Возникновение и развитие теории права. Право-Возникновение и развитие теории правового государства. Возникновение и развитие теории правового государства
Скачать 28.28 Kb.
|
Возникновение и развитие теории правового государства Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и т.д.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им по мнению античных мыслителей считается справедливой государственностью. Рост производственных сил, изменения социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождает новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Н. Макиавелли на основе многовекового опыта существования государства прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах и другие. Г. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также "воздаяние" людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Г. Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных. Т. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Т. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений. Д. Локк был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Д. Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства состоит "в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека". Ш.Л. Монтескье (1689 - 1755) рассматривал проблему политической свободы, находящую свое выражение в правовом оформлении разделения трех властей (законодательной, исполнительной и судебной) и свободы гражданских прав, свобод и безопасности личности. «Если, - отмечает он в своем труде "О духе законов", - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц». По мнению Монтескье, разделение и взаимное сдерживание властей являются главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному строю. Следующий этап в развитии учения о правовом государстве связанны с именами немецких философов Иммануила Канта (1724-1804) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831). Государство, по И. Канту, это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категорический императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось с всеобщим законом. Под «правовыми законами» Кант понимал законы государства (позитивное право), отличающиеся по своей природе от законов моральных. Категорический императив в сфере государственного строя предстает у Канта как необходимость разделения властей в политической организации государства на законодательную, исполнительную и судебную. Правосудие должно осуществляться избранным народом судом присяжных. В качестве формы правления правового государства выступает республика, являющаяся противоположностью деспотии. Если у И. Канта правовые законы и правовое государство — это долженствование, то у Гегеля они — действительность, т.е. практическая реализованность разума в определенных формах наличного бытия людей. Право – это действительность свободы, «наличное бытие свободной воли». Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно — конкретное, наиболее развитое и содержательное право, система права, включающая в себя признание всех остальных более абстрактных прав — прав личности, семьи и государства. Таким образом, И. Кант подвел теоретическую базу под идею правового государства, а в свою очередь Г.В.Ф. Гегель выдвинул тезисы о социальной и правовой направленности государственной деятельности, основанной на нравственности и общественной полезности. Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, впервые употребивший его в 1813 г., но в научный оборот оно было введено в 1832 г. немецким государствоведом Робертом фон Молем (Соч. «Энциклопедия государственного права»). Во второй половине XIX — начале XX в. идея правового государства получила развитие в трудах русских ученых-юристов: Г.Ф. Шершеневича (1863 - 1912), П.И. Новгородцева (1866 - 1924), В.М. Гессена (1868 -1920), С.А. Котляревского (1873 -1940), Н.М. Коркунова (1853 - 1904) и др. В частности, Г.Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. С.А. Котляревский в своей работе «Власть и право. Проблема правового государства» писал об обоюдной ответственности государства и личности, разделении властей, существовании независимого, пользующегося доверием народа суда. Главное назначение правового государства, по Котляревскому - быть государством справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала исходя из предположения, что закон в таком государстве всегда справедлив. Заметный вклад в разработку теории правовой государственности был внесен также В.М. Гессеном, который к известным признакам (права и свободы граждан, разделение властей, связанность правительственных и судебных решений правом и т.д.) добавил необходимость представительной формы правления и наличие учреждений административной юстиции. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано, ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним"[ П.И. Новгородцев, защитивший в 1902 г. докторскую диссертацию по теме «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве» отмечал, что в основе учения о правовом государстве лежат идеи автономной нравственной личности, свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности. Таким образом, в юридической науке к настоящему времени сложилось несколько концепций правового государства, из которых наиболее известными являются: Либеральная концепция правового государства, которая основывалась на теории естественного права. Правовое государство, согласно этой концепции, представляет собой политико-правовую организацию управляющую обществом на основе естественного права и правовых законов (созданных в соответствии с естественным правом), гарантирует естественные права человека. Государство, признавая частную собственность, не вмешивается в экономические отношения и в частную жизнь своих граждан. Оно обеспечивает порядок в обществе, защищает его от внешних угроз, обеспечивает реализацию личных (гражданских) и политических прав граждан, но выполняя так называемую роль «ночного сторожа», не берет на себя экономические и социальные функции, связанные с заботой о материальном и социальном благополучии своих сограждан. Следующей концепцией правового государства является концепция социального правового государства.Концепция предполагает определенные социальные гарантии граждан со стороны государства (занятость населения, пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование, и т.д.) и выполнение экономических функций (государственное регулирование цен, поддержка малого и среднего бизнеса, кредитование населения, планирование развития различных секторов экономики и др.). Государство признает и защищает не только гражданские и политические, но также экономические, социальные, культурные права человека и гражданина. Позитивистские концепции правового государства. Это направление, возникшее в XIX - XX вв., представлено достаточно большим количеством течений и вариантов позитивизма, но суть их сводится к тому, что государство является первоисточником права, создавая право с помощью своих правовых актов. В отличие от естественно-правового подхода в либеральной и социальной концепциях правового государства, в позитивистской концепции государство ограничено только позитивным правом, т.е. своими собственными законами, независимо от того соответствуют они естественным правам человека или нет. Права и свободы личности, общественных союзов и общества в целом с позиций такого подхода лишаются объективного и самостоятельного смысла и оказываются дарованными государством. В современной юридической литературе позитивистская трактовка правового государства подвергается критике, т.к. по существу, идет речь не о правовом государстве, а, скорее, о «государстве законов», в котором законы могут носить и неправовой характер, защищая произвол властей и нарушение прав человека. В СССРв конце 80-х гг. XX века была выдвинута концепция социалистического правового государства, в которой была предпринята попытка совместить марксистско-ленинское учение о государстве с естественно-правовым подходом в деятельности государственной власти, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, народовластии, принципом разделения властей и т.д., что было вызвано происходящими в стране реформами в политической, социальной и экономической системах общества («Перестройка, Демократизация, Гласность»).Однако концепция не получила дальнейшего развития в связи с распадом СССР и отказом от социалистического пути развития большинством стран социалистического лагеря. С точки зрения юридической науки концепция социалистического правового государства считается противоречивой, т.к. тоталитарный режим социалистического государства не совместим с устоявшимися в науке взглядами о понятии и признаках правового государства. Правовое государство - это одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующегося общества, т.е. обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. Принципы правового государства – юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственности. Основные признаки правового государства: 1. Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье). 2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти. 3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра. 4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней. 5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права. 6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке. 7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение. 8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права). |