организация музыкально игровой деятельности. Вставить во 2 главу 2 Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности
Скачать 23.83 Kb.
|
Вставить во 2 главу 2.2 Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности В ходе экспериментального исследования проблемы музыкального воспитания дошкольников посредством игровой деятельности, мы выяснили, что целенаправленная работа по организации их деятельности окажет положительное влияние на процесс музыкального воспитания. Эффективность работы в данном направлении зависит от того, насколько широко будут использоваться различные формы игровой деятельности, способствующие реализации поставленных целей. Для того, чтобы убедиться в этом, мы проводили экспериментальные исследования методами наблюдения и опроса детей детского сада №. Нам необходимо было выяснить, как современный ребенок понимает, что же такое музыка, как рассуждает о ней, о ее роли и месте в жизни человека. Мы проанализировали результаты наблюдения и ответов детей и выяснили следующее: В том, что музыка необходима человеку, убеждено доминирующее число дошкольников. Сами дети выражают свое отношение музыке так: «люблю петь и танцевать под музыку», «грущу, когда музыка не звучит», «под музыку весело, настроение хорошее». В первую очередь дети предпочитают музыку «веселую, радостную, подвижную», затем отдают предпочтение музыке «плавной, грустной, задумчивой». Музыка, по мнению большинства детей, нужна для того, чтобы петь и танцевать, отдыхать, развлекаться, радоваться жизни, весело отмечать праздники. Но встречаются и суждения о том, что музыка «помогает думать», «заставляет человека переживать что-то», «вызывает какие-то чувства», «для красоты» «для игры» и т.д. Дошкольники знают, что музыку сочиняет композитор, они имеют довольно четкие представления о его деятельности, о различных музыкальных инструментах, с помощью которых «получается музыка». Наиболее знакомый и популярный музыкальный инструмент у детей - пианино, затем они называют барабан, дудку, металлофон. Менее знакомы детям балалайка и баян. Иногда к числу музыкальных инструментов они относят магнитофон. Дошкольники также знают, что музыка бывает вокальной и инструментальной, хотя можно порой услышать и такое высказывание: «Есть музыка, и есть песни, это две разные музыки». Они имеют представления о том, что музыку можно исполнять на одном или нескольких инструментах. Как показывают результаты опроса, практически все дети хотят, чтобы в группе звучала музыка, чтобы приходить с утра в группу и слышать музыку, играть в разные игры или рисовать под музыкальное сопровождение. Вот некоторые из ответов дошкольников: «Буду петь и играть в конструктор», «С музыкой веселее и интереснее играть», «Под музыку рисовать как-то приятнее» и т. п. Музыку слышит ребенок и дома, причем в большей степени, чем в детском саду. Малыш сам или с помощью родителей включает магнитофон, часто имеет собственную фонотеку. Вместе с родителями дети смотрят музыкальные передачи по телевизору - концерты, хит-парады, музыкальные клипы, но также и детские передачи. Интересно, что музыкальными дошкольники считают практически все детские программы, так как в них «звучит музыка». Ребенок с удовольствием подбирает музыку к мобильным телефонам родственников, имеет дома много музыкальных игрушек, любит двигаться под музыку. Дошкольникам свойственно совмещать разные виды художественной деятельности, например, слушать музыку, или рисовать и петь, или петь и танцевать, петь и играть на детском музыкальном инструменте, танцевать и подыгрывать себе на дудочке, барабане, бубне. Как правило, слушая музыку, дошкольники адекватно воспринимают характер и настроение музыкальных произведений, у них наблюдается желание отразить свои музыкальные впечатления в танце, движении, рисунке, пенни. Чаще всего ребенок находится под влиянием музыки в течение нескольких минут после ее прослушивания. А любимые произведения могут напеваться в течение длительного периода (от нескольких недель до нескольких месяцев). Есть лети, которые забывают о музыке сразу после ее окончания, переключаясь на другую деятельность, не переводя музыкальные образы в образы игровые. Встречи ребенка с музыкой позволяют ему по-разному использовать ее в жизни. Так, для праздника, приема гостей ребенок предлагает включить веселую, танцевальную музыку, в детском саду ему хочется слушать песни детского репертуара, классическую музыку. А вот дома хотелось бы, чтоб звучали по радио современные песни и музыкальные сказки. Для занятий спортом ребенок предлагает использовать музыку в стиле диско: «Музыка должна быть бодрой», «Чтобы под нее можно было прыгать, бегать, приседать, делать наклоны...», «Можно использовать марш», «Моя мама занимается под специальную музыку и поэтому она стройная». Для удовольствия, для души некоторые дети предпочитают послушать романсы, старинную музыку или русские народные песни. Проанализировав ответы детей, мы пришли к выводу, что музыкальные занятия, в которых будут использованы игровые приемы, интересны детям. Игровая деятельность с целью музыкального воспитания дошкольников возможна и целесообразна практически на всех занятиях музыкой: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация. Она существует не только как самостоятельный раздел занятий, но и как важная часть других видов музыкальной деятельности детей. На каждом этапе занятия можно использовать почти все виды музыкальной игры, некоторые из них преимущественны в той или иной возрастной группе. Приведем примеры игровых приемов, которые можно, на наш взгляд использовать с дошкольниками: Так, у самых маленьких она проходит как игра с движением и пением. Также большая роль принадлежит, например, яркой игрушке (зайцу, кукле, мишке). Эмоциональное исполнение взрослым игровых движений и песен будет привлекательно для малышей, заражает их настроением. У более старших детей можно использовать инсценировки песен («Вот какие чудеса», «Бравые солдаты», «Танец зайчат» А. Филиппенко). Они подводят к возможности использования развернутых игр-драматизаций по мотивам русских народных сказок, например, «Колобок» и «Теремок». Например, игровой приём «Разговор инструментов» - это диалог фортепиано и какого-либо ударного инструмента в исполнении педагога и воспитанника. Отвечать на фортепиано будет педагог, завершая или не завершая фразу, с целью активизации внимания ребенка. Затем беседуют два ребенка («ударника»), а группа («оркестр») комментирует степень законченности импровизации условными ритмическими формами. Инструменты можно заменить хлопками или стуком по разным предметам. Например, в игре «Почтальон» передаётся ритмическое предложение (педагогом), а группой оно повторяется устно с теми же нюансами. Комбинирование - заключается в умении сочетать отдельные структурные элементы, создавая при этом более сложные варианты. Например, в той же игре «Почтальон» первая фраза исполняется на crescendo, вторая - на diminuendo, или разными ударными инструментами, или с разными нюансами. Одним из первых творческих опытов детей можно считать вокальные импровизации, которые также можно проводить в игровой форме. Первоначально в вокальных импровизациях и «сочинениях» можно обходиться без слов. Импровизации и «сочинения» со словами готовятся ладотональными упражнениями на двух ступенях V-III («зови»), по ручным знакам, которые сначала показывает педагог, а затем руководство такими упражнениями поручает самим детям. По мере освоения новых ступеней появляется возможность разнообразить их сочетания. Это позволяет детям открывать новые интонационные комбинации. Распространённый игровой приём «Мелодическое эхо», способствующий развитию внутреннего слуха, проводился в виде устного диктанта. Мелодическую фразу, показанную ручными знаками педагогом, дети воспроизводят голосом. Затем, синхронно с ручными знаками учителя, мысленно пропевают мелодический фрагмент и воспроизводят его голосом так же с ручными знаками. Детям предлагается сочинить свой вариант и пропеть его. Творческими заданиями, развивающими способность активно интонировать, являются свободные голосовые импровизации без слов (вокализы). Свободное фантазирование мелодической линией происходит на фоне выдержанной гармонии, исполняемой на фортепиано педагогом. Дети не испытывают затруднений в таких творческих заданиях и с большим удовольствием выполняют их. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают игры, приведенные в Педагогической технологии организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие игровой деятельности и игровых умений дошкольников (автор Гогоберидзе). Цель: обогащение и развитие сюжетов детских игр старших дошкольников посредством восприятия музыкальных произведений. Задачи: · обогащение музыкально-слухового опыта детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных произведений; · обучение детей умениям переноса музыкального образа в игровой с дальнейшим развитием сюжетной игры; · развитие игровой деятельности дошкольников за счет восприятия новых музыкальных произведений. Пространство взаимодействия с педагогом: музыкально-игровая среда (удобное для прослушивания музыкальных произведений место в групповой комнате, расположение детей свободное - на ковре, на подушечках, на мягких игрушках). Необходимый инструментарий: магнитофон или музыкальный центр, кассеты, иллюстрированные картинки, куклы, элементы костюмов. Игра-фантазия «Полет шмеля» (на музыку Н.А. Римского-Корсаков «Полет шмеля»). Воспитатель приглашает детей занять удобные места на ковре, который «перенесет» их в волшебную страну. Появляется шмель. Воспитатель: Ребята, в стране, куда мы с вами попали, шмель не может говорить на человеческом языке, но он может рассказывать о своих приключениях с помощью музыки. О том, где шмель побывал, что с ним произошло, с кем он повстречался, мы сейчас услышим. Слушайте внимательно, а потом покажите своими действиями то, что услышали (звучит «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакого). После прослушивания произведения дети - «шмели» по очереди движениями, мимикой «рассказывают» историю, которую они представили себе при прослушивании данного произведения. Остальные разгадывают «немые» комментарии своих сверстников. Таким образом, сочиняется коллективный сюжет. Далее воспитатель предлагает всем «шмелям» выйти на полянку. (Звучит «Полька», и дети под музыку начинают танцевать, сопровождая танец разными действиями, на которые их побуждает музыка. Затем все возвращаются на волшебный ковер.) Воспитатель: Расскажите, что происходило на полянке, где встретились шмели? Дети рассказывают о том, во что они сейчас играли. Таким образом, отдельные сюжетные линии соединяются в один игровой сюжет. Игра-фантазия «Приключение Бабы-Яги и ее подружки Бабки-Ёжки» (с использованием произведений А. Лядова «Баба-Яга» и П. Чайковского «Баба-Яга»). Рекомендуемый материал: коробка, в ней две игрушечных Бабы-Яги. Дети сидят на удобных подушечках полукругом. Воспитатель: Ребята, у меня в коробочке кто-то спрятался и не хочет выходить до тех пор, пока вы не отгадаете кто это. Чтобы легче было угадать, я включу музыку, которая подскажет вам. Послушайте пьесу композитора Анатолия Константиновича Лядова и скажите, какой характер изображен в музыке? (Дети слушают отрывок из оркестровой пьесы А. Лядова «Баба-Яга») Дети: Характер музыки злой, колючий, прыгающий. Воспитатель: Как вы думаете, кого изобразил композитор такой «злой», «колючей» музыкой? Дети: Наверное, Бабу-Ягу. Она злая, хитрая, прыгает и летает в ступе. Воспитатель: Послушайте музыку еще раз и убедитесь, что вы правы (звучит отрывок из пьесы Лядова). Воспитатель (вынимает игрушечную Бабу-Ягу из коробки). Надоело Бабе-Яге прятаться, захотелось ей на волю выбраться да с подружкой своей, Бабкой-Ёжкой, повидаться, в силах помериться (вынимает из коробки вторую игрушку). Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский рассказал про нее в своей музыке. (Дети слушают фортепианную пьесу П. Чайковского «Баба-Яга».) А теперь давайте подумаем, что общего в музыке первой и второй пьес? В чем отличие? Дети: И в том и в другом произведении музыка недобрая, мрачная. Первую пьесу исполняет оркестр, вторая звучит на фортепиано, и она не такая страшная. Воспитатель: Попробуем подвигаться под музыку, показать, как ведут себя Бага-Яга и Бабка-Ёжка. (Звучат отрывки из музыки Лядова и Чайковского, дети в движениях демонстрируют поведение персонажей). Воспитатель: Итак, у нас есть две подружки Баба-Яга и Бабка-Ёжка, они такие разные, но обе получили приглашение на праздник к Кащею Бессмертному. Давайте разделимся на две группы: одна будет представлять Бабу-Ягу, а другая - Бабку-Ёжку. (Воспитатель берет на себя роль Кащея). Педагоги-практики отмечают, что при использовании игровых приёмов важно придерживаться следующих «режиссерских» правил: Перед началом игрового задания не спешить с провозглашением дидактической цели и с постановкой учебной задачи. Продумывать членение «событийного ряда» игрового задания таким образом, чтобы деятельность сложная была замаскирована выполнением детьми действий, достаточно для них легких, то есть обрамлять простыми, незамысловатыми действиями каждый новый шаг алгоритма. Каждый этап работы начинать со смены мизансцены: или поменять местонахождение детей (у окна, в уголке), или поменять их телоположение (стоя, сидя за столами, сидя «без столов», сидя на корточках), или же поменять набор сопровождающих игровых движений. Заранее продумывать, как и в какие моменты следует избавляться от штампов «парной педагогики» (учитель - ученики), заменяя ее режиссерской организацией непроизвольного внимания детей к мнению, умениям, действиям, целям друг друга. Задания формулировать на занятии таким образом, чтобы не мешать детям вкладывать в услышанную формулировку личные подтексты, обеспечивающие в группе особую, ситуативную, комфортную и добродушно-веселую атмосферу личной игривости по отношению, как к педагогу, так и друг к другу. При первом повторении игрового задания на следующем уроке обращать внимание на обеспечение в нем новой новизны, неожиданности и непонятности, а при повторениях последующих делать акцент на ритуально-традиционном повторении самых эмоциональных для детей моментов (приемов, ходов) игрового задания. Составить список любимых детских игр (времен своего детства или игр, любимых вашими учениками) для использования этих игр (или их элементов) на своих занятиях (хотя бы в качестве разминки-разрядки). Помнить, что живость проведения дидактической игры по большей части зависит от живости поведения педагога (сухость в его поведении или, наоборот, развязность и кокетство могут подпортить эффективность любой, казалось бы, так хорошо продуманной дидактической игры). В процессе игровой деятельности проявляются, и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются многие нравственные качества. В музыкальном воспитании детей дошкольного возраста большое значение имеют дидактические игры. В дидактических играх развивается восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Осуществляя музыкальное воспитание в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. В общей игре можно каждому найти дело с учетом его индивидуальных особенностей. Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного педагогического воздействия на детей. И воспитатель должен постоянно использовать их для разностороннего развития каждого ребенка. Музыкальные занятия, содержащие различные виды игровой деятельности, на наш взгляд, играют важную роль в музыкальном воспитании дошкольников. Применение игровых методов на музыкальных занятиях позволит не только оптимизировать музыкальное развитие детей, но и сделать увлекательным и интересным все этапы занятия, добиться, тем самым, большей эффективности в процессе музыкального воспитания дошкольников в целом. При планомерном и целенаправленном использовании, игровые приемы окажут положительное воздействие на развитие восприятия, музыкальности, музыкального вкуса; позволят дошкольнику, сталкиваясь с музыкой, ориентироваться на лучшие образцы и, в целом, будут способствовать эффективности их музыкального воспитания. |