Восточнославянское язычество: источники, методы реконструкции. календарные обряды. Восточнославянское язычество источники, методы реконструкции
Скачать 16.96 Kb.
|
Восточнославянское язычество: источники, методы реконструкции .
Христианизация славянской мифологии . Происхождение искусства Теории возникновения искусства, происхождения игры. Материалистическая теория о взаимосвязи и взаимообусловленности труда и искусства на ранних стадиях развития человеческого общества. Утилитарный характер первобытного искусства . Система мифологических представлений Тотемизм и анимизм – особенности первобытного мировоззрения. Их роль в создании фольклорной образности. Магический характер раннего фольклорного творчества . Мифология как система архаических представлений о мире, выраженных в конкретно-чувственной форме. Мифология как форма выражения глобальной концепции мира и человека, созданной в первобытную эпоху. Этиологические мифы, «объясняющие» происхождение природных и социальных явлений. Космогонические и этнологические мифы . Почитание сил природы: культ солнца, культ Матери-земли, культ воды, культ деревьев, культ камней. Мифологическая картина мира. Мифы, реконструируемые в славянской культуре. «Основной миф» В.В. Иванов, В.Н. Топоров о поединке бога грозы Перуна со змеевидным противником Велесом . Источники реконструкции славянской мифологии: а). письменные источники – различные поучения против язычества, принадлежащие церковным авторам и содержащие перечни имен славянских божеств; летописные свидетельства; вставки в переводные тексты; редкие заметки иностранных писателей и путешественников; б). записи народных поверий, ритуалов, обрядов, фольклорных произведений различных жанров; в). архаические элементы языка . Методы реконструкции славянской мифологии. Исследование славянского этногенеза археологией и языкознанием, этнографией и фольклористикой. Метод ретроспекции . Методы типологического анализа: метод внутренней реконструкции (реконструкция внутри одной макросистемы или «культурной семьи», в данном случае – славянской), метод внешней реконструкции, требующий привлечения родственного материала (для славян – балтийского, германского, иранского и т.д . Тема 6. Славянские языческие божества высшего и низшего пантеона . Миф и ритуал . Высшие боги: Рожаницы, Род, Сварог, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Волос (Велес), Мокошь, Перун, Переплут, Ярило, Лада, Леля и др. Низшие божества: духи – хозяева мест (духи культурного пространства /домовой, банник, кикимора, овиник, рижник, гуменик/; духи природного пространства /леший, водяной, русалка, полевик, болотник, полудница и др./); духи судьбы, болезни, смерти (доля, лихорадки и др.) . Принятие христианства на Руси. Двоеверие. Христианизация славянской мифологии. Переход низших языческих божеств в разряд «нечистой силы». Представление о народном православии. Народные культы святых . Миф и ритуал Компоненты обряда: вербальный (словесная форма), реальный (предметная форма – предметы, вещи), акциональный (действенная форма – действия). Ритуал – вид обряда, исторически сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых) для выражения определенных социальных и культурных взаимоотношений и ценностей. Древнейшая и глубинная основа ритуала – символический переход между различными формами космического и социального бытия. Структура ритуала . Мифы как основной способ познания мира в первобытном обществе. Принципиальная особенность мифа – его синкретизм (слитность, нерасчлененность различных элементов – художественного и аналитического, повествовательного и ритуального) . Характер соотношения мифа и ритуала в традиционной культуре . Тема 7. Русский земледельческий календарь . Условия формирования аграрной магии. Освоение культуры земледелия. Славянская мифология. Высший пантеон славянских языческих богов земледельческого периода . Магические обряды, являвшиеся формой выражения солярного культа, культа богов плодородия, культа предков . Принятие христианства на Руси и его роль в эволюции системы календарных обрядов. Двоеверие – преобладающая форма религиозности на Руси. Церковные святцы и их сельскохозяйственное осмысление народной средой. Формирование «производственнобытовых святцев», или народный месяцеслов . Циклы, периоды и обрядовые комплексы народного земледельческого календаря . Календарная обрядовая поэзия, её классификация . Тема 8. Зимние календарные обряды и праздники . Комплекс святочных праздников (Сочельник, Рождество Иисуса Христа, канун Нового года, Новый год, Крещение) . Обряды христославления и посевания, совершаемые детьми . Обряд колядования и его мифологический смысл . Связь святочных праздников с зимним солнцестоянием. Культ воды в праздник Крещения. Ряжение: антропоморфные и зооморфные маски, их происхождение. Ритуальный смех. Гадания. Условия проведения обряда гадания. Типы гаданий, их семантика . Поэтика обходных песен, исполняемых ряжеными (колядки, овсени, виноградья) . Тема 9. Весенние календарные обряды и праздники: Масленица, обряд встречи весны, Егорьев день, пасхальный обрядовый комплекс, Семик и Троица . Масленица – языческий в своей основе праздник. Дни масленичной недели. Обрядовая еда. Обрядовые действа в честь солнца. Катание на конях. Катание с гор. Обычаи, связанные с молодоженами. Ряжение. Чествование и проводы чучела Масленицы . Масленичные песни, их символика, своеобразие ритма. Прощеное воскресенье . Обряд встречи весны. Егорьев день Обряд встречи весны, его магическое и эстетическое значение. Выпекание из теста перелетных птиц; песни-веснянки . Обряд первого выгона скота в Егорьев (Юрьев) день, его магическая и поэтическая сторона. Оберег лошадей . Пасхальный обрядовый комплекс Вербное воскресенье. Пасха. Радуница. Вера в целебные и охранномагические свойства веток вербы и связанные с этим обряды. Встреча Пасхи. Бытовые обряды, приуроченные к празднованию Пасхи: крашение яиц, выпекание куличей, обрядовые трапезы. Хлеб и яйца как сакральная пища. Игры с яйцами. Качели. Увеселения молодежи и взрослых. Исполнение волочебных и вьюнишных песен. Культ предков, поминовение умерших в день Радуницы. Обряды, совершавшиеся на кладбищах. Ежегодные общие поминальные дни . Красная горка – начало хороводных игр и других летних развлечений. Их связь с древним культом гор и холмов, с культом солнца. Качели. Хороводные песни (тематика, поэтические особенности) . Семик и Троица Семицко-троицкие обряды (зеленые святки). Культ расцветающей, входящей в силу растительности, его связь с женскими обрядами. Мифологический образ березы. Завивание и развивание березы; кумление; «купание» березы. Гадания. Обряды с кукушкой. Фольклор, связанный с поверьями о русалках. Проводы русалок. Духов день . Троицкие песни, их поэтика . Тема 10. Летние календарные обряды и праздники . Иван Купала, похороны Костромы, Петров день, Ильин день . Иван Купала. Культ солнца. Очистительные обряды. Культ воды и его проявления. Игрища с пережитками сексуальной свободы. Вера в целебную силу трав и растений и связанный с этим фольклор Купальские песни . Похороны Костромы. Петров день. Ильин день Похороны Костромы. Игровой характер обряда, его содержание и поэзия . Петров день. Обряды и поверья, связанные с солнцем. Петровские песни . Ильин день – «грозный» праздник. Народное восприятие пророка Илии, передача ему функций Перуна-громовержца. Запрет купания . Тема 11. Осенние календарные обряды и праздники . Жатвенные обряды. Зажинки и дожинки. Обряды, совершаемые жнеями перед началом жатвы, «чтобы спина не болела». Почитание первого и последнего снопа . Обряды возвращения силы хлебному полю и жнеям. Жатвенные песни . Жанровый состав обрядовых песен: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые, лирические . Религиозно-ритуальное и бытовое значение календарных обрядов и праздников . |