Главная страница

Возможности применения фанфиков на уроках литературы. Возможности применения фанфиков на уроке литературы. Возможности применения фанфиков на уроке литературы


Скачать 47.5 Kb.
НазваниеВозможности применения фанфиков на уроке литературы
АнкорВозможности применения фанфиков на уроках литературы
Дата31.03.2022
Размер47.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВозможности применения фанфиков на уроке литературы.doc
ТипУрок
#432080

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФАНФИКОВ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Синельникова Е. О.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназии г. Сызрани

Аннотация

Работа посвящена такому явлению, как фанфикшен. С недавнего времени фикрайтерство является объектом исследования учёных России и других стран. Это популярный литературный феномен, имеющий некоторые сходства с традиционной литературой, но также ряд отличий. Явление фанфикшена довольно сложное и многообразное, особенно, если брать в расчет то, что автором фанфика может стать любой человек. Цель статьи определить возможности применения фанфиков на уроке литературы
Слова - это предметы, и маленькая капелька чернил, падая на мысль подобно росе, производит то, что заставляет думать тысячи, быть может, миллионы людей.
Дж. Байрон

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с такой ситуацией, когда понравившееся произведение обрывалось «на самом интересном месте», верно? Также нередко случается, что поклонники сериалов или серий книг желают видеть продолжение полюбившейся им истории, когда она уже завершена. Ища возможности снова погрузиться в мир какого-либо произведения, мы можем столкнуться с таким явлением, как «фанфики» или «фанфикшен». Однако многие даже понятия не имеют о том, что это значит.

Итак, фанфи́к— жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме ), комиксов, а также компьютерных игр и т.д.

Понятие произошло от англ. Fan fiction—фан-литература, фан-проза. Встречаются также жаргонизмы «фэнфи́кш(э)н», «фэн-фи́кш(э)н», «фанфикшн», «фанфикшен», «фэнфик», «ФФ»или просто «фик».

Фанфикшен – обобщенное название произведений, созданных на основе существующих ранее. Соответственно, фикрайтерство - написание сочинений, раскрывающих или дополняющих уже написанное.

Авторами подобных сочинений— фикра́йтерами — как правило, становятся не профессиональные писатели, а поклонники. Обычно фанфики создаются на некоммерческой основе, для чтения другими фанатами.

С недавнего времени фикрайтерство является объектом исследования учёных России и других стран. Явление фанфикшена довольно сложное и многообразное, особенно, если брать в расчет то, что автором фанфика может стать любой человек. Фанфикшен невероятно популярен среди молодого поколения, общающегося в Сети. Многие сами пробовали себя в области фикрайтерства, многие читают и оценивают фанфики на специализированных сайтах.

Совместно с моими учениками я попыталась разработать воможную модель применения фанфиков на уроках литературы.

Для этого мы рассмотрели положительный образовательный потенциал фанфикшена.

Во-первых, он может стать первой пробой пера, средством развития ученической креативности, творческой личности. Литературное творчество подростков может помочь педагогу полнее оценить творческий потенциал учеников. Фанфикшен подразумевает творческую переработку материала книги, которая послужила источником вдохновения. А если речь идет о жанре кроссовер – то и нескольких книг-первоисточников. Существуют особые сообщества авторов-фикрайтеров, которые принимают заказы от желающих почитать фанфик на определенную тему или рассказ об определенных героях.

Во-вторых, это может стать мотивацией для изучения литературы, одним из средств глубокого понимания природы художественного текста. Чтобы написать фанфик, автор должен познакомиться с каноническим текстом, то есть с текстом книги-первоисточника. А это предполагает увлеченность чтением, что сегодня представляется особенно актуальным.

В-третьих, для создания и размещения фанфика в интернет-пространстве автор должен научиться оперировать большим объемом информации не только литературного плана, но и технического.

В-четвертых, сегодня среди фикрайтеров считается престижным переводить свои фанфики на английский язык и размещать их на зарубежных ресурсах. Существует и обратная практика – опытные фикрайтеры являются активными непрофессиональными переводчиками с английского. Подобное стимулирует авторов на изучение иностранного языка.

В-пятых, фанфик может способствовать формированию на уроке ситуации успеха. Фанфик как творческое задание может развить у школьника нестандартное мышление. Фанфик – действенный метод индивидуальной и коллективной работы. Фанфикшен – явление интерактивное, и каждый появившийся в фэндоме фанфик мгновенно получает читательскую аудиторию, которая оценивает творчество автора. Неграмотно написанный текст получает низкий рейтинг, а его автор – негативную оценку со стороны других участников сообщества. Таким образом, написание фанфиков требует постоянного совершенствования авторских навыков письменной речи.

Более того, существуют особые сообщества, где высмеиваются безграмотно написанные тексты, к примеру, сообщество «Самые абсурдные фанфики».

В-шестых, научить уважать грамотность – чужую и собственную. В фэндоме существует так называемый институт бета-ридеров, то есть редакторов фанфиков. Стать бета-ридером фэндома может не каждый. Претендент на должность бета-ридера должен доказать, что он владеет нормами русского литературного языка и, в некоторых случаях, пройти специальный отбор. Статус бета-ридера очень высок, и получить его – честь для многих авторов.

Несмотря на положительные аспекты, нужно иметь в виду, что в Сети фанфиков нередко размещаются тексты нецензурного содержания, где содержатся ругательства, описание актов насилия и сцены сексуального характера.

И хотя многие сообщества вводят возрастной ценз для посетителей, современному подростку не представляется сложным его обойти. Родители могут не знать, о чем пишут их дети (чэнслеш, слеш, фемслеш). В фанфиках герои иногда становятся антиподами своим прототипам, что разрушает систему нравственных ценностей. Поэтому нам видится еще один важный аспект фанатского творчества – родительский и учительский контроль.

Одной из форм работы с фанфиками может быть организация конкурса на лучший фанфик.

Его можно сделать заочным и командным. Команды из 4 человек (фанфикер, бета-ридер, гамма-ридер, переводчик) напишут фанфик с переводом на английский язык. По итогам конкурса присуждаются номинации: Лучший фанфик, Лучший Фикрайтер, Лучший Бета-ридер, Гамма-ридер, Лучший Перевод.

Для проведения таких конкурсов важно учителю на уроках литературы объяснить учащимся новый вид творческой работы.

Также мы составили своеобразную памятку о том, как работать с фанфиком на уроке литературы:

1. Рассказать о фанфике как о жанре массовой литературы.

2. Объяснить шапку фанфика.

Шапка фанфика: практика эта связана со стремлением избежать обвинений в плагиате и нарушении закона об авторском праве.

А) Название фанфика

Б) Автор (имя или ник)

В) Бета-ридер – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Г) Гамма-ридер – человек, который отвечает за смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

Д) Статус

Е) Размер

Ж) Жанр

З) Рейтинг - неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фанарта пригодно для определенных возрастных групп.

И) Саммари – краткое содержание: приманка в нескольких предложениях, где автор так или иначе сообщает о главном в своем фанфике.

К) Фэндом – первоисточник

3. Ознакомить с одним-двумя примерами таких творческих работ, написанных по известному произведению.

4. Пояснить, какой творческий приём учащиеся могут использовать.

5. Предложить приёмы фанфиков: письмо герою произведения или писателю; встреча и беседа с персонажем произведения в наши дни; рассказ о том, что могло стать с персонажами произведения через много лет и т. п.; предыстория героя, пародия, «альтернативный мир», кроссовер («переплетение» нескольких произведений).

      1. Чётко определить объём работы и сроки выполнения.

Данную работу целесообразно выполнять во время урока или внеклассного чтения. В таком случае появится возможность ознакомить школьников с правилами составления сборника фанфиков. Подростки научатся выбирать формат книги, оформлять титульный лист, обложку и суперобложку, писать аннотацию, составлять оглавление и т.д.

Таким образом, фанфики могут стать основой для создания различных форм работы (уроков, конкурсов) по развитию УУД учащихся.

Список используемой литературы

1.Википедия-канон

2.Википедия-фанфик

3.Википедия-фэндом

4. Гроссман Л. TIME, 18 июля, 2011-й год

5.Гиршман М. Художественная ценность и ритм литературного произведения//Гиршман М. Избранные статьи. Донецк: ООО «Лебедь», 1996.

6.Денисова А. Фанфикшен как субкультура и феномен массовой литературы. - Тамбов, 2011

7.Калиниченко Н. «Отражения отражений», журнал «Москва»: Любимая книга, 2012.—№ 11

8.Непрощённая С. «Фанфикшен как часть литературного процесса»//http://fanfics.info/blog

9.Прасолова К. Фанфикшен: литературный феномен конца XX – начала XXI века// Автореферат диссертации по филологии.- Калининград, 2009.

10.Соколова С. «Фикрайтеры- дети Интернета»//http://fanfics.info/blog
11.Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов.- М., 1998

12.Шагалова Е. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. М.: АСТ, 2011

13. Чернец Л. Введение в литературоведение. - М., 1999


написать администратору сайта