Буцко 2 Тюрина. Возле терема Ю. Буцко Буцко Юрий Маркович
Скачать 1.14 Mb.
|
«Возле терема» Ю. Буцко Буцко Юрий Маркович – советский композитор, преподаватель Московской консерватории. Родился 21 мая 1938 года. Окончил Московскую консерваторию, аспирантуру. Ю.М. Буцко - из замечательной плеяды композиторов, которые учились у выдающегося педагога - Василия Михайловича Шатерникова (класс фортепиано). Среди них - Р.К. Шедрин, А.Г. Шнитке, К. С. Хачатурян. Среди сочинений: оперы "Записки сумасшедшего" (по Гоголю), "Белые ночи" (по Достоевскому), "Из писем художника" (по Коровину), оратория "Сказания о пугачевском бунте" (по Пушкину), 5 кантат ("Вечерок", "Свадебные песни"), концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, полифонический концерт для органа, клавесина, челесты и фортепиано, инструментальные сонаты, хоры, вокальные циклы, музыка к спектаклям драматического театра теле- и кинофильмам. В кантате «Свадебные песни» (1966 год) композитор обратился к образам старинных свадебных песен и создал произведение, пленяющее простотой, искренностью, трогательной задушевностью. В кантате использованы подлинно народные тексты из материалов фольклорных экспедиций в Архангельскую область и из книги Д. Сахарова «Русские народные песни». Повествование ведется от лица героини. Шесть номеров кантаты не среплены сюжетной линией. Перед слушателем – разрозненные эпизоды, повествующие о несчастливой судьбе русской женщины в дореволюционное время. Разделив их двумя оркестровыми интермедиями на три звена, композитор достигает последовательного нагнетания драматизма. Каждое из звеньев «поэтического сценария» кантаты сооветствует экспозиции, драматической разработке и финалу. Её первая кульминация – четвертый номер («Куда мне, девице?»…). Заключительная, «тихая» кульминация построена на противопоставлении эпической сцены свадебного славления и сольной женской реплики, скорбной и трогательно одинокой. Совмещением образного и жанрового контраста композитор достигает драматического эффекта. Идейно-драматургическая основа «Свадебных песен» определяет художественную силу и значение произведения. В. Бобровский Музыкально-теоретический анализ хора «Возле терема». Жанр произведения – контрастно-составная часть кантаты Ю. Буцко «Свадебные песни». Форма произведения сложная трехчастная репризная с элементами куплетно-вариантной формы, с особым видом коды, основанной на музыкальном материале второй части. Открывается произведение инструментальным вступлением. Во вступлении заложен основной темп, моторика и характер произведения: Пример №1 Первая часть состоит из двух эпизодов. Первый эпизод представляет собой своеобразный неквадратный период – 2+4 – близкий к свободному построению. Неквадратность периода вызвана, прежде всего, полифоническим развитием второго предложения и силлабическим акцентом (появление крупной длительности) в завершении построения: Пример №2 Музыкальный материал первого эпизода строится на мелодической попевке: Пример №3 Попевка повторяется несколько раз во все более уплотненной гармонической фактуре: Пример №4 Вторая составляющая эпизода – стремительно восходящее движение мелодии с ритмической нисходящей имитацией, которая перетекает в каденцию эпизода: Пример №5 Второй период является вариантным изложением первого. Мелодическая линия остается неизменной: Пример №6 Изменяется только ее тональность с C-Dur в As-Dur. Проходит мелодическая линия уже в партии альтов. И только при втором проведении присоединяется партия сопрано: Пример №7 При третьем проведении, по аналогии с первым периодом, звучат все партии, кроме баса: Пример №8 После второго периода так же звучит инструментальный проигрыш, которой основан на теме вступления: Пример №9 Вторая часть является контрастной по отношению к первой. Она состоит из двух эпизодов. Первый эпизод – ритмическая имитация основой попевки произведения: Пример №10 Второй эпизод строится на новом музыкальном материале – монотонном ритмическом повторении основного мелодического рисунка: Пример №11 Данный эпизод и завершает вторую часть. После него звучит инструментальная связка к репризе: Пример №12 Реприза открывается проведением музыкального материала первой части без мелодических изменений в основной тональности: Пример №13 В репризе отсутствует повторение периода, как это было в первой части, вместо этого появляется музыкальный материал, основанный на интонациях второй части: Пример №14 Завершается музыкальное произведение длительным инструментальным заключением на фоне звучания партии хора, основной музыкальный материал которого составляет плагальные обороты: Пример №15 Гармонический язык и ладотональный план. Основная тональность произведения C-Dur, в ней проходит экспозиция первой части. При повторении периода музыкальный материал звучит в тональности As-Dur. Модуляция происходит в инструментальном проигрыше: Пример №16 Склад письма – смешенный: - монодический – одноголосное проведение мелодической линии: - гомофонно-гармонический – с мелодической линией в верхнем голосе: Пример №17 Вокально-хоровой анализ. Тип и вид хора. Произведение написано для смешанного четырехголосного хора с инструментальным сопровождением. Все хоровые партии находятся практически в одинаковых тесситурных условиях, поэтому нет необходимости создавать искусственный ансамбль. В тесситурном плане произведение написано очень удобно, так как соответствует динамическим требованиям. Если говорить о степени сложности каждой отдельной партии в интонационно плане, то следует отметить, что они также поставлены в одинаковые условия. Трудности могут возникнуть только во второй части, при пении хроматических ходов и скачков: Пример №18 Что касается звуковедения, то оно не всегда будет одинаково, в связи со сменой образа и для достижения определенного изобразительного эффекта. Основной тип звуковедения – legato- непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным. Трудность вызывает то, что связно нужно спеть практически не развитую мелодическую линию. Для того, чтобы преодолеть пение по слогам и добиться именно связного, тягучего пения, надо объяснить хористам, что петь следует не ноты, а смысл, то есть делать фразировку, стремиться к значимым словам внутри фразы, предложения, части. Например: Пример №19 «Во-зле-те-ре-ма-бо-льшо-го-мо-ло-до-йко-ро-льгу-ля-ет» Что касается marcato и non legato: Пример №20 Снова возникает опасность пения по слогам, так как медленный темп и громкая динамика могут отдалить от исполнителей и слушателей смысл текста. Поэтому опять важна фразировка и четкие снятия по руке дирижера. Увлекшись работой над вокалом, звуком не следует забывать о дикции, которая во всех вокальных произведениях играет очень большую роль. Ведь от того, насколько хорошо сказано и донесено слово, будет зависеть очень многое. По отношению к данному произведению можно сказать, что дикция должна быть слегка утрирована, особенно в тех словах, где стоят акценты, но не крупная. В целом для исполнения данного произведения требуется средняя дикция. Работа над словом и вокалом всегда тесно связана с работой над дыханием. Для исполнения этого произведения необходимо смешанное – цепное и общехоровое дыхание. К основным сложностям горизонтального строя следует отнести обилие хроматизмов: Пример №21 Хористам важно ощущать ладовые тяготения, а так же помнить правило – хроматические полутоны интонируются достаточно широко, а диатонические максимально узко и точно. Метроритм. Размер – переменный – ¾, 2/4, 5/4. В произведении используются два три ритмического рисунка: - ровный ритмический рисунок: - пунктирный ритм: - синкопированный ритм Исполнительский анализ. Открывается произведение инструментальным вступлением, в котором заложен темп – Умеренно с движением – и музыкальный образ: Пример №22 При вступлении хора сохраняется достаточно громкая звучность: Пример №23 Постепенно динамика нарастает, так как уплотняется фактура хора – присоединяются новые партии: Пример №24 Второй эпизод второй части открывается subito р: Пример №25 Реприза сохраняет динамику первой части: Пример №26 Новый музыкальный материал репризы звучит достаточно громко: Постепенное crescendo приводит динамику к предельно громкой в каденции произведения, которая характеризуется и темповым сдвигом: Пример №27 Завершается музыкальное произведение торжественно громко с постепенным ускорением темпа: Пример №28 |