Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественно-политическая мысль 30-50 гг: кружки, славянофилы и западники, революционеры-демократы.

  • Крестьяская реформа 1861 года: причины отмены кр.права, содержание реформы, последствия

  • Либеральные реформы Александра Второго.

  • Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие полит. Течения. Причины активизации раб.движ-я

  • “Земля и воля”

  • Теория революционного народничества

  • Народнические организации второй половины 1860 —начала 1870-х гг

  • Хождение в народ”

  • Земля и воля”.

  • Шпоры по истории. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация


    Скачать 320.5 Kb.
    НазваниеВосточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
    АнкорШпоры по истории.doc
    Дата18.09.2017
    Размер320.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по истории.doc
    ТипДокументы
    #8595
    КатегорияИстория
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Культура первой половины 19 века.

    Образование. Круг образованнх людей расширялся, обр-е стало доступно даже разночинцам. 1802 год-создано Министерство народного просвещения. 1804 год – Россия разделена на 6 учебных округов. Центры округов-университеты. Наряду с университетами появились специализированные учебные заведения: Межевой, Лесной, Педагогический институты, Техническое училище, Земледельческая школа. В губернских городах открылись гимназии, в уездных – училища. 1817 год – Министерство народного просвещения преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с князем Голицыным. Численность учебных заведений в 1-ой пол. 19 века возросла, усилилась сословность в системе образования. Литература. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Карамзин, Белинский. 1810-1820 гг – расцвет литературных салонов и объединений. Время подъема русской журналистики. «Русский вестник» Глинки, «Московский вестник» и «Москвитянка» Погодина (консерваторы). «Европеец» Киреевского, «Московский телеграф» Полевого, «Современник» Пушкина, Панаева, Некрасова, «Вестник Европы» Карамзина (либералы и демократы). Архитектура. Господствовал классицизм, стиль ампир. Воронихин – Казанский собор и Горный институт, Захаров – здание Адмиралтейства, Росси – Михайловский дворец, здание Сената и Синода, Александринский театр, Бове – Большой театр, Жилярди – реконструкция Московского университета. Живопись. На смену классицизму приходит романтизм. Брюллов – «Последний день Помпеи», Кипренский – портреты Пушкина, Оленина, Иванов – «Явление Христа народу», Федотов – начало реалистической и сатирической живописи. Театр и музыка. Самые известные театры – это Малый театр в Москве и Александринский театр в Санкт-Петербурге. Переход театров к драматургии Грибоедова, Островского. Известный актер эпохи-Мочалов. В музыке особое место занял романс (Алябьев, Варламов), крупнейший композитор эпохи – Глинка ( «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»).
    Общественно-политическая мысль 30-50 гг: кружки, славянофилы и западники, революционеры-демократы.

    Кружки. Подавление восстания декабристов, казнь, ужесточение цензуры вызывали недовольство либеральной молодежи, но на создание новых тайных обществ по типу «декабристских» не было ни сил, ни возможности. Поэтому в 20-50 гг. существовали лишь небольшие кружки.

    1827 год- в Московском университете раскрыт кружок братьев Критских. Члены собирались вести антиправительственную пропаганду и велись разговоры о цареубийстве.

    1831 год – разгромлен кружок Сунгурова, в котором состояли и офицеры.

    1832 год – раскрыт кружок литературного общества 11-го нумера (Белинский). Белинский исключен из университета, чтобы не портить репутацию.

    Кружок Герцена и Огарева. Придерживались либеральных и антиправительственных взглядов. В 1831 году пересмотрели свои убеждения в пользу социалистического учения сен-симонизма. В 1834 году кружок раскрыли, членов отправили в ссылки.

    Кружок Станкевича. Не имел четких политических и оппозиционных взглядов. В нем изучались труды немецких философов. Оказал влияние на идейную жизнь страны, из него вышли позднее западники и славянофилы.

    Славянофилы. Аксаковы, Киреевские, Хомяков, Самарин. Неприятие существующих в России порядков, гибельность крепостного права. Считали, что все постигшие Россию беды от того, что она отказался от самобытного развития и стала перенимать европейские порядки. Идеал-допетровская Русь. Считали русский народ чуждым политике, искренне преданным монарху. Делали вывод о невозможности революции в России. Отрицали конституцию, разделение властей, парламентаризм, царскую власть представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Западники. Грановский, Бакунин, Боткин, Белинский, Герцен, Огарев. Неприятие существующих в России порядков, гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Считали, что Россия должна идти по пути развития Западной Европы, стать парламентской конституционной монархией. Для левых западников развитие по евр.пути должно было привести к утверждению в России социализма. Революционеры-демократы. От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком. Крупным событием общественной и идейной жизни стало письмо Белинского к Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”. Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Согласно его концепции, опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Социализм Герцена называли утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские радикалы склонялись к революционным методам освободительной борьбы. Также существовали различные революционные кружки: кружок В.М. Буташевича-Петрашевского (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Майков). Мечтали о ликвидации кр.права и самодержавия, об утверждении республики. В 1849 году петрашевцев отправили на каторгу.
    Крестьяская реформа 1861 года: причины отмены кр.права, содержание реформы, последствия.

    Причины: 1. Экономика находилась в состоянии кризиса. 2. Складывался капиталистический уклад, усилилось расслоение крестьянства 3. Начало промышленного переворота, которое сдерживалось слабым развитием рынка свободно рабочей силы. 4. Волнения крестьян

    19 февраля 1861 года - подписан манифест об отмене крепостного права в России и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

    1. Крестьяне становились лично свободными людьми. Могли заключать сделки, приобретать имущество, вступать в брак, переходить в другие сословия. Но они были подчинены общине (миру), без ее согласия не могли покинуть деревню и избрать иное место жительства. Установлена круговая порука по уплате податей.

    2. Если помещик и крестьяне не могли договориться, то наделение землей проводилось на основе установленных норм. Раздел необходимо было проводить на основе уставных грамот. Для урегулирования споров между крестьянами и помещиками создавался институт мировых посредников. За полученную землю крестьяне должны были по-прежнему выполнять повинности в пользу помещика: работать на барщине или платить оброк.

    3. После составления уставных грамот помещик мог перевести крестьян на выкуп. До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным. С переходом на выкуп, крестьянин становился крестьянином-собственником, хотя продавать надел было запрещено.

    4. Крестьянин выплачивал 20 % выкупа, остальное – гос-во. Крестьяне должны были выплачивать гос-ву долг в течение 49 лет под 6% годовых. Но потом платежи были отменены.

    Крестьяне были разочарованы реформой, считали, что помещики обманывают их. Возникли волнения. Отказывались подписывать уставные грамоты. Движение пошло на убыль после 1864 года.

    Значение: обретение личной свободы, расширение рынка рабочей силы, приток населения в города, рост промышленности, неизбежность перестройки сельского хозяйства, начало превращения России в буржуазную страну.
    Либеральные реформы Александра Второго.

    Земская реформа 1864 г. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. Делами. Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. В земских собраниях преобладали дворяне. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма. 0на заменила прежние сословные думы городскими думами и городскими управами. Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую курию составляла группа владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. Городское общественное самоуправление ведало: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д. Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля деятельности городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие. Судебная реформа 1864 г. Созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. Судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год. Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором. Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора и адвоката.

    Военная реформа. Ликвидация военных поселений. Сокращение вспомогательных и нестроевых войск. Вместо кадетских корпусов появились военные гимназии, военные и юнкерские училища. Ликвидация телесных наказаний. Рекрутская повинность заменена всеобщей воинской повинностью. Срок службы ограничился 6 годами, пребывание в запасе – 9 годами. Служить в армии должны были представители всех слоев населения. Для образованных лиц срок службы был меньше. От службы освобождались единственные сыновья в семье, единственные кормильцы, представители нац.меньшинств. Реформа образования. 1864 год – утверждены положения о народных начальных училищах и устав гимназий и прогимназий. Нач.образование дети получали в гос-венных церковно-приходских, земских школах. Срок обучения – 1-3 года. В городах созданы 4-х классные прогимназии и семиклассные гимназии: гуманитарные и реальные. 1871 год – реальные гимназии преобразованы в реальные училища. 1863 год – университетская реформа. Университеты получили автономию. Создавались университетские советы, избиравшие ректоров, проректоров, университетских судей.Полиция потеряла право вступать на территорию университетов. Расширены учебные программы, выросло число кафедр.
    Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие полит. Течения.

    Причины активизации раб.движ-я:

    1. Недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.

    2. Медлительность и неповоротливость правительства при претворении реформ в жизнь, непоследовательность самого А II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевской эпохи.

    Идейный вождь в 50-х -60-х гг.- редактор “Современника” Н. Г. Чернышевский. Был за крестьянскую революцию, развивал идеи об общинном социализме, за создание в стране револ. орг-и. В июле 1862г. Чернышевский был арестован

    В 1861 г. в Петербурге возникла “Земля и воля”. Орг-я объединила людей из разных социальных групп и сословии. Программа “Земли и воли”: 1. Требования созыва народного собрания 2. Установления демокр. Республики 3. Широкого местного самоуправления, равноправия женщин. 4. Передача крестьянам всей земли 5. Объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины. Практическая деят-ть: издание и распр-е револ. литературы, содействие побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. “Земля и воля” готовилась начать открытое выступление в 1863 г. Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены “Земли и воли”. Весной 1864г. “Земля и воля” приняла решение о самороспуске.

    Теория революционного народничества. (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.)

    Идеи общинного социализма –основа народничества. Народ-реальная полит. Сила, кот.нужно сделать сознательной и организованной. Хотели революцию и новый строй, основ. на принципах равенства и соц. справед. Бакунин - идеолог анархического крыла народничества. Отрицал диктатуру пролетариата. Русский народ считал бунтарем, кот. должна была разбудить интеллигенция. Теории анархизма, отрицающего государство. Высшее зло-государство. Предлагал федеративную свободную организацию “снизу вверх” — рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество — общ –во, в котором самоуправления народа.

    Лавров, идеолог пропагандистского крыла в народничестве. Народная революция нуждается в длительной подготовке. Люди, имеющие основательную научную подготовку должны идти в народ и пропагандировать. Построив справед. соц. общ-во, интеллигенция сможет “оплатить” свой “долг народу”. Она получила образование и другие блага только благодаря трудам и лишениям народа.

    Ткачев - идеолог заговорщического направления в народничестве. Крестьянство не может само осуществить соц.рев-ю. Ее совершит тайная орг-ия революционеров, предварительно она должна “расшатать” сущ. власть путем террора. Считал невозможным разрушение государства. Замена старых гос. институтов на новые, революционные.

    Народнические организации второй половины 1860 —начала 1870-х гг. В сер. 60-х гг. организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863-1866 гг.). Задача- подготовка рев. перев-та, рез-тат - переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой орг-и стала действовать группа “Ад”, которая вела подготовку цареубийства, первотолчка “соц. рев.” В апреле 1866 г. член “Ада” Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Революционер был казнен, а организация разгромлена.

    В 1869 г. С. Г. Нечаев основал в Москве общество “Народная расправа”. Хотел покрыть Россию сетью ячеек с железной дисциплиной, для членов которых дозволено все, что служит делу разрушения старого общества и осуществления революционной цели. В 1869 г. в Петербурге сложился кружок “чайковцев” Группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н.Г Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса среди студенчества. Организация на принципах высокой нравственности. Сумели создать сеть своих групп по России (С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, А. И. Желябов, М. А. Натансон и др.)

    Хождение в народ”. Нужно идти в народ, чтобы вносить в сознание “идеалы лучшего, справедливого общественного строя”.

    В 1874—1875 гг. сотни пропагандистов разбрелись по России. Говорили с крестьянами о революции и социализме. Крестьяне не понимали их, часто доносили в полицию. Власти организовали облаву и суды над пропагандистами.

    Земля и воля”. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация “Земля и воля. Создатели - М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др. Цель- переход всей земли в руки крестьянства, жизнь общ-ва на принципах общинного самоупр, решение нац. вопроса сообразно желанию населения. Осуществление “только путем насильственного переворота”. Ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Проведение действий, ослабляющих правительство, индивидуальный террор.

    Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по основной специальности — фельдшеров, учителей, агрономов.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта