|
Реферат. Возникновение и развитие древних цивилизаций мира. Цивилизация Месопотамии
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»
Институт экономики, менеджмента и информационных технологий
Кафедра экономики и управления социально-экономическими системами Реферат
по дисциплине: «История (история России, всеобщая история)»
На тему: «Возникновение и развитие древних цивилизаций мира. Цивилизация Месопотамии»
Выполнила: студентка 1 курса,
группы ОЭМИБ-М01-22-2,
Першикова Виктория Алексеевна.
Руководитель: Нетужилов К. Е.
Санкт-Петербург
2022
Содержание
Введение.....................................................................................................3
Глава 1. История, культура и природа Месопотамии............................5
1.1. Предыстория Месопотамии...............................................................5
1.2. Особенности культуры Месопотамии..............................................6
1.3. Географическое положение Месопотамии.......................................8
1.4. Природные условия и ресурсы Месопотамии...............................10
1.5. Быт Месопотамии.............................................................................16
Глава 2. Народы, населявшие Месопотамию........................................19
2.1. Убейдская культура..........................................................................19
2.2. Шумеры.............................................................................................21
2.3. Семиты (аккадцы).............................................................................22
2.4. Амореи...............................................................................................23
2.5 Кутии и Хурриты...............................................................................23
2.6. Арамеи...............................................................................................24
2.7. Халдеи................................................................................................25
Глава 3. Конец Месопотамской цивилизации......................................28
3.1. Гибель Месопотамии........................................................................28
3.2. Наследие и достижения Месопотамии...........................................29
Заключение...............................................................................................33
Приложения..............................................................................................35
Список использованных источников.....................................................38
Введение
Месопотамия (от греческого «Междуречье») - колыбель первых в мире цивилизаций. В третьем тысячелетии до н.э. на юге Месопотамии выросли великие шумерские города-государства: Эреду, Урук, Ур, Лагаш, Иссин, Ниппур, Киш. Была создана единая сеть оросительных каналов, развивалось земледелие, применялись металлические орудия труда. Торговля отделилась от ремесла. Серебро и медь впервые стали использовать в качестве денег. А сокровища, обнаруженные в царском некрополе шумерского города Ура, несомненно, относятся к самым потрясающим археологическим находкам в истории.
В древней Месопотамии существовали крупные города-государства со сложным управлением, развитыми ремеслами, искусствами и торговыми связями. Это делало регион нестабильным, поскольку их правители враждовали за земли, торговые пути и влияние. Но торговля со Средиземноморьем была жизненно важна для народов Месопотамии, поэтому они старались поддерживать дружественные отношения с городами. Однако некоторые правители великих ближневосточных держав имели к этому другое отношение.
Цель: познакомится с такой древней цивилизацией как Месопотамия.
Задачи:
1) Узнать историю Месопотамской цивилизации;
2) Изучить особенности культуры Месопотамии;
3) Познакомится с географическими и природными особенностями цивилизации;
4) Выяснить, какие народы населяли Месопотамию;
5) Ознакомиться с наследием Месопотамии.
Объект темы работы: цивилизация Месопотамии.
Предмет темы работы: возникновение и развитие цивилизации Месопотамии.
Глава1. История, культура и природа Месопотамии
1.1. Предыстория Месопотамии
Месопотамия с глубокой древности должна была привлекать как временных, так и постоянных поселенцев – с гор на северо-востоке и севере, из степей на западе и юге, с моря на юго-востоке.
До появления письменности около 3000 до н.э. об этнической карте района судить трудно, хотя археология дает многочисленные свидетельства того, что вся Месопотамия, включая аллювиальную долину юга, была заселена задолго до того, как возникла письменность. Свидетельства о более ранних культурных этапах являются отрывочными, а и их доказательность по мере погружения в древность становится все более сомнительной. Археологические находки не позволяют определить их принадлежность той или иной этнической группе. Костные останки, скульптурные или живописные изображения не могут служить надежными источниками идентификации населения Месопотамии в дописьменную эпоху.
В историческое время вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи. На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне (две группы, обитавшие первоначально в Нижней Месопотамии), а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу (который оказался наиболее приемлемым) под названием «аккадцы». Аккадский элемент играл важную роль на протяжении всей долгой истории Месопотамии.
Наиболее важная особенность сведений о доисторической Месопотамии и окружающих ее землях заключается в том, что они основываются на непрерывной последовательности свидетельств, которые, слой за слоем, приводят к началу письменной истории. Месопотамия демонстрирует не только то, как и почему возникает собственно исторический период, но и то, что происходило в переломный предшествующий период. Человек обнаружил прямую связь между посевом и жатвой около 12 тыс. лет назад. На смену периоду охоты и собирательства пришло регулярное производство продуктов питания. На смену временным поселениям, особенно в плодородных долинах, пришли долговременные поселения, в которых их обитатели жили поколениями. Такие поселения, которые можно раскапывать слой за слоем, позволяют реконструировать динамику развития в доисторическое время и шаг за шагом проследить прогресс в области материальной культуры.
1.2. Особенности культуры Месопотамии
Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры. Исторические условия развития данного региона обусловили ряд характерных особенностей. Культура Месопотамии не является однородной по своему составу. В ее создании и становлении участвовали шумеры, вавилоняне, ассирийцы, хурриты, хетты, эламиты и другие племена.
Главными обитателями Месопотамии были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.
В месопотамской цивилизации значимое место занимает урбанизация. В конце IV тыс. до н. э. только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников.
Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры. На протяжении всего периода древности происходит сосуществование первобытной и древней культуры. Некоторые племена и селения оказались стоящими в культурном отношении на этапе первобытности в конце периода древности.
Особое место в Месопотамии сыграла письменность. Изобретенная шумерами клинопись является наиболее значимым в современном понимании достижением месопотамской культуры, т. к. именно по письменным памятникам существует возможность восстановления исторического прошлого Древнего Двуречья. Существование неясных представлений в религиозных воззрениях о загробной жизни и переселении душ способствовало тому, что для Месопотамии не характерно становление портретного искусства. Все изображения носят условный характер. Из-за особого географического положения особое место занимает материальная культура, это проявилось в становлении ирригационной системы.
1.3 Географическое положение Месопотамии
Одно из самых удивительных на земле мест, это место где возникли первые государства, а следом и первые империи. Греки называли эту область Месопотамией, то есть «Междуречьем», у нас же более принято говорить: «Двуречье» — гигантская речная долина в передней Азии, ограниченная по краям течением рек Тигр и Евфрат.
Область называемая Междуречье, тянется от гор Армении на севере и до Персидского залива на юге. На западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке — с горными кряжами Западного Ирана (приложение 1).
Средняя и южная части Месопотамии представляют собой равнину, созданную наносными отложениями рек Тигр и Евфрат, которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю.
Тигр берёт своё начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря. Течение Тигра отличается большой быстротой, и несмотря на то, что эта река на 750 км короче Евфрата, она несёт вдвое больше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина которого достигает 2 600 км.
Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому Евфрат затопляет значительно большую территорию и разлив его длится дольше, чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября.
Нынешнее Междуречье сильно отличается от того, как выглядела эта местность тысячи лет назад, в эпоху Шумеро-Аккадского царства, ведь за прошедшие пять тысячелетий русла обеих рек значительно изменились. Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруп-пак, Урук и Ларса, были расположены на берегах Евфрата, как на то указывают сохранившиеся надписи. Ныне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла реки. Тигр также переместил своё русло. Его течение отклонилось к северо-востоку.
Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем самым и территория равнины, доступная орошению, была несколько меньше.
Историки делят этот регион на Верхнее и Нижнее Междуречье. Верхнее – северная часть региона, где относительно недавно было сформировано государство Ассирия. В Нижнем (южном) Междуречье люди жили задолго до появления людей севернее. Именно здесь возникают первые города человечества – Шумер и Аккад (приложение 2).
На территории этого региона около 7 тысяч лет назад были сформированы первые государства – одноименные первым двум городам (приложение 3). Позже возникают и другие города-государства – Ур, Урук, Эшнуна, Сиппар и другие.
Спустя сотни лет города Нижнего Междуречья будут объединены под властью усилившегося Вавилона, который станет столицей Вавилонии. Севернее его возникает Ассирия.
Древняя цивилизация Месопотамии формировалась параллельно с египетской, но она имеет определенные отличия. Междуречье является уникальным очагом возникновения земледелия, потому что он не только располагался вдоль рек, но еще и было с севера защищено цепью гор, что обеспечивало мягкий климат.
Реки Тигр и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистралями страны; обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.
Территория Междуречья — речной долины рек Тигр и Евфрат на Ближнем Востоке (приложение 4).
1.4. Природные условия и ресурсы Месопотамии
Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определённое значение для развития земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколько отличались друг от друга в климатическом отношении.
В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма в диком виде не растёт.
Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Разве только жирная и вязкая глина — илистые речные наносы была прекрасным сырьём в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали особый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и отсутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов.
Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской – шумеры имели овальные лица и большие глаза.
Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.
Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.
История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.
Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.
Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в диком виде. Очевидно, к местным растениям принадлежали сезам (кунжут), служивший для изготовления масла, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу.
Древнейшие надписи и изображения указывают на то, что жителям Месопотамии были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы (муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга — дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде.
Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.
Было время, когда Тигр впадал прямо в Персидский залив, сейчас же он сливается с Евфратом, образуя Шатт-эль-Араб. Все притоки Тигра берут начало в восточных горах: Хазир, протекающий к востоку от Ниневии, Верхний, или Большой Заб, впадающий в Тигр близ города Калах, Нижний, или Малый Заб, Адхем и еще два притока, в свое время они проходили через густонаселенные районы - Дияла (по-аккадски M^e-Turna(t) или Turna(t)) и Дувейриг (по-аккадски Tuplias^).
Путь Евфрата был совершенно иным. Покинув горы, он нес свои воды к юго-западу и в одном месте оказывался на расстоянии всего девяноста миль от Средиземного моря. Затем он круто сворачивал на юг и образовывал широкую излучину.
Ниже Каркемиша Евфрат поворачивал к юго-востоку, где в него впадали два левых притока - Балих и Хабур, и достигал аллювиальной равнины ниже города Хита, поблизости от Тигра. Широкая петля, образуемая обеими реками, превращала Месопотамию в остров (арабы и по сей день называют ее Джезира.) В нижнем течении, от Хита до заболоченных районов юго-востока, где Евфрат впадал в Персидский залив, вдоль его русла (неоднократно менявшегося) располагались многочисленные древние города.
Евфрат не так многоводен, как Тигр; скорость его течения намного меньше, и он пригоден для судоходства на значительно большей протяженности. Ежегодный разлив, характерный для обеих рек, имел жизненно важное значение прежде всего для Вавилонии. Осенние дожди, проходящие на возвышенностях, вблизи истоков, вызывают общий подъем воды в обеих реках, который сохраняется зимой и весной. В апреле и мае под влиянием таяния снегов в горах Армении уровень воды поднимается до максимума, и реки затопляют равнины - первым выходит из берегов Тигр, за ним Евфрат.
Вода спадает в июне и достигает минимального уровня в сентябре и октябре. Таким образом, в Месопотамии время разлива значительно менее благоприятно для возделывания зерновых культур, чем в Египте, где разлив наступает раньше и поля можно засевать сразу же после того, как спадет вода и плодородный ил покроет почву.
Поскольку разлив рек в Месопотамии наступал поздно, появилась необходимость строить плотины и дамбы для защиты всходов от затопления. Приходилось производить специальные земляные работы, чтобы накапливать воду и своевременно подавать ее туда, где появлялась в этом потребность. Важно было также и то, что поздний разлив усиливал засоление почв из-за быстрого испарения при увеличивающейся жаре . Засоленность полей снижала урожаи, и по прошествии какого-то периода (длина его могла варьироваться) приходилось начинать освоение новых пашен, что, в свою очередь, вело к значительным колебаниям в плотности населения. Существовала еще одна важная отличительная черта, связанная со стремительностью поздних разливов Евфрата. Ил, который несла эта река, значительно менее плодороден, чем нильский, поэтому его нельзя было тут же отправлять на ноль. Он засорял каналы, снабжавшие водой внутренние части страны, и мешал нормальному течению. Каналы приходилось очищать или заменять новыми. Вот почему рытье каналов и расселение жителей на новых землях, равно как и забота об исправности плотин, составляли часть экономической и политической программы каждого дальновидного правителя. Месопотамию можно разделить на две области, отличающиеся по своим экологическим особенностям.
Первая - аллювиальная равнина, образованная наносами двух рек, которые несли излишки ила в Персидский залив. Непрерывный подъем почвы компенсировался тектоническим понижением, что вместе с другими обстоятельствами вызывало поднятие уровня грунтовых вод. Это не только лишает археологов возможности добраться до ранних культурных слоев (особенно раннего старовавилонского), но также ускоряет процесс засоления поверхностного слоя почвы в тех местах, где она орошается. Возвышенная часть земель подобного типа пригодна для пастбищ (в особенности весной), а при условии проведения ирригационных работ - и для посевов зерновых культур и садоводства (на юге, например, для выращивания финиковой пальмы, которая хорошо переносит соленую воду).
Что касается низин, то они превращаются в болота и порастают тростником. Так называемые болотные арабы искусно используют этот тростник, иногда в сочетании с глиной, для изготовления лодок и постройки домов. Они ведут полусухопутный образ жизни, селясь вдоль рек и на искусственных земляных насыпях на болотах и вокруг них. Вторая область - плодородные долины, расположенные на холмах и вдоль притоков Тигра, где выпадает достаточно осадков для выращивания хороших урожаев ячменя. Там даже в настоящее время урожаи не уступают тем, которые собирают на орошаемых полях равнины, а порой и превосходят их. Есть здесь также достаточное количество пастбищ для разведения овец и коз (они служат дополнительным источником питания, их разводят также для продажи). В этих местах есть камень для строительных работ, а когда-то тут был и строительный лес. Район, расположенный у истоков Хабура, притока Евфрата, в центре Верхней Месопотамии, в свое время был особенно плодородным благодаря почвам вулканического происхождения.
1.5. Быт Месопотамии
Как и в остальных странах от Памира до Нила, возделывание злаковых составляло основу оседлого образа жизни, начиная с самых ранних поселений и вплоть до метрополий, относящихся к позднейшему периоду древнего Ближнего Востока. Сеяли ячмень, эммер, пшеницу и просо. Наименьшее значение (в отличие от Индии и Африки) имело просо, ячмень же использовался гораздо шире, чем пшеница. Интересно, что наблюдается определенная связь между излюбленными злаками и другими культурными растениями:
Месопотамия была страной ячменя, пива и сезамового масла, тогда как к западу находился ''культурный круг'' пшеницы, вина и оливкового масла - об этом свидетельствуют ассирийские документы, а также тексты из Алалаха и Угарита и данные Ветхого завета (приложение 5).
Ячмень шел на приготовление пресного хлеба и разных блюд, пшеница - на дрожжевое тесто и сладкие кушанья. Возделывание сезама, известное также речным цивилизациям Инда, обеспечивало население маслом с довольно острым привкусом, которое вместе с животными жирами (сало и что-то вроде сбитого масла) составляло существенную часть рациона жителей Месопотамии. Бобовые, по-видимому, были распространены мало; в текстах I тысячелетия до н. э. о них говорится редко в отличие от весьма частых упоминаний в эпоху III династии Ура. Из овощей чаще всего называются разные сорта лука и чеснок; иногда встречается репа. Существенную часть рациона, по-видимому, составляли острые, пряные растения и семена: кресс-салат, горчица, тмин и кориандр, которые употреблялись наравне с солью, чтобы придать пикантность монотонному меню кашеобразным кушаньям из злаковых. Лен выращивали главным образом ради волокон, так как масло из льняных семян применяли только как лекарство. Что же касается фруктовых деревьев, то первостепенное экономическое значение имела финиковая пальма - она давала жителям Месопотамии наиболее распространенный вид сладостей.
Мед был редкостью, его собирали только от диких пчел. Финиковая пальма - одно из первых культурных растений в Южной Вавилонии; ни одного дикого вида ее обнаружить не удалось. Для получения высоких урожаев фиников требуется искусственное опыление; вероятнее всего, этим занимались профессиональные садоводы. Финики легко сохранялись и являлись высококалорийной пищей, необходимой в рационе трудовой части населения. В I тысячелетии до н. э. из фиников готовился алкогольный напиток, заменявший ячменное солодовое пиво, которое было популярно до середины II тысячелетия до н. э. Виноградная лоза культивировалась, как правило, только в Верхней Месопотамии, хотя есть некоторые указания на то, что изюм и вино имели распространение и на юге - в самый ранний и самый поздний периоды. Другие плодовые деревья сажали редко: упоминаются яблоки, фиги, груши, гранаты, какой-то сорт слив, но выращивание этих плодов, видимо, не имело экономического значения. Надо иметь в виду, что в текстах, которыми мы располагаем, упоминаются почти исключительно те наиболее важные сельскохозяйственные продукты, которые поставлялись храмам и дворцам или производились в больших поместьях, находившихся в частном или ленном владении. Вполне вероятно, что существовали и другие одомашненные растения, которые выращивались на малых полях или в садах и обеспечивали дополнительное питание определенным слоям населения. Следует также отметить, что перечень культурных растений остается постоянным на протяжении трех тысячелетий; правда, есть сведения, что персы внедрили в сельское хозяйство Вавилонии рис.
Домашних животных разводили прежде всего с целью иметь постоянный источник свежего мяса. Уже в ранний период упоминаются козы, овцы, свиньи и другие животные, такие, как олени и антилопы. Козы, овцы и свиньи легко приручались и давали не только мясо, но и шерсть (овцы) и пух (козы). Но одомашнить оленей и антилоп не удалось. Попытки приручить их, засвидетельствованные также в Древнем царстве Египта, прекратились в Месопотамии еще при III династии Ура и в начале старовавилонского периода.
Коз и овец содержали под присмотром пастухов большими стадами, принадлежавшими храмам или дворцу. Если скот являлся собственностью частных владельцев, то последним полагалась определенная часть дохода, получаемого от стада. Такая практика существовала главным образом в I тысячелетии до н. э. Найдены изображения нескольких пород крупного рогатого скота, сделанные месопотамскими художниками; однако в экономических документах эти породы еще не разграничены. До сих пор не решен вопрос, находятся ли они в родстве с восточными породами или с теми, которые были распространены в западных районах. Крупный рогатый скот первоначально использовали как тягловую силу при обработке земли и при молотьбе; в повозки его запрягали редко. Стадами скот содержался только в дворцовых и храмовых хозяйствах, очевидно, из-за необходимости перегонять его на зимние пастбища. Часто упоминается молоко, из которого делали разные виды сыров и масла. Их заготовляли впрок.
Среди непарнокопытных наиболее популярными вьючными животными были ослы; для верховой езды их использовали редко Начиная с раннего старовавилонского периода встречаются упоминания о лошади, последнем из непарнокопытных, которое появилось в Месопотамии. Лошадей чаще всего впрягали в боевые колесницы (в течение II тысячелетия до н. э. они превратились в эффективный род войск). Еще большее военное значение лошади приобрели, когда Ассирия после IX в. до н. э. ввела в состав своих войск кавалерию. Были известны и высоко ценились также мулы, которых выводили путем различных скрещиваний.
Глава 2. Народы, населявшие Месопотамию
2.1. Убейдская культура
Убейдский период – период в истории Месопотамии (около 6500 до 3800 г. до н.э.), названный так благодаря находкам близ селения Телль эль-Убейд, где были впервые (в начале XX в.) проведены раскопки поселения убейдского период. Сначала их проводил Генри Холл, а позже Леонард Вулли (приложение 6).
В низовья Тигра и Евфрата человек проник довольно поздно – в эпоху развитого неолита, в VI тыс. до н.э. Первым населением Южного Двуречья были субареи – выходцы с северо-востока, от предгорья Загросского хребта. К концу VI тыс. до н.э. они освоили болотистый край вплоть до «Горького моря» (Персидский залив) и построили здесь древнейшие известные нам огражденные поселения Месопотамии – протогорода.
Нижнемесопотамские субареи создали особую, так называемую убейдскую, археологическую культуру, существовавшую в V – начале IV тыс. до н. э. («убейдское тысячелетие»). Они знали металлургию меди, и соответствующие термины были позднее переняты у убейдцев шумерами. Убейдская культура распространилась, по мере расселения субареев, на огромном пространстве от Центрального Загроса через Верхнюю Месопотамию и Сирию к Средиземному морю, а также на Северо-Восточную Аравию, включая Бахрейн. Вся эта территория вместе с Нижней Месопотамией составила относительно однородную этнокультурную ойкумену субареев – носителей убейдской культуры и «бананового языка».
Убейдцы изготавливали первые из известных нам, хотя еще очень примитивные, доспехи (они представляли собой кожаные перевязи с нашитыми на них медными бляхами), а их вожди или жрецы носили странные островерхие шлемы или маски, закрывающие все лицо и имитирующие морды рептилий, с удлиненным, полого уходящим назад навершием. Несмотря на успехи в развитии ремесел и строительстве храмов, ни большого процветания, ни большого могущества убейдцы не добились, поскольку не умели проводить крупномасштабные ирригационные работы. Без ирригации в Месопотамии нельзя было получить большие урожаи, а без них – достичь такого уровня хозяйства и накопления запасов, который позволил бы ускоренно развивать культуру, содержать властную верхушку и требовал появления письма для хозяйственного учета. В результате убейдцы так и не вышли за рамки первобытнообщинного строя.
В то же время убейдские представления о богах оказались очень авторитетными на Ближнем Востоке: божества с «банановыми» именами продолжали почитаться в Передней Азии вплоть до античных времен.
2.2. Шумеры
Не позднее IV тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Как уже упоминалось, шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на «банановом языке» («банановый язык» – язык культуры Убейд), отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере — от района, где находится современный Багдад, на юге — до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удается. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива.
Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками еще не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусским или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.
2.3. Семиты (аккадцы)
В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тыс. до н. э. жили семиты. (приложение 7)
Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племен, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, — на ассирийском диалекте аккадского языка.
В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н.э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии еще в XXI в. до н.э., хотя в быту он все больше заменялся аккадским. К началу II тыс. до н.э. шумерский был уже мертвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н.э., но затем и там его место занял аккадский. Однако, как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н.э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.
2.4. Амореи
В конце III тыс. до н.э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западносемитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало «запад», главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племен, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племен называлась сутии, что в переводе с аккадского означало «кочевники».
2.5. Кутии и хурриты
С III тыс. до н.э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до оз. Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии.
С древнейших времен на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Северной Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В Северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н.э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты были основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения.
По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племен, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н.э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись еще в VI-V вв. до н.э. Во II тыс. до н.э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.
2.6. Арамеи
Во второй половине II тыс. до н.э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. В конце XIII в. до н.э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н.э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии.
В VIII в. до н.э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н.э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и легким для усвоения письмом.
В VIII-VII вв. до н.э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких «перетасовок» — затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н.э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.
2.7. Халдеи
Древнейшее бесспорное упоминании халдеев относится к IX в. до н. э.: в надписи ассирийского царя Ашшурнацирапала II (883-859 гг. до н. э.) сообщается, что после победы над вавилонской армией в Суху в 878 г. до н. э. ассирийское господство распространилось до Халдеи (KUR Kal-du). Д. Бринкман считает, что ассирийское господство в Вавилонии никогда не было полным, и халдеи играли значительную роль в оказании сопротивления ассирийской экспансии (Brinkman, 1984). В новоассирийских источниках халдеи упоминаются как народ (LÚ kaldu/kaldayu), страна (KUR Kaldu) или провинция (pīḫat URU Kaldu). Уже в новоассирийскую эпоху халдеи в целом представляли собой оседлое население. Несмотря на общую ассимиляцию в рамках вавилонской культуры, они сохраняли особую племенную структуру и идентичность. Об особом автономном социальном и культурном статусе халдейских племён свидетельствуют названия племен, имена собственные, элементы социальной организации. В новоассирийскую эпоху халдеи играли важную роль в политической жизни Вавилонии: в списках царей и династических хрониках упоминается около шести имен правителей Вавилона халдейского происхождения.По-видимому, эти правители относились к разным племенам и семьям, и между ними не существовало династической преемственности.
Клинописные источники периода Новоассирийского царства упоминают пять главных халдейских племён: Bīt-Yakīn, Bīt-Dakūri, Bīt-Amūkāni, Bīt-Saˀalli и Bīt-Silāni (Lipiński, 2000; Frame, 2013).Названия племён построены по определённой характерной модели Bīt-РN («дом РN»), в зависимости от контекста такое обозначение может указывать на индивида, племя, город или район (Beaulieu, 2013). Представляется, что племя Амукан, населявшее территорию к северу от Урука, было самым значительным халдейским племенем в эпоху ассирийского царя Синаххериба (705/704-681 гг. до н. э.). В отчёте Синаххериба о захваченных и разрушенных халдейских городах племя Дакур упоминается вторым по величине и располагается на юго-востоке от Борсиппы.
Крупное халдейское племя Йакин, в конце VIII в. до н. э. проживавшее в окрестностях города Ур и на болотистых притоках Персидского залива, к концу VII в. до н. э. потеряло свою значимость и исчезло из исторических источников. Видимо, оно растворилось среди населения районов, прилежащих к Персидскому заливу.
Меньше всего известно о двух последних племенах в этом списке — Саал и Силан. Видимо, в VII в. до н. э. они подверглись переселению в результате новоассирийского завоевания Вавилона. Тиглатпаласар III, Саргон II и Синаххериб сообщают в своих хрониках о депортации около полумиллиона жителей Вавилона и окрестностей, около половины из них — халдеи. Этот исторический период отмечен постоянным противостоянием Ассирии и Вавилона. Из этого, однако, не следует, что халдеи являлись бескомпромиссными врагами Новоассирийской державы. Многие из них служили в ассирийской армии и участвовали в подавлении бунтов. Другая точка зрения сводится к тому, что племя Силан исчезает из ассирийской документации, будучи поглощённым другими халдейскими племенами.
Новоассирийские источники содержат важную информацию о социальном устройстве этой халдеев. В числе прочего, имеются указания на то, что в это время они уже не практиковали кочевой образ жизни. Надписи Синаххериба сообщают о разрушении им около 90 укреплённых городов и более 800 деревень халдеев. Новоассирийские рельефы изображают халдеев в качестве животноводов и земледельцев. Халдейские правители, по всей видимости, контролировали торговые пути, проходившие через их территории, и взимали с торговцев налоги. Согласно Д. Бринкману, несмотря на ассирийскую экспансию в Вавилонию, сопровождавшуюся уничтожением населения, разрушением городов и массовой депортацией, халдейские лидеры сумели сохранить основанные на племенном единстве политическую силу, экономическую независимость и военную мобильность.
Глава 3. Конец Месопотамской цивилизации
3.1. Гибель Месопотамии
Так уж случилось, что упадок и конечную гибель Месопотамской цивилизации, принесли на своих знаменах представители другой не менее значительной цивилизации древнегреческой.
Дело в том, что Месопотамия никогда не была единым государством, и представляла собой скорее разрозненные города. В каждом городе были свои боги-покровители, и свои правители. Власть над совокупностью городов многократно перехватывалась другими городами, как это можно увидеть в «Списке царей» - документе, перечисляющем правителей Месопотамии и города, где была сосредоточена власть.
В «Эпосе о Гильгамеша» говорится, что одним из величайших дел царя Гильгамеша было возведение городских стен. Но зачем было возводить стены, когда Урук окружен другими городами, которые вполне могли сдержать внешнюю угрозу? Стены нужны были, чтобы не пускать в город чужих. Родился за пределами города? Тебя не пустят. Беженец? Не пустят. Если ты провинившийся должник - то либо становись рабом, либо будешь изгнан за стены города. И должники предпочитали рабство. Вскоре все города обзавелись стенами.
Жизнь за пределами города была невыносима. Представляете эти огромные степи, обожженные солнцем? Тут и говорить нечего о мирной сельской жизни - ее попросту не существовало. Все места, где можно было возделывать культурные растения принадлежали городскому дворцу и храму, которые тратили огромное количество сил и денег на поддержание этих полей. Группа людей без структуры и средств просто не была способна возделывать земли, и жили они практически впроголодь. Это неравенство служило на руку городам - люди, жившие вне городов, были отличной защитой от дикарей. Но население вне городов росло со временем, и в итоге стало превышать городское. Известны случаи, когда не городские люди объединялись с дикарями с гор, чтобы захватить власть в городе.
Каждая подобная смена правительства путает ассириологов. Дело в том, что изоляция этих слоев населения способствовала образованию диалектов, и со временем язык людей снаружи города стал очень сильно отличаться от людей внутри города. Захват верхушки власти сопровождался написанием необходимых документов (писем, новых торговых договоров), и когда ассириологи впервые обнаружили подобные документы с резкой переменой языков, им даже показалось, что было внешнее вторжение другой цивилизации, хотя это не так.
Подобная политика подрывала экономику и способствовала частым восстаниям. Когда это все наложилось на сильную многолетнюю засуху - люди стали умирать в огромных количествах, и к приходу персов, а потом и Александра Македонского Месопотамия уже была сломлена.
3.2. Наследие и достижения Месопотамии
В характеристике основных достижений Месопотамской цивилизации обязательно должно присутствовать одно уточняющее слово впервые. Месопотамская цивилизация самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху древности. Началась подлинная История человечества. Этот переход от варварства к цивилизации сформировал новый тип сознания. Оно рождалось вместе с появлением городов, становлением государственности, сложной социальной дифференциации, появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми.
В Месопотамии появился новый тип людей, сознание и мышление которых принципиально не отличалось от сознания и мышления современного человека. Примечательно и то, что человек Месопотамии впервые осознал: один человек может купить и продать другого человека, как и всякую вещь. Цивилизуясь, человек Месопотамии познал рабство. До появления цивилизации он покорял и поклонялся только природе. Покорение людей один из не самых достойных примеров, которые дает Месопотамская цивилизация. Человек Месопотамии индивидуалист. Он был занят, прежде всего, своими личными проблемами и делами. Его интересы обращены не к обществу и государству, а к дому, семье, родным и соседям.
Бесценным достижением народов Двуречья стало создание письменности. Глиняная табличка, испещренная клинописными знаками символ Месопотамской цивилизации (приложение 9).
Месопотамская цивилизация показала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. Примерно четверть того, что переписывалось, дошло до наших дней.
Сырцовый кирпич, как главный строительный материал (камень и дерево в Двуречье всегда были привозным, а значит дорогим, материалом) сыграл огромную роль в развитии конструкции шумерского храма. Сырцовый кирпич создал архитектуру Месопотамии. При отсутствии дерева он рано начал использоваться в Шумере и для создания дополнительных опор, и для возведения перекрытий. Материал диктовал сводчатую систему и шумерийцы перешли к своду и арке. Потом это ляжет в основу прославленной архитектуры древнего Рима и будет доведено ею до вершин развития.
Отличаясь массивной монументальностью, месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания о которых сохранили библейские легенды. Тип башнеобразного святилища зиккурата являлся логическим завершением идеи ярусной постройки, возникшей в определенных природно-исторических условиях Месопотамии. В представлениях населения Месопотамии самым лучшим и значительным в архитектуре считалось то, что могло быть сопоставимо с наиболее выразительной и грандиозной формой в самой природе с горой, вершина которой возносится к небу. Зиккурат лестница-гора архитектуры Двуречья. Увеличение числа платформ до трех и более, а также увеличение высоты самой платформы привело к уменьшению, а затем и доведению до минимального масштаба собственно святилища. В итоге оно превратилось в некий символ.
Магическая практика в Месопотамии не всегда противостояла науке. Записывались наблюдения природных явлений, поведения людей, необычных особенностей анатомии людей и животных. Жрецы и гадатели руководствовались ими в своих предсказаниях. Но, с другой стороны, маги занимались и вычислительной астрономией. Древнейшие обсерватории устраивались на верхней площадке зиккуратов.
Месопотамская цивилизация, которую создали небольшие по численности народы, на сравнительно небольшой территории продолжала существовать даже за пределами Древности, служа другим народам через два, три, четыре тысячелетия.
Заключение
В заключении, следует сказать, что культура Месопотамии, один из древнейших очагов человеческой цивилизации, который с полной уверенностью можно назвать высококультурной цивилизацией, достойной внимания современников.
Из жизни и деятельности народов Месопотамии можно сделать множество выводов и открытий, которые помогут в поиске своих идеалов и жизненных целей. Вклад, который они внесли в мировую культуру, никогда не будет забыт, и на протяжении долгих лет будет способствовать развитию культуры человечества
Древне-месопотамская культура просуществовала ещё полтысячелетия после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Обитатели Месопотамии, пережившие не один разгром и ассимилировавшие не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулись с культурой, явно превосходившей их собственную. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всём, что сознавали сами, и что роковым образом сказалось на судьбе вавилонской культуры. Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т.п.), в полную меру сказавшимся, очевидно, лишь в Сасанидскую эпоху (227-636 гг. н.э.), сколько социально-политическими: отсутствием «национальной» центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций, влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским и его наследниками, а главное - глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации.
Древняя Месопотамия оставила глубокий след в мировой культуре: к её достижениям восходят древнейшие традиции математики (деление круга на 360 градусов и другие единицы шестидесятеричной системы счисления), астрономии; оказала серьёзное влияние на библейскую традицию (Миф о Потопе, Вавилонской башне и другие сюжеты).
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Список использованных источников
1)https://page.maple4.ru/inoe/stati/interesnoe/3782-drevnyaya-mesopotamiya.html - Древняя Месопотамия;
2)https://ru.wikipedia.org/wiki/Древняя_Месопотамия#Упадок – Древняя Месопотамия;
3)https://civilka.ru/mesopotamia/mesopotamia.html#Убейдская_культура – История Древней Месопотамии
4)https://vuzlit.com/669874/zaklyuchenie - Месопотамская цивилизация;
5)https://civilka.ru/mesopotamia/ubeyd_kultura.html - Период Убейд;
6)https://youtu.be/UydIPVDlZIY - Шумеры: история первой цивилизации за 20 минут;
7)https://alternathistory.com/vojny-drevnej-mesopotamii-chast-5-nasledniki-istinnogo-tsarya/ - Войны древней Месопотамии;
8)https://paleocentrum.ru/science/arpakhshad-i-khaldei-yuzhnoy-mesopotamii.html - Арпахшад и Халдеи южной Месопотамии;
9) https://studwood.net/1262200/istoriya/zaklyuchenie - Древняя Месопотамия. |
|
|