1.
| Орфизм
| др.греч, религ. движение, возникшее в 6 в. до н. а. в результате реформы культа Диониса: центр. ритуал дионисийских оргий — омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхич. исступлении животной жертвы) — был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребёнка-Диониса и вкусивших его мяса.
|
|
|
|
2.
| Семь мудрецов
| древнегреческие авторы кратких изречений ("гном") на темы житейской мудрости
|
3.
| Софистика
| Образ мышления, отталкивающийся не от истины, а от чего-нибудь другого, либо пытающийся свести истину к чему-либо помимо самой истины.
|
4.
| Майевтика
| метод философствования, способствовавший рождению истины, применявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству.
|
5.
| Архэ
| начало, принцип, отправная точка познания.
|
6.
| Диалектика Гераклита
|
|
7.
| Диалектика Платона
|
|
8.
| Диалектика Зенона
|
|
9.
| Диалектика Сократа
|
|
10.
| Ирония (Сократ)
| скрытая насмешка над самоуверенностью того, кто мнит себя «многознающим».
|
11.
| Диалог (Сократ, Платон)
|
|
12.
| Апейрон
| понятие древнегреческой философии, обозначающее ‘беспредельное’.
|
13.
| Ум – Перводвигатель (Аристотель)
| это принцип всего, Космоса в целом, это все материальное в пределе своего становления - как динамического, так и целевого (энтелехиального), равно как и смыслового (умственного).
|
14.
| Нус Анаксагора
| это дух, интеллект, мировая душа.
|
15.
| Космос (Пифагор)
|
|
16.
| Метампсихоз
| переселение душ, одна из наиболее древних форм верования в загробную жизнь.
|
17.
| Скептицизм
| филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента.
|
18.
| Агностицизм
| Философское учение, утверждающее, что мы не можем ничего знать о действительной сущности вещей, вследствие относительности наших знаний
|
19.
| Эйдос (Платон)
| У Платона — синоним термина «идея», умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей в качестве их определяющего начала.
|
20.
| Форма (Аристотель)
| значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению
|
21.
| 4 причины (Аристотель)
| Материальная причина – материя (глина или бронза, например)
Действующая причина – источник (скульптор, например)
Формальная причина – сущность (форма, схема, план или иная формирующая структура)
Конечная причина – конечная цель (та функция, которую данный предмет в конечном итоге должен выполнять)
|
22.
| Первоэлементы (Аристотель)
|
|
23.
| Образ Пещеры (Платон)
|
|
24.
| Первоматерия
|
|
26.
| Детерминизм
|
|
27.
| Органон
|
|
28.
| Натурфилософия
|
|
29.
| Апория
|
|
30.
| Силлогизм
|
|
31.
| Эристика
|
|
32.
| Релятивизм
|
|
33.
| Политеизм
|
|
34.
| Монотеизм
|
|
35.
| Пантеизм
|
|
36.
| Деизм
|
|
37.
| Атеизм
|
|
38.
| Три тезиса Горгия о небытии
|
|
39.
| Софисты о религии
|
|
40.
| Софисты о природе
|
|
41.
| Софисты о цивилизации
|
|
42.
| Антропоморфизм
|
|
43.
| Эманация
|
|
44.
| «Золотая середина» Аристотеля
|
|
45.
| Части души и типы душ (Платон)
|
|
46.
| Части души и типы душ (Аристотель)
|
|
47.
| Пневма
|
|
48.
| Демиург
|
|
49.
| Эпохе
|
|
50.
| Космополитизм
|
|
51.
| Экстаз (неоплатонизм)
|
|
52.
| Телеология
|
|
53.
| Докса
|
|
54.
| Эпистема
|
|
55.
| Светлое познание (Демокрит)
|
|
56.
| Темное познание (Демокрит)
|
|
57.
| Атом
|
|
58.
| Катарсис
|
|
59.
| Изостения
|
|
60.
| 15 скептических тропов
|
|
61.
| Космополитизм
|
|
62.
| Эвдемонизм
|
|
63.
| Гедонизм
|
|
64.
| Атараксия
|
|
65.
| Автаркия
|
|
66.
| Аполитичность
|
|
67.
| Логос (Гераклит, стоики)
|
|
68.
| Единое (неоплатонизм)
|
|
69.
| Эклектика
|
|
70.
| Формы государственного устройства (Платон)
|
|
71.
| Добродетель-арете (Сократ, софисты, Платон,Аристотель, стоики
|
|
72.
| Каллокагатия
|
|
73.
| Эон
|
|
74.
| 3 части философии у Эпикура и стоиков
|
|
75.
| Триадизм СУЩЕГО у Прокла (неоплатонизм)
|
|
76.
| Агон
|
|
77.
| Эпикур о 3-х страхах и трех группах наслаждений
|
|
78.
| Теория у греков
|
|
79.
| Теоретический образ жизни
|
|
80.
| Время и вечность у Платона
|
|
81.
| Сотворение мира у Платона.
|
|
82.
| Мировая Душа у Платона
|
|
83.
| Мировой Ум у Аристотеля.
|
|