Мангистау. второй Меккой
Скачать 171.5 Kb.
|
Древняя земля Мангистау имеет многовековую историю, является хранительницей огромных культурных ценностей, устного народного творчества, прикладного искусства, архитектурных памятников. Мангистау называют «второй Меккой», так как со всех концов Казахстана и приграничных государств сюда приходят множество паломников. На древней земле Мангистау находятся захоронения 362 святых отцов – ясновидцев, многие места на полуострове считаются священными. В мусульманском мире Мангистау отводится одно из ведущих мест. Редко встретишь человека, не посетившего эти святыни и мечтающего коснуться рукой дышащие древностью камней, ощутить удивительное дыхание Времени и Вечности. Здесь более десяти тысяч памятников архитектуры на древних некрополях, тысячи койтасов, кулпытасов, саркофагов, сагана-тамов и мавзолеев. Наибольший интерес представляют некрополи Бекет-ата, Шопан-ата, Шакпак-ата, Масат-ата, Караман-ата. В этих захоронениях археологи выявили определенную закономерность: на Мангистау сооружения в основном принадлежат роду адай и туркменским племенам, а на северо-востоке Устюрта - роду тобын. Бекет-ата. Один из самых известных памятников - мечеть Бекет-ата, вырубленная в скале. Мечеть Бекет-ата является одним из посещаемых мест полуострова Мангышлак. Подземная мечеть Бекет-ата занимает особое положение в мусульманском мире. Некрополь Бекет-ата, по значимости в одном ряду с захоронениями Мухаммеда и Ходжа Ахмета Ясауи. Б екет-ата известен в мусульманском мире как предсказатель и пророк, которому открыта Книга Бытия. Прославился также как целитель, человек знающий законы физики, математики, астрономии. 1.Вход в мечеть Бекет-ата По преданию жил Бекет - Ата во второй половине XVIII века. Родился он в 1750 г. вблизи нынешнего поселка Кульсары Атырауской области. В 14 лет он пришел поклониться праху почитаемого им мудреца Шопан - ата, получить благословение. На третью ночь Шопан - ата дал юноше наказ учиться. Отправился юноша в далекую Хиву, где в медресе постигал науки. Достигнув 40-летнего возраста, он стал суфием и начал обучать детей грамоте. На своем земном пути святой Бекет-ата прошел немало дорог, пока вновь не прибыл в Мангистау. Он построил четыре мечети: первая в Кульсарах - ее называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья в местности Байшатыр, на плато Устюрт, четвертая - подземная мечеть, вырубленная в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Он ушел от людей, стал отшельником и выдолбил себе пещеру в меловых скалах Западного чинка. Однако ученики последовали за ним, и постепенно в этом месте выросла целая школа, если можно так назвать с десяток пещерок-келий, выкопанных прямо на вертикальной стене уступа. Это место считается священным до сих пор. В одном из устюртских чинков поселился Бекет. Титаническим, невероятно упорным трудом он построил подземную мечеть, которая сейчас называется его именем. Это было его служение Богу, его познание Бога. Бекет-ата остался в памяти народной как воин, совершивший подвиги в битвах с калмыками. Как предсказатель и пророк, которому открыта книга Бытия. Как миротворец - при решении спорных вопросов с туркменами он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. Как исцелитель - к нему приходили немощные и страдающие, - и он даровал им здоровье и жизненные силы. Как учитель и наставник. Тысячные толпы верующих внимали его наставлениям - жить по правде, быть справедливым и творить добро. Нет сомнения, Бекет-ата, который скончался в 1813 году и похоронен в мечети Огланды, оставил после себя богатое духовное наследие. Появились люди, которые по крупицам собирают факты из жизни суфия, его поучения и обращения к народу, изучают построенные им подземные сооружения Подземная мечеть Бекет - ата, стала его последним пристанищем и несмотря на труднодоступность, является местом массового паломничества не только казахов, но и других народов, которые приезжают сюда, чтобы поклониться духу святого. По народным поверьям, суфий 2. Внешний вид мечети Бекет-ата. Бекет – ата не оставляет в беде тех, кто обращается к нему за помощью. Легенды гласят, что одно упоминание в разговоре имени Бекет - ата способно отвести беду, а молитва в мечети способна совершить чудо. Некрополь Бекет - ата - духовный, исторический и архитектурный памятник. Поражает необыкновенная акустика подземной мечети - во всех помещениях удивительная слышимость читаемых молитв. Более того, при открытых дверях, отдушинах отсутствует сквозняк. Создается впечатление, что суфий и в самом деле интуитивно постигал законы науки. Ученые выдвигают смелую гипотезу о том, что мечеть Бекет - ата была подобием обсерватории, в которой святой наблюдал за движением небесных тел. Это позволяло ему точно предсказывать суровую зиму, знойную жару, ливни, определять время откочевок на джайлау... На вершине урочища Огланды находится дом паломников, который еще называют «дом с голубыми куполами». Много легенд можно услышать в этом доме о чудодейственных способностях Бекет - Пира. Ритуальным центром комплекса Бекет-ата является расположенная у подножия чинка скальная мечеть, к которой ведет извилистая тропа. Вернее, раньше там была тропа, когда посещения не были такими массовыми, как сейчас. Теперь вместо тропы – вырубленная в скале довольно удобная широкая лестница. Пять лет назад ее построили по решению местных властей так же, как и гостиницу для приема и размещения многочисленных паломников. Эпохи, канувшие в вечность, никогда не покидали землю, застывая в облике городов, произведениях литературы и искусства, откладываясь в памяти людской. Они вокруг нас и в нас самих. Путешествуя по Мангистау, ощутите дыхание давно ушедших лет. Просторы полуострова хранят немало архитектурных, археологических памятников. Шопан-ата. Дорога к Бекет – Ата проходит по степи, мимо подземной мечети еще одного святого, имя которого Шопан – ата, который по легенде является духовным наставником Бекет – ата. Некрополь Шопан-ата, датируемый XII в. расположен в 25 километрах к северо-востоку от селения Сенек в Мангистауской области. В некрополе более 2000 памятников, которые разделены на казахскую и туркменскую части. Некрополь раскинулся по обе стороны неглубокого оврага, спускающегося по склону холма «Священной горы Шопан-ата» в направлении с юго-запада на северо-восток. Подземные мечети, вырубленные в скалах природного ландшафта края, считаются особо почитаемыми святыми местами. И стены здесь – не просто камни, они были свидетелями многих великих деяний. Шакпак-ата. Ярким проявлением камнерезного искусства является мечеть Шакпак – ата. В переводе «Шакпак – ата» означает «старец – кремень». Сохранилось свидетельство того, что Шакпак – ата является исторической личностью, внуком Шопан – ата, последователем учения Ходжи Ахмеда Яссауи и относится к лику 362 святых, почитаемых в Мангистау. Некрополь и подземная мечеть Шакпак-ата находится на Тупкараганском полуострове, в 15 километрах от залива Сарыташ. Мечеть Шакпак-ата, имеющая в плане форму латинского креста, вырублена в склоне каменного мыса между двух оврагов, опускающихся по склону горы Унгазы. Крестовидная планировка позволяет высказывать предположение о ее ином назначении в доисламский период. Вход в пещеру оформлен в виде портальной арки, вблизи которой вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников Некрополь и подземная мечеть Шакпак-ата находится на Тупкараганском полуострове, в 15 километрах от залива Сарыташ. Мечеть Шакпак-ата, имеющая в плане форму латинского креста, вырублена в склоне каменного мыса между двух оврагов, опускающихся по склону горы Унгазы. Крестовидная планировка позволяет высказывать предположение о ее ином назначении в доисламский период. Вход в пещеру оформлен в виде портальной арки, вблизи которой вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. Масат-ата. В двадцати километрах к юго-востоку от поселка Уштаган расположен некрополь Масат - ата, датируемый XIV-XIX веками. Некрополь размещается на длинной гряде с пологими юго-западным склоном, где имеются выходы известняка, который использовали в качестве строительного материала для памятников. Здесь же расположено полуподземная однокамерная мечеть, ориентированная входом на юг. Туркменскую группу памятников составляют мавзолеи, многочисленные надгробия типа «койтас». На надгробиях встречаются тамги, изредка рельефы переметных сумм. Казахская группа памятников расположена компактно, на его северо-восточной окраине. В нее входят два мавзолея, которые установлены как отдельно, так и в комбинации. |