопросе содействия умственному развитию дитяти в начале первого года жизни мы лично следовали такой практике. Уловив, чем ребенок занимается, мы, ни на что не наводя его и не наталкивая, старались уразуметь скрытый психологический смысл в поисках и стремлениях дитяти и… пытались сочинить для него игрушку, которая была бы в курсе замыслов и в программе его текущих дел. Если игрушка приходила к делу, то она необыкновенно радовала ребенка. Так, когда моя дочь в конце первого года жизни заметила сходство между слуховым окном голубятни и луной в ущербе… я… сделал несколько таких же полулунных вырезок в бумажных листах и деревянных досочках… игрушка потрафила в самую точку»[14]. В этом эпизоде хорошо видно, насколько этот человек был вовлечен в воспитание своих детей и насколько ненавязчиво его внимание к ребенку. Отец-воспитатель здесь только аккуратно направляет творческую мысль и волю «дитяти». Ненавязчивость и тактичность родителя – важная составляющая педагогики Сикорского Как уже говорилось, ненавязчивость и тактичность родителя – важная составляющая педагогики Сикорского. По его мнению, в дошкольном возрасте важно предоставлять детям возможность для свободной игры, в том числе игры в одиночестве: «Даже среди задач, не имеющих психологической важности, правильнее было бы предоставить ребенку свободу и самостоятельность», – говорит отец семейства Сикорских. И объясняет, о какой свободе идет речь: «вмешательство окружающих в забавы детей должно быть крайне осторожным. Это должен быть, скорее, надзор и участие, но не почин. Истинно жалка судьба тех детей, которых няни постоянно занимают… водят их за руки, предлагают и преподносят игрушки, направляют забавы и прочее... Необходимо дать простор полету ‟свободных представлений”, возникающих у дитяти, потому что только этим путем воспитывается интеллектуальный почин и крепнет воля, необходимая для реализации и воплощения во внешних формах и проявлениях»[15]. Все это – отношение родителей к творчеству малышей, дошкольников. А что дальше? Примерно то же самое, но на более серьезном уровне. Это мы можем увидеть, изучая биографию младшего сына этого семейства. В период своей жизни, соотносимый с нашей начальной школой, будущий авиаконструктор все свободное время мастерил, придумывал что-то. Мальчик пытался придумать машину, которая будет взлетать вертикально. Подобное времяпрепровождение ребенка в конце 1890-х годов – явно бессмысленное убийство времени. Но родители позволяли маленькому Игорю заниматься этими странными играми, безнадежными изысканиями: первый аппарат, который без пассажира мог подняться в воздух, мальчик собрал во дворе родительского особняка. И на этом же дворе, снова «под родительским крылом», двадцатилетний Игорь Сикорский соберет первый настоящий геликоптер. Но, как и в случае с темой свободы дошкольника, свобода взрослеющего ребенка, по Сикорскому, – это отнюдь не безнадзорная вседозволенность. «Уважаемые» и «свободные» дети находятся под присмотром, родители твердо и настойчиво внушают ребенку необходимые духовные ценности. И за свободным творчеством ребенка родители, по мысли Сикорского, все же должны наблюдать: хотя бы для того, чтобы быть в состоянии «уже очень рано заметить способности детей и направить надлежащим образом их умственное развитие»[16]. Свобода творчества ребенка, уважение к этому творчеству в семье Сикорских сочетались с дисциплиной Свобода творчества ребенка, тактичное уважение к этому творчеству в семье Сикорских сочетались с серьезной дисциплиной. Это и описанная выше удивительная «дисциплина чувств», но еще – умение трудиться, работать, управлять своим временем. В своей автобиографии Игорь Сикорский восхищается удивительным трудолюбием своего отца. Мальчиком Игорь видел, что отец работает буквально без перерывов – отец в своем домашнем кабинете занимался научной работой и только дважды в день выходил на полчаса в большой сад их собственного дома[17]. Профессор Сикорский учил своих детей трудиться не только на собственном примере, но и словами. И вот какие слова своего отца запомнил, записал в своих воспоминаниях сам авиаконструктор: «Настоящий мужчина должен делать свою работу честно, не ограничивая свое время и силы… Я также помню, как он добавил, что ‟тяжелая работа, или физическая, или интеллектуальная, которой занимаешься долгое время, не вредит здоровью, при условии, что у тебя будут периоды отдыха”»[18]. Итак, творческие способности детей в семье Сикорских развивались и поддерживались родителями. В первую очередь здесь мы видим внимание родителей к тому, что интересует ребенка. Затем – поддержка этого интереса, создание условий, при которых ребенок мог бы двигаться в выбранном направлении. Творческий интерес ребенка поддерживается даже в том случае, когда это вроде бы не имеет никакой практической пользы. И все это – во внимательном, заботливом отношении родителей к детям. И все это – внутри культуры потрясающей самодисциплины. *** Конечно, эти несколько фрагментов из «педагогической концепции» Ивана Алексеевича Сикорского не ответят на все наши риторические родительские вопросы, но, может быть, окажутся подсказкой, ориентиром в поиске собственных решений, в заботе о собственных детях. Эти небольшие лоскутки помогут увидеть, в каком направлении думал отец семейства Сикорских, когда с заботливой внимательностью, тактичной дисциплиной, стремлением к цельности и целостности он растил своих детей. И еще напоследок – несколько небольших цитат из разных работ Ивана Алексеевича Сикорского: Истинное духовное развитие предполагает собою гармонический рост и усовершенствование основных сторон души, т. е. ума чувства и воли, со всеми деталями и вариантами[19]. Обществу нужны не интеллигенты, а просвещенные люди[20]. Отныне мы, преподаватели высших школ, должны взять на себя подвиг — относиться к чужим детям так, как хороший отец относится к своим собственным детям![21] Развитию эстетического чувства в отношении красок и форм может содействовать чистота и изящество костюма; скромный и даже бедный костюм может быть также изящным, если в изготовлении его соблюдены правильные соотношения формы и цветов[22]. Интересная идея в свете наступления «эпохи экранов». По мнению И.А. Сикорского, дети «склонны в своих играх и забавах пользоваться или ограничиваться теми умственными операциями, которые им легче, доступнее, приятнее… Таким образом устанавливается умственная односторонность мысли. Как на один из примеров ее, подмеченных нами у детей нежного возраста, укажем на предпочтение, отдаваемое зрительным впечатлениям и зрительному мышлению перед слуховыми. Эта односторонность является плодом простого невнимания взрослых, предоставляющих детям мало условий для слуховых восприятий, в сравнении со зрительными»[23]. О праведном Иоанне Кронштадском: «Специальность отца Иоанна – нравственное усовершенствование себя и других. Его труды записаны… в миллионах сердец… Он словом, делом, примером, а более всего своей личностью воспитывает общество. Он преподает науку жизни»[24]. Достижению надлежащей объективности в оценке своих детей много поможет родителям наблюдение над чужими детьми, поможет также и спокойное признание того факта, что высшие идеальные качества, которые мы желали бы встретить в наших детях, так же редки, как редка истинная красота[25]. Постараемся же сделать наших детей здоровыми, умными и добрыми. Это – достижимо! |