Главная страница
Навигация по странице:

  • Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.)

  • Государственная медицина

  • ор. Врачевание и медицина в древнерусском государстве киевской руси (ixxv вв.) И московском государстве (xv xvii вв.)


    Скачать 71 Kb.
    НазваниеВрачевание и медицина в древнерусском государстве киевской руси (ixxv вв.) И московском государстве (xv xvii вв.)
    Дата16.04.2022
    Размер71 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаVrachevanie-i-meditsina-v-Drevnerusskom-gosudarstve-i-Moskovskom.doc
    ТипДокументы
    #477538

    Тема: ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ – КИЕВСКОЙ РУСИ (IX-XV вв.) И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (XV- XVII вв.)
    Медицина в Древнерусском государстве – Киевской Руси (IX-XV вв.)

    Древнерусское государство, известное в истории как Киевская Русь, сложилось во второй половине IX века в результате объединения двух главных центров восточных славян – Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль водного торгового пути из Балтийского в Чëрное море. По этому пути «из варяг в греки» в IX-XII веках шла торговля древней Руси и Северной Европы с Византией. Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство, хозяйственную основу которого определяло земледелие.

    Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988 году. Оно способствовало объединению княжеств, установлению и развитию экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами. Выбор Древней Русью православия содействовал широкому распространению письменности: переписке древнерусских и переводу на славянский язык иностранных книг.

    История русской культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства, и ориентировалась в своëм развитии на Византию. Культурные традиции Византии оказали положительное влияние на народную, основанную на языческом мировоззрении, культуру древней Руси.

    Источниками информации по истории врачевания в Древнерусском государстве являются:

    - письменные памятники (летописи, законодательные и нормативные акты, травники и лечебники);

    - произведения изобразительного искусства, фольклора;

    - записи иностранных путешественников.

    На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. Свои познания и практический опыт они получали в «семейных школах», и секреты врачевания передавали из поколения в поколение, от отца к сыну.

    В лечебной практике широко использовались различные средства растительного, животного и минерального происхождения. Основное место в древнерусской медицине занимали лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, цвета липы, листьев берëзы, корневищ валерианы, можжевеловых ягод. Лук и чеснок в особенности были популярны на Руси, их использовали при лечении ожогов кожи, ушибах и ранениях. Из средств животного происхождения лечцы применяли сырую печень трески, сало, молоко и желчь животных, панты оленя и секрет железы кабарги – мускус. Из лекарств минерального происхождения широкую популярность имели камни: хризолит, лазурит и агат. Известны были целебные свойства меди, серебра и золота. При лечении лечцы также использовали уксус, селитру, скипидар, медный купорос, мышьяк, ртуть, сурьму и др. Русскому народу с давних времен были известны целебные свойства минеральных вод, которые с успехом применялись для укрепления здоровья.

    Опыт народной медицины обобщен в многочисленных рукописных травниках и лечебниках. В травниках содержатся сведения о травах и снадобьях, о заговорах при лечении. Лечебники, как правило, переводились с иностранных языков и по праву считались первыми отечественными медицинскими энциклопедиями.

    Были на Руси народные врачеватели по различным болезням: костоправы, которые лечили вывихи и переломы, резалники (хирурги), которые умели «разрезать ткани» и ампутировать конечности, а также повивальные бабки, зубоволоки, кровопуски, камнесечцы и др.

    Особенно почиталась на Руси хирургия. Так как профессиональным атрибутом резалника (хирурга) считалось железо, то хирургия носила ещё название «железной хытрости» – мастерства, искусства и науки. От хирурга требовалась решительность, смелость. Он должен быть молодым, иначе «не увидит, где железо лежит в ране», оперировать больного следует быстро, чтобы «скоростью украдать болезни чювство» (византийский и древнерусский сборник слов Иоанна Златоуста «Маргарит», XII век). Для проведения хирургических операций использовались инструменты «снасть» – нож, бритву, кроило, пилу, раму, сверло, тесле, а также инструменты для кровопускания. Раны сшивались суровыми конопляными нитями, «струнами» из кишок и брюшины животных. С целью обезболивания применялись болеутоляющие и снотворные средства растительного происхождения (красавка, опий, болиголов). Эти же обезболивающие средства использовали при пытках и родах.

    С принятием христианства на Руси медицинскими центрами становятся монастыри. Из Византии вместе с христианством пришли на Русь и многие взгляды на врачебное дело, как на предмет попечительства церкви. Первые сведения о монастырских больницах в Древнерусском государстве относятся к IX веку. Больницы были построены при монастырях в Киеве, Переяславле, Новгороде, Смоленске и других городах для лечения не только монахов, но и населения. Большой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры, в которой оказывали медицинскую помощь раненым и больным со всей Руси. При монастыре были специальные помещения (больницы), где монахи ухаживали за тяжелобольными. Среди монахов прославились своим врачебным искусством Антоний, Алимпий и Агапит. Монастырские больницы превращались в госпитали во время военных действий, осадах городов, в карантинные больницы – при эпидемиях.

    Для больниц существовали «уставы», в которых были оговорены расходы на содержание больных и больничных штатов, а также порядок управления в них.

    Монастырские больницы являлись центрами просвещения: в них обучали врачеванию, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латинского языков монахи дополняли их медицинскими знаниями, основанными на многовековом опыте русского народного врачевания. Написанные на пергаменте, некоторые книги дошли до наших дней.

    Во времена монголо-татарского нашествия только в монастырях сохранялась относительная безопасность, так как завоеватели отличались веротерпимостью. Именно сюда приходили люди, которым оказывалась медицинская помощь. Приходили в монастыри и народные целители (лечцы), что способствовало проникновению опыта народной медицины в практику монастырского врачевания.

    В древнерусских рукописных книгах X-XI веков «Русская правда», «Изборники» Святослава, «Устав Великого князя Владимира Святославовича» и «Шестодневы» содержатся сведения о положении врачевателя в обществе и правовые аспекты его деятельности, указания монастырям давать приют не только богатым, но и бедным больным, описывается строение человеческого тела и функционирование его органов, даются гигиенические советы, рекомендации по диете, приводятся медицинские сведения.

    «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике на Руси в XI – XII веках: врачеватель должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выполнять самые чёрные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему, делать всё, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии.

    Помимо монастырской медицины, в Киевской Руси существовала светская медицина. Элементы светской медицины связаны с деятельностью киевских князей, которые прославились своим попечительством о сиротах, больных и убогих. В Киеве, Новгороде и других городах при княжеских дворах, монастырях имелись русские и иностранные лекари, выходцы из Византии, которые широко использовали в своей практике опыт народной медицины. Светские врачеватели-профессионалы могли распознавать и лечить болезни, готовить лекарства и предсказывать исход некоторых заболеваний.

    По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство опережало страны Западной Европы. При раскопках на территории древнего Новгорода были обнаружены деревянные мостовые, гончарные и деревянные водосборники и водопроводы, предметы гигиенического обихода.

    Русская баня – одно из древнейших гигиенических заведений на Руси. Наряду со своим прямым назначением, она служила местом, где лечили различные простудные, кожные и другие заболевания. В ней лечцы вправляли вывихи, делали кровопускания, массаж и растирания целебными мазями, принимали роды. Общественные бани строились вблизи монастырей и гражданских больниц, а индивидуальные – при усадьбах и дворах.

    Не менее важным элементом гигиены на Руси была стирка белья.

    В русских летописях встречаются описания эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». Одной из мер пресечения распространения эпидемий было то, что заболевших людей выносили за пределы населённой местности. Следовательно, на Руси имелись определённые представления о контагиозности инфекционных заболеваний.

    Древнерусское государство просуществовало в течение трëх столетий, затем распалось на несколько мелких княжеств. Феодальная раздробленность Руси не позволила противостоять ей татаро-монгольскому нашествию. Длительное татаро-монгольское иго (1240-1480) значительно ослабило развитие медицины, хозяйственной жизни и культуры Руси в целом.

    В этот трагический для Руси период истории медицина продолжала развиваться в монастырях, расположенных на землях, свободных от порабощения татаро-монгольскими завоевателями. Таким центром русской медицины того времени был Кирилло-Белозëрский монастырь, основанный в конце XIV века. При монастыре было несколько больниц. В нëм был сделан перевод с греческого на славянский язык комментариев Галена к «Гиппократову сборнику».

    Таким образом, в Древнерусском государстве преобладала народная медицина. Наряду с народными врачевателями (лечцами), медицинскую помощь оказывали светские врачеватели-профессионалы. Они умели распознавать и лечить болезни, знали лечебные свойства лекарств растительного, животного и минерального происхождения. Монастыри были организаторами первых больниц на Руси.
    Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.)

    Стремление русского народа освободиться от монголо-татарского ига (1240-1480) послужило серьёзным стимулом для начавшегося в XIV веке процесса объединения русских земель в единое централизованное государство. Особую роль в процессе объединения русских земель сыграл князь Иван Калита (ок. 1283-1340), который заложил основы политического и экономического могущества Москвы. В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389), встав во главе общерусского ополчения, одержал победу в битве с монголо-татарами на Куликовом поле у реки Дон. После этого сражения он получил прозвище Донской.

    Историческое значение Куликовской битвы огромно. Она не только явилась первым крупным поражением Золотой Орды, но значительно ослабила монголо-татарское иго и ускорила её распад. Более того, эта победа имела большое моральное и психологическое значение, укрепила авторитет Москвы как центра объединения разрозненных русских княжеств и создала реальные предпосылки для образования централизованного Московского государства. Создание Московского государства было завершено при Иване III (1462 – 1505) после победы русских войск на реке Угре (1480), обозначившей окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.

    Народная медицина

    На протяжении многих веков народная медицина на Руси занимала ведущее положение, её опыт передавался из поколения в поколение. Лишь в конце XVII века появляется профессиональная медицина, которая берёт своё начало из народной медицины.

    Изучение исторических текстов показало, что в Московском государстве имелись различные медицинские профессии: лечцы (народные врачеватели), лекари (врачи-профессионалы), подлекари (фельдшеры), резальники (хирурги), рудомёты (кровопуски), зелейники (аптекари), травники (фармацевты) и др.

    Опыт народной медицины отражён в многочисленных рукописных лечебниках, травниках, а также летописях и архивных документах.

    В травниках и лечебниках описываются лечебные свойства растений, даются практические советы, как лечить некоторые заболевания.

    В лечебниках упоминаются такие болезни, как «жабная» (стенокардия), «чечуйная» (геморрой), «сухотная» (туберкулёз), короста (чесотка), рак, рожа, цинга, золотуха, ячмень и др.

    В XVI-XVII веках лечцы широко применяли оригинальные методы лечения с использованием лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Например, раны лечили медовыми лепёшками, печёным луком, листьями подорожника или капусты. Переломы лечили при помощи охватывающей холщовой повязки, пропитанной смесью варёного мёда с пивом. При укусе змей к ране пострадавшего прикладывали свежую крапиву с солью и давали пить отвар чеснока, сваренного в пиве. Ожоги лечили с помощью повязок, пропитанных конопляным маслом. Для лечения чахотки (туберкулёза) рекомендовалось пить кобылье молоко и смазывать кожу дёгтем. Крапива применялась как кровоостанавливающее и противоцинготное средство. Кроме того, цингу лечили луком, чесноком и хреном. Берёзовый сок или настой из можжевеловых ягод назначались при заболеваниях почек. Печень трески и телячья печень применялись при куриной слепоте.

    В травниках значительное место отводится также заговорам и заклинаниям, так как считалось, что причиной болезней может являться колдовство.
    Государственная медицина

    Первая аптека, которая обслуживала царя и членов царской семьи, появилась на Руси в 1581 году. На протяжении почти ста лет она была единственной в Московском государстве. Первоначально в аптеке работали только иноземцы, а русские аптекари-профессионалы появились в ней позднее. В 1672 году в Москве открывается вторая аптека для оказания лекарственной помощи населению. В 1673 году за обеими аптеками закрепляется право на монопольную торговлю лекарствами.

    В XVII столетии на фоне усиления царской самодержавной власти в Московской Руси появляются элементы государственной медицины, что было обусловлено постоянной угрозой военного нападения со стороны иностранных завоевателей, необходимостью обеспечения войска постоянной медицинской помощью и проведением карантинных мероприятий во время эпидемий повальных (инфекционных) болезней.

    Аптекарский приказ – первое государственное медицинское учреждение в России. Как считает большинство учёных-историков, он был создан около 1620 года. Среди служащих Аптекарского приказа преобладали иностранцы, но возглавляли его на протяжении XVII столетия только русские бояре из числа наиболее образованных и приближённых к царю. В штате Аптекарского приказа числились доктора, аптекари, лекари, травники, переводчики и пр. Все служащие Аптекарского приказа назначались и увольнялись по именному приказу царя.

    Первоначально назначением Аптекарского приказа было обеспечение лечебной и лекарственной помощью царя, его семьи и приближённых. Выписка и приготовление лекарств сопровождались большими строгостями. Лекарства, предназначенные для царя, хранились в особой комнате аптеки, которая опечатывалась печатью Аптекарского приказа.

    К середине XVII века Аптекарский приказ из придворного превращается в общегосударственное учреждение, задачи и функции которого значительно расширяются. Аптекарский приказ занимается приглашением на службу отечественных и иноземных докторов, осуществляет контроль над их работой и выплачивает им денежное жалованье. Кроме этого, Аптекарский приказ осуществлял проверку «докторских сказок» (историй болезни), организовывал проведение карантинных мероприятий и судебно-медицинских освидетельствований, ведал приобретением и хранением книг, контролировал деятельность аптек. Важнейшей функцией Аптекарского приказа было обеспечение медицинской и лекарственной помощью армии.

    Аптекарский приказ организовывал заготовку лекарственных растений. Сбором растений занимались опытные люди из народа, которые назывались травниками. Они числились в штате Аптекарского приказа. Лечебные травы поступали в Аптекарский приказ из разных мест в порядке выполнения государственной «ягодной повинности». В Москве создаются аптекарские огороды для выращивания лекарственных растений. Значительная часть лекарственных растений для аптек закупалась за границей – в странах Западной Европы и Востока.

    После образования Московского государства организация медицинской помощи населению и медицинской службы в войсках постепенно переходит в ведение государства. В городах за счёт государства стали строиться богодельни для убогих и престарелых, а также больницы, в которых лечили бесплатно всех нуждающихся в медицинской помощи. Первый временный военный госпиталь был создан недалеко от Москвы в Троице-Сергиевой лавре во время польско-литовской интервенции (1611-1612). В госпитале медицинская помощь оказывалась не только раненым, но и укрывшимся за стенами лавры гражданским лицам, заболевшим цингой, дизентерией или другими заболеваниями. Второй временный военный госпиталь был открыт в Смоленске в 1656 году во время войны с Польшей, а третий – в Москве в 1678 году, в период войны с Турцией и Крымским ханом. Содержание раненых и оказание медицинской помощи в госпиталях осуществлялось за счёт средств государства.

    Крупные русские торговые города Псков и Новгород, которые вели оживлённую торговлю с иностранными государствами, являлись основными путями проникновения повальных (инфекционных) болезней в Московское государство. Наиболее часто в Московском государстве свирепствовали опустошительные эпидемии чумы («чёрной смерти»).

    Во время эпидемий прекращался ввоз и вывоз каких-либо товаров, а также приостанавливались работы на полях, что вело к неурожаям и голоду. Появлялась цинга и другие болезни, которые вместе с голодом способствовали росту смертности среди населения.

    В конце XVI – начале XVII веков карантинные меры борьбы с эпидемиями повальных болезней стали носить государственный характер. Во время эпидемий на дорогах ставились заставы, через которые не пропускали ни бедных, ни богатых. Все заражённые предметы и одежда сжигались на кострах. Контакт с заразными больными прекращался, лечцов для оказания им помощи не допускали. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших, погребали их за пределами города. Следует отметить, что в борьбе с эпидемиями повальных болезней несомненная заслуга принадлежит Аптекарскому приказу.

    В 1654 году при Аптекарском приказе на средства государственной казны была создана лекарская школа. Принимали в неё детей стрельцов, духовенства и служилых детей. В школе преподавались начала анатомии, физиологии и хирургии. Ученики изучали латинский язык, осваивали диагностику болезней и их лечение. Кроме того, обучение включало лекарствоведение, сбор лекарственных трав и работу в аптеке. Предусматривалась ученическая практика в стрелецких полках.

    Учебными пособиями служили народные травники и лечебники, а также «докторские сказки» (истории болезней).

    В 1657 году монах Епифаний Славинецкий перевёл на славянский язык труд Андреаса Везалия «Эпитоме», который явился первой в России книгой по научной анатомии.

    Обучение в лекарской школе длилось 5-7 лет. По завершении обучения лекари в большинстве своём служили в стрелецких полках.

    Одновременно с лекарской школой при Аптекарском приказе была создана школа костоправов. Срок обучения в школе был полтора – два года. Выпускники школы направлялись в стрелецкие полки для практической работы.

    Гражданскому населению медицинскую помощь лекари оказывали на дому или в русской бане, а стационарной медицинской помощи не было.

    В Московском государстве продолжали строиться больницы при монастырях, которые имели важное оборонное значение. Во время войн монастырские больничные палаты становились временными госпиталями для лечения раненых воинов. Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, но в военное время содержание и медицинское обслуживание больных во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счёт государства. Это было важной особенностью русской медицины XVII века.

    При некоторых монастырских больницах существовали библиотеки, откуда больным выдавались книги для чтения.

    Постоянных гражданских больниц ещё не было, но попытки создать временные учреждения типа военно-тыловых госпиталей увенчались успехом. В 1678 году в Москве на трёх подворьях было организовано многомесячное лечение больных и раненых после боёв под городом Чигириномi (Украина).

    ________________________________

    ¹ Чигиринские походы 1676-1678 годов – походы русского войска и запорожских казаков в период русско-турецкой войны 1677-1681 годов во времена царствования Фёдора Алексеевича.

    Избы были хорошо утеплены, раненые и больные лежали на топчанах с матрацами. Медицинскую помощь больным с сердечными и почечными отёками, запущенным сифилисом, болями в свежих ампутационных культях оказывали практически все лекари Москвы, в большинстве своём русские.

    В России право присуждения учёной степени доктора медицины было узаконено лишь в XVIII веке. Однако уже в XV веке в Московском государстве появились первые доктора медицины, получившие образование в университетах Западной Европы. Среди них Георгий из Дрогобыча и Франциск Скорина и Пётр Васильевич Постников.

    В Московском государстве проводились различные мероприятия, включавшие приёмы и способы предупреждения распространения инфекционных (заразных) и неинфекционных (незаразных) болезней. Издавались царские указы и распоряжения местных уездных властей об открытии в городах общественных бань, о поддержании в чистоте улиц, рынков, о контроле за продажей пищевых продуктов и т.д. Контроль над исполнением распоряжений по борьбе с сибирской язвой, тифами, дизентерией, венерическими заболеваниями возлагался на губернские власти.

    Таким образом, в Московском государстве появляется государственная медицина, открываются первые аптеки, больницы и временные военные госпитали. При Аптекарском приказе организовывается лекарская школа для подготовки русских лекарей.


    i



    написать администратору сайта