Восприятие художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста
Скачать 166 Kb.
|
Глава 2. Особенности восприятия художественной литературы у детей среднего дошкольного возраста 2.1. Цель, задачи, методика проведения исследования. Цель исследования: изучить особенности восприятия детьми 4-5 лет художественной литературы. Задачи исследования: 1.Изучить особенности понимания детьми содержания и авторского замысла художественного произведения. 2.Изучить понимание образа литературного героя, его поступков, переживаний, мотивов поведения. 3.Исследовать особенности эмоционального отношения детей к содержанию художественного произведения и его героям. 4.Изучить умение воссоздавать в воображении картины, нарисованные словом. База исследования: в исследовании принимали участие 10 детей 4-5 лет СП МОУ «Средняя школа № 3» д/с «Солнышко». Эксперимент состоял из 3-ех частей: индивидуальная беседа, словесное рисование, отсроченный пересказ. Методика проведения: выявление особенностей восприятия и понимания детьми литературного произведения проводилось индивидуально с каждым ребенком в форме беседы. Протоколы ответов зафиксированы в Приложении 1 Таблице 3. Через два дня детям предлагалось описать словом, нарисовать мысленно представленные эпизоды произведения, и героев в этих эпизодах. Протоколы ответов см. в Таблице 4. Для того, чтобы понять, что ребенок выделяет как наиболее существенное, эмоционально значимое в литературном произведении через 10 дней мы предложили детям пересказать прочитанный им ранее текст. Протоколы ответов см. в Таблице 5. Для исследования мы выбрали рассказ Н.Носова «Заплатка», рекомендованный Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, но ранее не знакомый детям. 2.2. Анализ рассказа Н.Носова «Заплатка». В рассказе «Заплатка» Н.Носов как всегда забавно, занимательно и понятно говорит с ребенком-читателем о сложных вещах. Этот рассказ повествует нам о реальной жизни современных тому времени ребят. Автор просто и доходчиво рассказывает читателям простую жизненную ситуацию, в которую нередко попадают все мальчишки. Сюжет рассказа прост: главный герой рассказа - мальчик Бобка. Это обыкновенный мальчишка, лет 10-12, у которого были замечательные «солдатские» штаны. Как и все мальчишки, однажды Бобка полез через забор, и зацепился за гвоздь. Пошел к маме, мама зашивать не стала, а произнесла фразу, в которой на наш взгляд и заключается идея произведения («Сам порвал- сам и зашей»). Тогда Бобке пришлось браться за дело самому. На наш взгляд, сюжет рассказа развивается внутренне, его движут противоречия, развитие характера героя (сначала Бобка решил ходить так, но ребята, игравшие во дворе, дали ему понять, что солдат должен сам уметь устранять неполадки в своей одежде). Несмотря на хвастливость, озорство, присущее всем мальчишкам, можно сказать, что характер Бобки отличают трудолюбие, целеустремленность, аккуратность, желание добиться своего. Автор мастерски сумел передать и хвастовство главного героя и чувство стыда и состояние во время пришивания заплаты и чувство гордости за отлично выполненную работу. Рассказ динамичен, остросюжетен, насыщен комическими ситуациями. В рассказе очень много поучительного. Дети узнают, что посильную работу они могут выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых. Рассказ учит доводить начатое дело до конца, а также дети получают первоначальные знания о том, как необходимо ставить заплатку, и что лучше и намного приятнее это сделать самим. В своей работе мы использовали диагностику Л.М.Гурович «Выявление особенностей восприятия и понимания литературных произведений детьми». Анализ полученных материалов (см.Табл.6), дает возможность выявить следующие уровни понимания детьми литературного произведения Уровни понимания детьми 4-5 лет художественного произведения.
Из таблицы видно, что низкий уровень показали 2 человека. Дети этой подгруппы затрудняются в понимании содержания произведения. Испытывают затруднения, отвечая на вопросы связанные с пониманием идейного замысла произведения. На предложение «описать словом», нарисовать мысленно ту или иную картину дети отвечают отказом, или приводят случайные, не имеющие значения факты. Моральная оценка поступков главного героя и эмоциональное отношение к нему характеризуется большой неустойчивостью. Пересказать сюжет данного рассказа, хотя бы и кратко дети затрудняются. Итак, для детей этой группы характерно:1)отсутствие понимания идеи произведения;2)непонимание мотива поступка главного героя;3)отказ от словесного рисования;4)нежелание отвечать на поставленные вопросы; 5)затруднения при пересказе. На основе полученных данных необходимо определить следующие задачи для работы с этой подгруппой детей: Помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературного произведения. Помогать детям устанавливать в произведении разнообразные связи. Обращать внимание детей на разнообразные поступки в поведении героя. Учить детей видеть простые, открытые мотивы поступков героя. Учить детей определять свое эмоциональное отношение к герою и мотивировать его. Стимулировать детей к пересказу художественного произведения в свободной деятельности, игровой, театрализованной. Для этих детей этой можно предложить перечень художественных произведений предыдущей группы. Произведения с ограниченным количеством героев, где ярко прослеживаются мотивы их поступков; произведения, в которых достаточно легко можно установить разнообразные связи; произведения с динамичным, запоминающимся сюжетом, небольшие по объему, хорошо иллюстрированные. Например, цикл рассказов Л.Толстого «Птица свила гнездо…», «Таня знала буквы…», «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»»; сказки и рассказы К. Д. Ушинского «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей», «Уточки», «Ветер и солнце»; Книги писателей-природоведов: В.Бианки «Купание медвежат», «Мишка-башка», М Пришвин «Дятел», «Листопад»; цикл рассказов из книги «Что я видел» Б.Житкова и др. Большинство детей показали средний уровень понимания литературного произведения. Для них характерно:1)осмысленно воспринимают произведение; 2)легко устанавливают простые причинные связи в сюжете;3)показывают последовательность действий в произведении; 4)правильно высказываются о поступке героя, опираясь на свой опыт;5)стараются использовать авторские слова и выражения;6)простой, краткий, пересказ текста;7)воспроизведение только внешних поступков и действий героя; А вот это, на наш взгляд, им не удалось:1)недостаточно полное понимание смысла произведения;2)неспособность проникнуть в подтекст произведения;3) непонимание авторского замысла, идеи произведения;4)моральная оценка поступков героя несколько неустойчива; 5)неспособность вникнуть в тонкости переживания героя;6) воспроизведение только внешних поступков и действий героя; Для этой подгруппы детей можно поставить следующие задачи работы: Учить детей устанавливать многообразные связи в сюжете произведения. Помогать детям не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев. Помогать детям видеть скрытые мотивы поступков героев. Формировать у детей осознанное эмоциональное отношение к героям произведения. Обращать внимание детей на язык произведения, авторские приемы изображения. Для чтения детям этой группы можно предложить такие художественные произведения, которые учат оценивать поступки героев, соотносить личный опыт и опыт прочитанного, воспитывают в детях желание вместе со взрослыми и самостоятельно выполнять посильные трудовые поручения, учат оценивать результат своей работы и доводить начатое дело до конца. Например, Е.Пермяк «Торопливый ножик»; В.Вересаев. «Братишка»; Л.Воронкова «Как Аленка разбила зеркало»; В.Драгунский «Тайное становится явным»; М.Зощенко «Показательный ребенок»; Н.Носов «Затейники», «Фантазеры»; Л.Пантелеев «На море»; В. Осеева «Волшебная иголочка», «Добрая хозяюшка»; Э.Мошковская «Вежливое слово» и др. Вывод: в нашей работе был поставлен эксперимент на выявление особенностей восприятия и понимания детьми среднего дошкольного возраста художественного произведения. Результаты эксперимента показали, что большинство детей находятся на среднем уровне. Поэтому, необходимо продолжать работу, направленную на понимание и восприятие художественного произведения детьми данного возраста. Список использованной литературы. Андросова В.Н. Обучение восприятию художественной литературы// Дошкольное воспитание.-1981.-№3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология»- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981.-255 с., ил. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова; Под ред. В.И. Логиновой.- М.: Просвещение, 1992.-64 с. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-208 с. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И.Логинова, А.И.Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А.Сохина.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1984.-223 с., ил. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина.- 5-е изд.-М.: Просвещение, 1981.-159 с. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П. Николаичева.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1984.-240 с. Циванюк. Н. Некоторые особенности восприятия сказки детьми 3-4 лет// Дошкольное воспитание. -1970.-№6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.-М.: Издательский центр «Академия», 200.-560 с. Приложение. Таблица 3.
|