Главная страница

Древняя медицина. Врачевание в Древнеи Греции. Общая характеристика греческои медицины


Скачать 79.55 Kb.
НазваниеВрачевание в Древнеи Греции. Общая характеристика греческои медицины
АнкорДревняя медицина
Дата24.09.2022
Размер79.55 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаNew Document.rtf
ТипКнига
#694134

Врачевание в Древней Греции.

Общая характеристика греческой медицины.

Страны средиземноморья в эпоху античности оказали огромное влия- ние на развитие человечества. Главными среди них были Греция и Рим.

Вещественные источники: литературные памятники «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в 9-ти книгах» Геродота, «Гиппократов сбор- ник».

Культура древней Греции занимает особое место в истории человече- ства. Греки сумели интегрировать культурные приобретения многих наро- дов. Древнегреческая культура, философия, естествознание и медицина представляет собой качественно новый этап культурного развития человека.

В истории развития Древней Греции различают следующие периоды: 1. Эгейский период – 3 –2 тыс. до н.э.

2. Классический – 1 тыс. до н.э.

3. Эллинистический – конец 1 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э. Эгейский период.

Наиболее ранней стадией развития древнегреческой культуры можно считать крито-мекенский или эгейский период (28-12 в. до н.э.). В этот пе- риод возникло ранне - классовое государство на о. Крит и материковой ча- сти Греции. Врачевание находит отражение в мифологии.

Вторжение дорийцев (ок. 1200 г. До н.э.) повлекло за собой распад раннеклассовых греческих государств. Дорийский период ознаменован по- степенным распространением железных орудий труда. В 10-8 в.до н.э. сло- жилось греческое письмо. Складываются полисы – города-государства (Афины, Спарта, Коринф). Мифология этого периода характеризуется рас- тущей властью человека над природой, интересом к человеку. Формирова- лась греческая религия. Культовая практика древних греков сводилась глав- ным образом к молитвам и жертвоприношениям. Боги были составной ча- стью природы. По сравнению с древней медициной в других странах меди- цина в древней Греции в меньшей степени находилась под влиянием рели- гии. С развитием рабовладельческого строя и религии храмы в Греции как и в других странах древности стали также местами лечения, а жрецы при- своили функции врачей. Но наряду со жреческой медициной существовала народная медицина.

Храмовая медицина. Асклепейоны.

Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впо- следствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства – сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины

Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) счи- тались его мифическими дочерьми. По преданию у Асклепия было два сына: Махаон – основоположник военной хирургии и Подалирий – внутренних болезней.

Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея – эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской дея- тельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или при- носящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восхо- дит к первобытному тотемизму – культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмбле- мой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен.

Обучение врачебному искусству первоначально проводилось в Аскле- пийонах- это помещения для лечения в храмах Апполона и Артемиды. В храмах Артемиды обучали главным образом акушерству. Элементы меди- цины преподавались в школах – палестрах, где афинские подростки полу- чали физическое воспитание. Учителя в палестрах занимались хирургией (лечили раны, вывихи, переломы). Определенные медицинские знания пре- подавались в философских школах, на базе которых, в 5-6 в до н.э возникли первые светские медицинские школы. Постоянных врачей не было. В случае эпидемий приглашались странствующие врачи-ремесленники. В храмах Ас- клепия лечение сопровождалось использованием приемов внушения. В ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати.

Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции распола- гались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на боль- ного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курени- ями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, про- изводились и хирургические операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты,

иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.

Греческая медицина, хотя и являлась непосредственным продолже- нием традиций древнего Востока, она в незначительной степени восприняла мистическую сторону медицины древних цивилизаций.

Характерной чертой древнегреческой медицины было большое вни- мание к физической культуре, и в связи с этим к личной гигиене. Историче- ская роль древней Греции в развитии медицины отразилась в широком ис- пользовании греческих терминов в современной медицинской терминоло- гии. Латинские термины представляют собой в большинстве случаев пере- вод греческих понятий. Значение древнегреческой медицины не исчерпыва- ется только различными открытиями. От нее берут начало две линии – эм- пирическое и философское.

Идеи древнегреческой философии и естественнонаучной мысли тесно связаны с проблемами медицины. Врачевание рассматривается в русле натурфилософии. В этот период характерно появление философских школ различных направлений.

Первая греческая философская школа возникла в малоазийской Ионии. Основатель – Фалес. Учения о единстве материи как всего сущего. Другая древняя школа – Пифагора. Начало всего сущего –число.

Кротонская врачебная школа. Основные учения: организм есть един- ство противоположностей, здоровый организм – результат равновесия про- тивоположных сил – сухого и влажного, противоположное излечивается противоположным. Положено начало учения о патогенезе болезней: местом возникновения болезней считались головной мозг, спинной мозг и кровь. Сицилийская врачебная школа. Основатель Эмпидокл. Выделяет 4 элемента сущего: огонь, воду, воздух и землю. Положил начало физиологии, интере- совался генетикой.

Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о че- тырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores – жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в

медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней – симптомах (греч. symptoma – совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos – способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) – современник Гиппократа.

Косская школа. Основоположник – Гиппократ. Здоровье связано с окружающим миром. Болезнь не наказание богов, а нарушение правил. Бо- лезни происходят от ословий окружающей среды и от образа жизни. Гиппо- кратики (ученики) поверхностному подходу противопоставляли вниматель- ное наблюдение за больными. Одна и та же болезнь протекает неодинаково. Каждый организм имеет свои особенности. Все люди делятся на 4 типа по своей конституции и поведенческому характеру (темпераменту). Гиппокра- тов сборник – энциклопедия древнегреческой медицины. Описано 250 ле- карств растительного происхождения и 50 животного.

Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.

Гиппокра́т – знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины». Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника «Афоризмы» и сходные с ними «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», а возможно, и некоторые другие. «Афоризмы» во все времена пользовались наибольшей известно- стью. Они состоят из восьми разделов, в которых собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родо- вспоможению. Сочинения по хирургии (греч. cheirurgia от cheir – рука и ergon – дело, работа; лат. chirurgia) «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т.д. дают стройное представление о высоком разви- тии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого че- репа. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья (Гиппократа)» – рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хи- рургии. В классический период древние греки не имели специальных зна- ний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время

хирургия древней Индии превосходила

хирургию древних греков. Древне- греческие врачеватели занимались в основном той областью хирургии, ко- торая сегодня включает в себя травматологию и десмургию (греч. desmurgia – учение о повязках, от desmos – перевязка и ergon – дело, работа).

В сборнике 5 сочинений: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благопри- личном поведении», «Наставления». Оканчивая обучение, будущий враче- ватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». Гиппократ знал систему органов движения, о чем свиде- тельствуют предложенные им методы лечения переломов, вывихов. Совер- шающиеся внутри организма процессы он представлял себе менее ясно. Здесь Гиппократ исходил в основном из гуморальных представлений. Со- гласно этим представлениям жизнь организма определяется четырьмя со- ками (кровь, слизь, 2 желчи). Гуморальная теория чрезвычайно далека от современных представлений. Гиппократ считал, что медицина требует не отвлеченного умозрения, а возможно более тщательного систематического и всестороннего наблюдения у постели больного.

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древне- греческих врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одного текста, где бы значилось авторство Гиппократа.

Александрийская школа. Деятельность Герофила и Эразистрата.

Заключительный период истории древней Греции носит название пе- риода эллинизма. Начинается с момента завоевания А. Македонского (4 в до н.э.) – создание Римской империи (сер. 1 тыс. н.э.). Вместо системы мел- ких самостоятельных общин – полисов – начало формироваться крупное централизованное государство. Огромная держава включала в себя терри- торию от Балканского полуострова до Индии и Северной Африки. Есте- ственным результатом образования огромного государства было смешива- ние культур. Характерен синтез греческого врачебного искусства и знаний древнего Востока. После смерти А.Македонского государство распалось на несколько крупных, так называемых эллинистических государств. Крупней- шим среди эллинистических центров была Александрия.

В столице Александрии основан Мусейон – место сосредоточения видных деятелей науки, искусства. В медицине – бурное развитие анатомии и хирургии. Анатомия выделяется в отдельную самостоятельную отрасль

медицины. Распространено бальзамирование, анатомирование тел умерших и приговоренных к казни.

Значительной ступенью в развитии науки явилась деятельность Ари- стотеля. Имел медицинское образование. Занимался естествознанием, пси- хологией и этикой. Наиболее характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности всего совершающегося Материалистическое понима- ние различных психологических состояний организма. Интересовали кон- тагиозные (заразные) болезни. Под его влиянием сформировались Гален, Диокл.

Основоположник сравнительной анатомии Герофил. Известен его труд «Анатомия». Был приверженцем гуморальной теории и последовате- лем Платона. Он считал, что организмом правит душа посредством сил: мыслящей, чувствующей, согревающей, питающей. Описал 4 важнейших органа: печень, сердце, кишечник, легкие. Изложил анатомию сосудов. Не- которые анатомические органы до сих пор носят названия, данные Герофи- лом. Установил 3 стадии работы серца, объяснил причину пульсации арте- рий, описал различия между венами и артериями.

Эразистрат – врачеватель Александрии. Производил вскрытия чело- веческих трупов, на живых животных изучал функции органов пищеваре- ния. Изучал человеческий мозг и его оболочку. Обнаружил нервные стволы, исходящие из мозга. Определил, что одни из этих стволов выполняет функ- цию чувствительности, другие – движения, подошел к идее циркуляции крови. Главной причиной болезней считал излишество в пище. Избыточная пища засоряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы.

В Александрийской школе господствовала греческая хирургия. Ле- чили вывихи, переломы, делали перевязку сосудов. В качестве обезболива- ющего использовали корень мандагоры. Проводили операции на почках, печени, селезенке.


написать администратору сайта